Рост общей выручки «Эйр Астана»

72930
Фото: Елена Сергиенко/Air Astana

Национальный авиаперевозчик отчитался по финансовым и операционным результатам за первое полугодие 2024 года.

Высокий спрос на пассажирские перевозки в первой половине 2024 года резко увеличил уровень доходности Группы «Эйр Астана». Если не считать единовременные статьи расходов на проведение в начале этого года IPO и расходов на благотворительность, связанных с наводнением в регионах Казахстана, и выручки от чрезвычайных событий на рынке (частичная мобилизация в России), выручка и прочие доходы «Эйр Астана» выросли на 12,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составили 586,2 млн долл. США.

Расширение географии маршрутов

Рост выручки обеспечил прирост показателей по основной деятельности «Эйр Астаны». Доход от перевозки пассажиров (согласно неаудированной отчетности за 6 месяцев 2024 года) вырос до 252,4 млрд тенге против 231,4 млрд тенге за аналогичный период 2023 года. Грузоперевозки принесли компании 5,1 млрд тенге против 4,7 млрд тенге годом ранее.

С начала года «Эйр Астана» перевезла порядка 4 млн человек. Общее количество пассажиров выросло на 14,6% благодаря запуску новых маршрутов и расширению авиапарка. Как правило люди хотят путешествовать из одного пункта в другой максимально быстро. «Эйр Астана» идет навстречу пожеланиям потребителей, предлагая новые удобные маршруты перелетов. Пассажиры выбирают компанию за высокое качество услуг: пунктуальность, безопасность, личный комфорт и продуманные стыковки. Средний коэффициент загрузки авиакомпании остается стабильным. В первом полугодии загрузка бортов составила 82% (в первом полугодии 2023 года 82,7%).

В данный момент Группа лидирует по доле внутренних перевозок в Казахстане благодаря разветвленной сети полетных маршрутов и доверию казахстанцев к «Эйр Астане» и FlyArystan. Но как любая клиентоориентированная компания Группа «Эйр Астана» идет за своим клиентом. В первом полугодии 2024 года авиаперевозчик усилил активность по Азии, предоставляя пассажирам широкий выбор рейсов. В конце 2023 года вступило в силу соглашение о взаимном освобождении от визовых требований между РК и Китаем. Договоренность привела росту популярности у казахстанцев китайских направлений. С июня этого года казахстанские перевозчики расширили частоту пассажирских рейсов и полетные направления в Китай в дополнение к уже существующим направлениям. В списке маршрутов третий по величине город Китая Гуанчжоу и некоторые города на острове Хайнань. Расширение авиасообщения с Китаем позволяет Группе «Эйр Астана» увеличить количество рейсов и предложить больше маршрутов для пассажиров и грузоотправителей. В «Эйр Астане» сообщают, что спрос на китайские направления оказался выше ожидаемого. Вследствие чего компания расширила увеличила частоту полетов. Другим важным растущим азиатским направлением стала Южная Корея. «Эйр Астана» возобновила прямые рейсы Астана-Сеул два раза в неделю в дополнение к ежедневным рейсам Алматы-Сеул. Кроме того, компания объявила об открытии четырех новых чартерных направлений.

Рост парка воздушных судов

Расширение маршрутной сети и сохранение стандартов комфорта для пассажиров неразрывно связаны с расширением и обновлением парка воздушных судов. Ранее было объявлено о намерении Группы Air Astana (помимо флагманского перевозчика «Эйр Астана» в Группу входит бюджетная компания FlyArystan) расширить парк самолетов с 54 до 80 к 2028 году, что увеличит провозные емкости. Итоги первого полугодия 2024 года показали опережение графика реализации над планами. Авиапарк Группы пополнился шестью воздушными судами с фокусом на узкофюзеляжный флот для обслуживания внутреннего и ближнерегионального рынков. Размер парка воздушных судов Группы увеличился с опережением плана с 49 самолетов в конце 2023 года до 54 самолетов в течение первого полугодия 2024 года. К концу года Группа планирует количество бортов на три дополнительных самолета по сравнению с первоначальным планом (с 49 до 59 вместо 56). В 2024-2025 годах планируется поставка до пяти дополнительных самолетов A320сео, два уже поступили в июне-июле 2024 года, третий (A321ceo) поступит в сентябре, и еще два – в первом квартале 2025 года. В июле 2024 года был подписан договор операционного лизинга семи самолетов Airbus A321neo LR с началом поставок в 2026 году.

Производственная эффективность

Анализируя операционные результаты первого полугодия 2024 года, важно отметить увеличение динамики производственных показателей. Проактивное управление доходностью брендов двух авиакомпаний Группы привело к росту доходов предельных пассажиро-километров (ППКМ). Напомним, показатель информирует о количестве перевезенных пассажиров в пересчете на расстояние их перевозки. В первом полугодии 2024 года увеличились пассажиропоток и провозные емкости. Значение ППКМ по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросло на 11,8% до 8,7 млрд тенге (в первом полугодии 2023 года 7,8 млрд тенге). Доходы на ППКМ без учета единовременных статей возросли на 1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года до 6,73 центов США (в первом полугодии 2023 года 6,67 центов), нивелируя рост расходов на ППКМ на 2,5%.

Первое полугодие 2024 года характеризуется ростом операционных расходов, до 248,8 млрд тенге, с основным фокусом на подорожание топлива и расходами по персоналу и экипажу. Мировые цены на нефть остаются волатильными и этот факт приходится учитывать всем авиаперевозчикам. Вместе с тем Группа смягчает общеотраслевое давление на расходы за счет низкозатратной, гибкой модели и оптимизации доходности управляемых брендов. Группа отслеживает операционные расходы и держит фокус на повышении их эффективности.

В частности, расходы на ППКМ без учета единовременных статей, указанных ранее, показали прирост на 2,5% до 6,21 цента США, против расходов в 6,06 центов США в первом полугодии 2023 года. Динамика объясняется общеотраслевой инфляцией расходов. Аэропорты увеличили свою маржу, повысив тарифы для перевозчиков. Затратную часть увеличивают постоянные и значительные инвестиции «Эйр Астаны» в собственное развитие – без таких вложений современной авиакомпании сложно оставаться на лидирующих позициях. Необходимо улучшать качество и стандарты обслуживания пассажиров. Расширение парка воздушных судов также способствует росту расходов на амортизацию самолетов. Давление на расходы было частично компенсировано снижением затрат на инженерно-техническое обслуживание. «Эйр Астана» проводит часть работ по периодическому обслуживанию судов своими силами на базе технических центров в Алматы и Астаны. В первом полугодии 2024 года прошло шесть самостоятельных форм технического обслуживания C-чек. Ведется подготовка к 12-летнему C-чеку, запланированному для парка воздушных судов Airbus на третий квартал 2024 года. Компания расширяет компетенции в мониторинге и обслуживании воздушных судов. Чтобы гибко управлять операционной эффективностью Группа разрабатывает решения по оптимизации расписания и распределения экипажей и системы управления документацией.

Устойчивое финансовое положение

Можно отметить положительное влияние управления качеством производственных показателей на отдельные финансовые коэффициенты. Скорректированный показатель EBITDAR без учета единовременных статей вырос на 9,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 138,7 млн долл. США. Показатель EBITDAR определяется как прибыль за период до вычета (расходов)/экономии по подоходному налогу, финансовых доходов, финансовых расходов, убытка от курсовой разницы,нетто и расходов по износу и амортизации, а также расходов по аренде.

Рентабельность по EBITDAR в процентах от ее выручки без учета единовременных статей составила 23,7% (в первом полугодии 2023 года 24,3%).

«Эйр Астана» также отчиталась о росте активов с 619 млрд до 795,5 млрд тенге с увеличением в их структуре стоимости основных средств и денежных средств. За вычетом кредитов денежные средства на балансе увеличились до 197,2 млрд тенге со 124,5 млрд тенге годом ранее. «Эйр Астана» продолжает генерировать большой и стабильный денежный поток. По этой причине обязательства компании остаются на комфортном уровне: соотношение денежных средств к выручке составило 33,9% (в первом полугодии 2023 года 26,1%). Чистый долг Группы, скорректированный на показатель EBITDAR, снизился с 1,5х в 2023 году до 1,4х в первом полугодии 2024 года благодаря органическому генерированию денежных средств и поступлениям от IPO. Собственный капитал вырос до 161,4 млрд тенге против 96,9 млрд тенге за аналогичный период 2023 года.

Прогноз по финансовым и производственным показателям Группы довольно оптимистичен. «Эйр Астана» и FlyArystan имеют хорошие позиции на летний отпускной период благодаря увеличению парка воздушных судов и пропускной способности сети. Спрос на пассажирские перевозки этих перевозчиков остается высоким благодаря положительной динамике бронирования на третий квартал с учетом сезонного спроса. Ожидается, что плановая динамика доходов на ППКМ по итогам 2024 года опередит рост расходов на ППКМ. Провозные емкости продолжают перестраиваться таким образом, чтобы обеспечить максимальную рентабельность и облегчить инфляционное давление на затраты, сохраняя при этом коэффициент загрузки, в целом соответствующий уровню 2023 года.

Расширение парка воздушных судов к концу года будет опережать ожидания: 12 дополнительных самолетов во флоте и возврат двух Embraer E2 с опережением графика. Таким образом, к концу 2024 года общий парк самолетов обоих брендов достигнет 59 единиц (56 самолетов по первоначальному плану). Поддержку должно оказать и открытие международного терминала в Алматы. Планируется, что новый терминал увеличит пропускную способность с 8 миллионов до более чем 14 миллионов пассажиров в год и укрепит позиции Алматы как самого загруженного хаба в Центральной Азии

Кроме того, Группа продолжит придерживаться своих среднесрочных ожиданий относительно рентабельности по EBITDAR. Коэффициент предполагается на уровне от среднего до высокого, 20х, показателя с коэффициентом ликвидности выше 25% и соотношением чистый долг/EBITDAR ниже 3.0x.

Международное информационное агентство «DKnews.kz» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKnews.kz» © 2006 -