Цифровизация торговли: возможности и вызовы для предпринимателей

39127
Фото: kapital.kz

Цифровизация торговли – это процесс внедрения цифровых технологий и интернет-решений в сферу продаж товаров и услуг. В последние годы цифровизация стала ключевым трендом, трансформируя традиционные бизнес-модели и создавая новые возможности для предпринимателей.

В последние годы электронная коммерция демонстрирует значительный рост, что отражается в увеличении доли электронной торговли в общем объеме розничной торговли. Согласно данным Бюро Национальной статистики за 2023 год, доля электронной торговли достигла 12,7%. Важно отметить, что эти данные включают в себя продажи через маркетплейсы, которые значительно способствовали этому росту.

Источник: Бюро Национальной статистики РК

Предприниматели, использующие цифровые платформы, получают доступ к более широкому рынку и могут эффективно конкурировать, предлагая удобные и персонализированные сервисы для своих клиентов. Таким образом, цифровизация создает возможность выходить на новые рынки без необходимости физического присутствия. Это интернет-магазины, маркетплейсы, которые позволяют вести продажи и предлагать услуги по всему миру, расширяя аудиторию.

К примеру, доля предприятий, использующих маркетплейсы в 2023 году составила 79,7%, тогда как доля предприятий, реализующих товары и услуги через собственные интернет-ресурсы, составила 30,3%. Из них 10% осуществляют розничную электронную коммерцию одновременно через маркетплейсы и собственные интернет-ресурсы.

По словам частного предпринимателя, Азата Жанбурчинова, “Торговля на маркетплейсах - менее рискованный и безопасный вход в бизнес. Есть возможность расширить географию продаж и повысить доход. В онлайн торговле всё намного проще сделано, тщательно продуманы способы доставки и логистика. Главное, подстроиться под спрос и рынок”.

Возможности цифровой торговли

Цифровые технологии, также, улучшают опыт клиентов и упрощают процесс покупок. За счет автоматизации многих рутинных операций. Онлайн-консультанты, чат–боты, системы CRM помогают предпринимателям в должном обслуживании клиентов и повышают эффективность бизнеса. К тому же, существуют системы, которые помогают в управлении запасов на складе и специальные бухгалтерские программы, логистические платформы. Они заметно упрощают управление и регулирование бизнес-процессов.

Немаловажную роль играет доступ к данным и аналитике продаж. Анализ данных о поведении клиентов, продажах и рыночных трендах помогает оптимизировать ассортимент, цены и маркетинговые стратегии. На маркетплейсах существуют встроенные инструменты анализа, которые позволяют отслеживать продажи, регулировать эффективность маркетинговых кампаний и также, помогают в сборе отзывов и оценок от клиентов. Это способствует улучшению качества товаров на основе удовлетворенности клиентов.

Многие маркетплейсы предоставляют API (Application Programming Interface), которые позволяют предпринимателям интегрировать данные из маркетплейса с собственными системами аналитики и CRM. Так как использование сторонних аналитических программ может автоматизировать сбор данных и расширить отчеты по продажам.

Вызовы цифровой торговли

Однако предприниматели могут столкнуться и с трудностями, связанные с внедрением цифровых технологий в свой бизнес. В первую очередь, возможности электронных ресурсов требуют больших финансовых вложений, что может быть затруднительным для владельцев предприятий, в особенности, на начальном этапе.

С ростом цифровизации возрастает и риск киберугроз. Утечки данных, хакерские атаки и мошенничество могут нанести серьезный урон репутации и финансовому состоянию компании. Поэтому, особо важно, чтобы предприниматели уделяли внимание вопросам кибербезопасности, внедряя современные системы защиты и обучая персонал правилам информационной безопасности.

Кроме того, некоторые неудобства могут доставлять и быстрая смена технологий. Для того, чтобы оставаться конкурентоспособными, предпринимателям необходимо постоянно обновлять свои цифровые инструменты и быть на одной волне с новыми  тенденциями. Это требует дополнительных затрат и усилий по интеграции новых решений в существующие бизнес-процессы.

Успешная цифровизация требует от предпринимателей гибкости, готовности к изменениям и умения эффективно использовать новые технологии. Только в этом случае цифровизация станет мощным инструментом для достижения бизнес-целей и укрепления позиций на рынке.

Акбота Кабдолла

Международное информационное агентство «DKnews.kz» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKnews.kz» © 2006 -