Как в городе Алматы соблюдают конкурентное законодательство, а также о развитии конкуренции и ситуации с монополиями на разных рынках товаров и услуг рассказал руководитель Департамента Агентства по защите и развитию конкуренции РК по городу Алматы Нуржан Уранхаев, на брифинге РСК, передает DKNews.kz.
Выступая перед журналистами он подчеркнул, что АЗРК содействует развитию добросовестной конкуренции, занимается предупреждением, выявлением, расследованием и пресечением нарушений антимонопольного законодательства, демонополизации субъектов рынка, ограничивающих конкуренцию.
Так, Департаментом в 2022 году завершено 33 анализа состояния конкуренции на товарных рынках города Алматы, такие как розничная реализация нефтепродуктов, угля, электрической энергии, продовольственных товаров (молоко, сахар, подсолнечное масло, пищевая соль), ТБО, информационно-диспетчерских служб такси, проводного интернета и т.д.
По результатам проведенных анализов выявлен 21 доминант и 6 монополистов.
Внесено 37 уведомлений, 17 предписаний и проведено 21 расследование.
Одно из законченных расследований ТОО «Petrosun». Ранее были установлены факты применения монопольно высоких цен при реализации СНГ.
Так, за период с сентября по ноябрь 2021 года, цена оптовой реализации СНГ выросла на более чем 300% от утвержденной уполномоченным органом предельной цены (43 345,87) и составила 183 тыс.тг за тонну. Данный рост явился следствием непрекращающегося повышения цены на товар в ходе электронных торгов со стороны ТОО «Petrosun» без объективно оправданных на то причин.
По результатам проведенных мероприятий, в доход государства возмещено свыше 2,2 млрд.тг.
В дальнейшем, ТОО «Petrosun» привлечено к административной ответственности на сумму свыше 600 млн.тг. по факту злоупотребления своим доминирующим положением, выраженном в необоснованных отказах от реализации нефтепродуктов (АИ-92, ДТ) отдельным субъектам рынка (более 25 субъектов рынка).
По итогам судебных разбирательств, действия антимонопольного органа признаны законными и обоснованными, на сегодняшний день сумма штрафных санкций оплачена в бюджет в полном объеме.
Необоснованному повышению цен на СНГ также поспособствовали действия АО «Товарная биржа ЕТС». В рамках проверки установлено, что 17 сентября 2021 года, протоколом заседания управляющего комитета Биржи принято решение установить размер базовой цены СНГ по новым торговым инструментам в размере среднего индекса цен за сентябрь месяц с поставкой от завода СНПС-Актобемунайгаз.
Однако, в соответствии с Правилами организации и проведения торгов СНГ через ЭТП, на первых электронных торгах базовая цена устанавливается на уровне текущей предельной цены сжиженного нефтяного газа.
Несмотря на установленную предельную цену в размере 43 345,87 тенге Биржа установила базовые цены по 8 новым торговым инструментам в диапазоне от 70 до 106 тысяч тенге.
Таким образом, установление незаконных базовых цен, повлекло за собой искажение последующих базовых цен, что привело к необоснованному удорожанию СНГ.
Действия Биржи повлекли за собой последствия, в виде необоснованного удорожания СНГ на сумму свыше 396 млн. тенге.
В настоящий момент идут судебные разбирательства.
Департаментом проведено расследование по признакам сговора на закупках СК Фармации в отношении ТОО «КазБелМедФарм» и ТОО «MEDIX». Судами, заключение Департамента признано законным и обоснованным.
Департаментом также внесены уведомления по признакам злоупотребления доминирующим положением таким организациям как: ТОО «Сахар Пром Казахстан» за необоснованное применения разных цен к равнозначным соглашениям при оптовой реализации сахара, АО «СК Номад иншуранс» за создание барьеров ограничивающих доступ субъектов на рынок ПЦР тестирования, АО «АлЭС» за навязывание услуг аффилированной организации АО «АЖК».
- по признакам антиконкурентных согласованных действий в адрес АО «Эйр Астана» и АО «Казак Эйр» за установление и поддержание цен на услугу сопровождения несовершеннолетних, по результатам исполнения уведомления цены снижены на 10 и 20% соответственно.
- по признакам антиконкурентных действий государственных органов в адрес Аппарата Акима Жетысуского района за необоснованное укрупнение лотов и ограничение конкуренции на рынке благоустройства территорий.
- по признакам недобросовестной конкуренции в адрес КГП на ПХВ «Алматинский онкологический центр» за оказание необоснованного предпочтения определенным поставщикам лекарственных средств и т.д.
Департаментом рассмотрено 3 ходатайства на создание государственных предприятий из которых 2 детских сада и ТОО «Алматы Паркинг», 30 ходатайств на реорганизацию школ из КГУ в КГП на ПХВ и 29 ходатайств на согласование видов деятельности государственных предприятий.
Внесено 3 предписания в адрес ТОО «Алматы Финанс», ТОО «Микрофинансовая организация Алматы», ТОО «Оператор инфраструктуры ИЗА» о необходимости прекращения осуществления видов деятельности несогласованных с антимонопольным органом.
По результатам исполнения предписаний вышеуказанными государственными предприятиями прекращено осуществление несоответствующих законодательству видов деятельности.