Полоса препятствий: кто на новенького

81466

Не успели потенциальные клиенты не открывшихся пока «прямых» филиалов иностранных банков и страховых компаний порадоваться новым возможностям, которые откроются с их приходом в Казахстан, как финрегулятор огорошил всех сообщением о дополнительном усилении требований к этим игрокам на внутреннем финансовом рынке.

Как можно усиливать что-либо в отношении чего-то, несуществующего пока в реальности, вопрос, как говорится, риторический. Народная же мудрость обрисовывает такую мистическую ситуацию проще, напоминая о все еще встречающихся в нашей жизни многочисленных любителях делить шкуру неубитого медведя.  

Ждали, надеялись  

Между тем еще неделю назад казалось, что власти страны готовятся гостеприимно распахнуть двери внутреннего финансового рынка и радушно встретить зарубежных банкиров и страховщиков, несущих большие деньги, так нужные сейчас национальной экономике. Ведь открытость иностранным инвестициям всегда была лучшей визитной карточкой независимого Казахстана. Вспоминается, как дружными рядами шли в 90-х годах прошлого века в отечественную «нефтянку» и металлургию не только гранды глобального бизнеса, но и мало кому известные небольшие компании, не имевшие солидной кредитной истории. 

Активно принимал иностранных инвесторов и финансовый сектор, где молодые отечественные банкиры равнялись на ABN Amro, ING, HSBC и других лидеров, набираясь опыта в их «дочках». Сейчас, когда государству приходится изрядно тратиться на борьбу с пандемией, на поддержку населения и бизнеса, вполне логично было ждать, что для иностранных инвесторов в отечественный финансовый сектор двери открыты. 

Уже во второй день начавшегося года глава государства подписал закон о мерах по восстановлению экономического роста, дающий иностранным банкам и страховым компаниям право для открытия своих филиалов по принципу «одного заявления». Как вполне оптимистично пояснил тогда заместитель директора департамента банковского регулирования АРРФР Бахытбек Рысымбетов, на основании одного заявления иностранные финансисты смогут получить пакет государственных услуг. В него входят выдача разрешения на открытие филиала банка-нерезидента РК с его учетной регистрацией, получение согласия на назначение (избрание) руководящих работников филиала, лицензии на проведение банковских и иных операций, предусмотренных законодательством страны. 

Г-н Рысымбетов подчеркнул, что в АРРФР ожидают приход на казахстанский рынок крупных финансовых институтов, и это будет способствовать привлечению прямых иностранных инвестиций в Казахстан, усилит конкуренцию на внутреннем рынке, позитивно скажется на развитии финсектора и национальной экономики. 

Тяжела «шапка филиальная»

Увы, в минувший понедельник, когда глава государства принимал председателя АРРФР Мадину Абылкасымову, на сайте финрегулятора появился пресс-релиз с грозным заголовком «Дополнительно усилены требования по регулированию деятельности филиалов иностранных финансовых организаций на территории РК». 

Что произошло за неделю между подписанием президентом упомянутого закона и публикацией пресс-релиза, какие темные силы вдруг начали угрожать из-за границы отечественному финансовому рынку и экономической безопасности страны в целом, так и осталось неизвестным. Финрегулятор же в пресс-релизе напомнил, что в рамках реализации обязательств, принятых Казахстаном при вступлении в ВТО в 2015 году, с 16 декабря прошлого года на территории нашей страны разрешено открывать филиалы иностранных банков, страховых (перестраховочных) организаций и страховых брокеров. Сказано в нем и о законе по вопросам восстановления экономического роста, и о принципе «одного заявления». 

А дальше начинается описание длинного бюрократического пути, по которому вряд ли смогут дойти до конца даже видавшие виды зарубежные финансовые гранды. При этом в АРРФР прямо признают, что требования по регулированию деятельности «прямых» филиалов иностранных банков и страховщиков были дополнительно усилены, но в связи с чем, не объясняется. Так, вместе с «одним заявлением» для получения разрешения иностранной финорганизации придется подать не только пакет из 7 документов, включая проект положения о филиале, его бизнес-план и организационную структуру, но и некие «иные документы и сведения». 

Далее, впустят на наш рынок представителей не всех государств, а только тех, которые являются участниками международного сотрудничества в сфере борьбы с отмыванием денег, и при условии, что между АРРФР и органом финнадзора другого государства, резидентом которого является иностранная финансовая организация, заключено соглашение о сотрудничестве и обмене информацией. Почему на бизнес возлагается требование доказывать приверженность своей страны к борьбе с отмыванием денег, если чиновники могут проверить соответствующую информацию по интернету или в архивах АРРФР, осталось непонятным. К тому же порог по активам для вхождения в Казахстан настолько высок, что иностранные финансисты просто не смогут преодолеть его. 

Так, для банка-нерезидента совокупный объем активов должен быть не менее $20 млрд, для страховщика – $5 млрд. Для сравнения: на начало т.г. весь банковский сектор Казахстана располагал активами примерно в 75$ млрд, а страховой – $3,5 млрд! 

Зачем нужна такая гигантомания, остается непонятным. Ведь по идее, наряду с ведущими иностранными группами на наш внутренний рынок нужно заводить также небольшие банки и страховые компании для обслуживания МСБ. 

Столь же одиозным выглядит и запрет для «прямых» филиалов инобанков на прием депозитов физических лиц менее $120 тыс. Что уж тут говорить о доступности современных финансовых услуг основной массе населения. Еще одно изобретение отечественных бюрократов – требование для филиалов инобанков по минимальному размеру актива, принимаемого в качестве резерва (АПР), в 10 млрд тенге. Объяснением служит то обстоятельство, что филиалы не имеют уставного и собственного капитала. 

Хотя уже не раз в отечественной финансовой истории все могли убедиться в ненадежности такой гарантии из-за «нарисованных» капиталов. Более того, каким-то образом «прямым» филиалам придется еще соблюдать пруденциальные нормативы по поддержанию достаточного уровня капитала для покрытия кредитного, операционного и рыночного рисков! 

В АРРФР для этого придумали коэффициенты достаточности АПР, выглядящие весьма мистически. Установлен минимальный размер АПР и для филиалов иностранных страховщиков – от 1,5 млн МРП до 10,5 млн МРП в зависимости от отрасли страхования. Но в отличие от филиалов инобанков, размещающих средства АПР в Нацбанке, страховым «прямым» филиалам дозволено вносить эти средства на текущие счета в местных банках второго уровня.

Будет ли вообще смысл при таких довольно надуманных и не особо привлекательных требованиях в открытии «прямых» филиалов для зарубежных инвесторов, сказать сложно. Бюрократизм алматинских чиновников АРРФР выглядит весьма ретроградным на фоне либерального регулирования в МФЦ «Астана», работающем по английскому праву. Туда вход открыт самым разным по размеру компаниям, а его менеджмент, содержащийся, как и АРРФР, за счет государства, буквально зазывает к себе на столичную площадку участников и инвесторов по всему миру. 

Тем не менее, в АРРФР стоят на своем и утверждают в пресс-релизе, что как раз благодаря дополнительно усиленным требованиям будут обеспечены равные условия конкуренции на внутреннем финансовом рынке, приход крупных капитализированных организаций, не говоря уже о защите прав потребителей и поддержке стабильности отечественной финансовой системы. 

Не жили богато, нечего и начинать?

Что ж, рядовым вкладчикам и заемщикам отечественных банков вместе с клиентами местных страховщиков придется, похоже, в ближайшие годы в очередной раз отложить свои мечты о дешевых деньгах, финансовой свободе и лучшей жизни, как в других странах.

Там уже в аэропортах красуются вывески самых разных иностранных банков, куда по приезду обращаются гости из различных государств, чтобы получить привычный финансовый сервис на родном языке. Несложно там завести свой бизнес, получить вид на жительство, приобрести гражданство в обмен на инвестиции. Ибо все подчинено главной цели – принять от гостей страны их деньги и инвестиции на пользу своей экономике. 

Какую финансовую цель ставят казахстанские чиновники, в этом смысле понять практически невозможно. Самим же казахстанцам приходится в зарубежных поездках мириться с отсутствием там филиалов отечественных банков и страховщиков, пользоваться карточками международных платежных систем, возить с собой наличную инвалюту, в общем, чувствовать себя лишенными какой-либо прочной финансовой связи с Отечеством.

В Казахстане же после ухода с рынка западных инобанков осталось лишь несколько китайских и российских со своими «дочками». Как в таком случае развивать, к примеру, въездной туризм, если иностранные гости не видят здесь привычных вывесок своих банков и ничего не знают о местных финансовых организациях? 

Конечно, бюрократы повсюду одинаковые – дай им волю, таких схем навыдумывают, что потом приходится разрубать их хитросплетения, как Гордиев узел. Похоже, в скором времени и руководству Казахстана придется рубить узел завышенных требований к иностранным финорганизациям. 

Наша экономика нуждается в инвестициях, в ликвидности, в дополнительных деньгах, которые уже рискованно брать из истощающегося Национального фонда. А финрегулятору, вместо возведения барьеров на пути привлекаемых в Казахстан средств из-за рубежа, лучше заняться более важной задачей – помогать отечественным банкам и страховщикам продвигаться на иностранные финансовые рынки.


Тулеген АСКАРОВ

Международное информационное агентство «DKnews.kz» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKnews.kz» © 2006 -