Цифровизация должна стать катализатором рынка логистики

124014
Фото: СР

Развитие логистической отрасли и транзитного потенциала Казахстана — одна из наиболее важных государственных задач сегодня. О том, как ее решить, говорили на IV Международной конференции «Рынок транспорта и логистики», которая прошла в рамках крупнейшей в Центральной Азии выставки транспортно-логистических услуг и технологий TransLogistica Kazakhstan и на международном транспортно-логистическом бизнес-форуме New Silk Way, которые на прошлой неделе прошли в Алматы. По оценке организаторов, отраслевые мероприятия посетило в два раза больше участников, чем в прошлом году — к Казахстану и его логистическим возможностям приковано внимание всей Евразии.

Между тем рынок испытывает ряд проблем — это несовершенная инфраструктура транзитных коридоров, высокая конкуренция со стороны релоцированных российских и белорусских компаний, устаревший автопарк и дефицит контейнеров. Для стабилизации рынка важна государственная поддержка отрасли, а именно локальных перевозчиков. Отмена утилизационного сбора — пример такой помощи со стороны государства. Следующим шагом может стать субсидирование транспортных компаний для обновления подвижного состава.

Как и в прошлом году много говорили про цифровизацию отрасли. Но сегодня эта задача становится еще острее: раньше речь шла об оптимизации процессов ради собственной выгоды и успеха бизнеса, сейчас — о конкурентоспособности всей отрасли в стремительно меняющемся мире.

Как цифровизация бизнеса связана, к примеру, с развитием транзитного потенциала страны? Стоит задача увеличить объем транзитных грузоперевозок, в первую очередь, но направлению Китай — Европа. Решить инфраструктурные проблемы за короткий срок не получится — это масштабные проекты, требующие времени. Но можно улучшать ситуацию прямо сейчас: сократить время пути каждого груза, оптимизировав внутренние бизнес-процессы компаний-перевозчиков. И следовательно, каждый участник рынка сможет перевозить больше грузов за тот же период, увеличив объем транзита в целом.

Кроме этого, цифровизация способна снизить издержки на перевозку грузов на 16-28%, подсчитали в международной консалтинговой компании McKinsey. Это поможет стабилизировать цены и получить ресурсы для развития бизнеса, например, обновления автопарка.

При этом речь не идет о внедрении сложных технологий. Есть простые инструменты, способные существенно повысить эффективность управления всеми логистическими процессами. Объясню, как это работает.

Для перевозчиков по-прежнему остается вызовом оперативная и экономичная доставка грузов, сырья, материалов. Однако мировой опыт показывает: чтобы автоматизация работала в полном объеме, все участники перевозки должны быть включены в единое цифровое поле. Тогда весь процесс доставки груза — со склада грузовладельца до получателя — будет происходить бесшовно.

Рассмотрим только одно звено большого процесса — передачу груза от грузовладельца водителю. Это уже довольно сложная и запутанная процедура. Между ними есть посредники, нужно переносить данные из одной системы в другую, есть риски ошибок и человеческого фактора, которые тормозят процесс. Если бы грузовладельцы и перевозчики работали в одной системе, то процесс был бы более гладким и быстрым.

Грузовладельцы могут создавать единое цифровое поле на базе собственных систем или на открытых площадках как ATI.SU. Правила такого взаимодействия одинаковы: информация вводится единожды — на старте процесса, а доступ к системе могут иметь только доверенные перевозчики. Их состав важно пересматривать в зависимости от результатов работы. Это позволит держать цены на рыночном уровне.

Привлекать новых перевозчиков можно с помощью специализированных сервисов, позволяющих изучить паспорт компании, проверить ее благонадежность и рейтинг. Все эти возможности уже реализованы на казахстанском рынке силами агрегаторов и бирж грузоперевозок. 

Единое цифровое поле, куда привлекают доверенных перевозчиков, позволяет достаточно глубоко автоматизировать ключевые процессы. Например, можно автоматически распределять грузы между исполнителями в зависимости от их ставок и наличия свободного транспорта. Это позволит не только экономить время логистов, но и добавит прозрачности процессам, что в свою очередь поможет существенно снизить стоимость перевозок.

Далее, в том же сервисе, можно отслеживать заказы и движение груза с помощью GPS-мониторинга или мобильного приложения, которое устанавливается на смартфон водителя. При этом можно бесплатно использовать функцию мониторинга — такие решения есть на рынке.

В едином цифровом поле настраивается аналитика, которая помогает увидеть узкие места и точки роста в организации логистики. И конечно, есть возможность автоматизировать отчетность. При этом можно использовать облачные сервисы логистики со всеми этими функциями или работать внутри своей привычной системы, подключив к ней инструменты единого цифрового поля с помощью API.

Таким образом, на рынке транспортной логистики есть довольно простые инструменты, позволяющие оцифровать и автоматизировать большинство процессов. Сделав это в каждой отдельно взятой компании, можно ожидать положительных изменений на всем рынке — повышение эффективности логистики и конкурентоспособности отрасли в глобальных масштабах.

Рената Зобова, директор казахстанского представительства международной «Биржи грузоперевозок ATI.SU»

Международное информационное агентство «DKnews.kz» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKnews.kz» © 2006 -