1993 год: главные решения

91234

В историю независимого Казахстана 1993 год войдет как год принятия ключевых решений, которые заложили основы для будущего развития экономики страны. Одним из самых знаменательных событий года и, пожалуй, всего периода независимости Казахстана стало подписание соглашения с американской компанией «Шеврон» по разработке Тенгизского месторождения, открытого в 1979 году.


фото из архива ДК

Это историческое событие, названное первым президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым «контрактом века», произошло в апреле 1993 года.


Контракты века

Начало работы по привлечению «Шеврона» для разработки нефтегазового месторождения было заложено еще в период существования Советского Союза. Согласно архивным данным, «решение о создании производственным объединением «Тенгизнефтегаз» Миннефтегазпрома СССР и фирмой «Шеврон Оверсиз Компани» совместного предприятия «Тенгизшевройл» по освоению и разработке Тенгизского и Королевского нефтяных месторождений, расположенных в Гурьевской области Казахской ССР, принято в июне 1990 года во время пребывания президента СССР М.С. Горбачева в США». (Из письма председателя Контрольной палаты СССР А. Орлова председателю Межреспубликанского Экономического Комитета И. Силаеву 28 октября 1991 г.).   

При этом протокол о намерениях по созданию СП с американской компанией был заключен в соответствии с Генеральным торговым соглашением, подписанным между Советским внешнеэкономическим консорциумом и Американским торговым консорциумом, еще в 30 марта 1989 г.  «Шеврон» являлась основным членом этого консорциума. 

На тот момент, согласно цитируемому документу, «потенциальные ресурсы нефти Тенгизского и Королевского месторождений» составляли «1,5 млрд тонн, газа – 2,2 трлн кубометров, серы – 609 млн тонн». При этом максимальная добыча нефти на этих месторождениях, как указывалось в письме, «предусматривается в объеме 36 млн тонн в год, а суммарная ее добыча за 50 лет составит 818 млн тонн». По оценкам «Шеврона», приведенным консалтинговой компанией PlanEcon в 1994 году, запасы нефти на Тенгизе составляли на тот момент 24 млрд баррелей, из которых 5,84 млрд баррелей считались извлекаемыми. 

В тот период нефтяная отрасль бывшего СССР, служившая главным источником валютных поступлений в союзный бюджет, стремительно погружалась в глубокий кризис. Дефицит оборудования, особенно необходимого для разработки месторождений в сложных геологических условиях; проблемы, связанные с истощением месторождений из-за их экстенсивной разработки в гонке перевыполнения пятилетних планов; исчерпание запасов нефти и рост затрат на компенсацию выбывающих месторождений; «побочные эффекты» мирового нефтяного кризиса 1970-х годов и другие факторы привели к тяжелым последствиям для дальнейшего развития нефтедобывающей отрасли Союза. Эти проблемы затронули и нефтедобычу на территории Казахстана, отстававшего по выполнению планов по добыче нефти на Тенгизе.

Поэтому не случайно, что для работы в нефтяных проектах на Тенгизе еще в 1980-х годах прорабатывался вопрос по привлечению зарубежных инвесторов. В частности, согласно монографии группы авторов (Е. Бодровой, В. Калинова, М. Филатовой и др.), опубликованной Университетом нефти и газа имени И. Губкина, 30 декабря 1985 г. было подписано соглашение между Правительством СССР и Правительством Венгрии о строительстве объектов Тенгизского месторождения.  А также о сотрудничестве в освоении Ямбургского газового месторождения на северной территории России. Но сделка с Венгрией на Тенгизе не увенчалась успехом из-за высоких требований венгерской стороны по промышленным аспектам проектов. 

После развала СССР и объявления Казахстаном независимости в нефтегазовом секторе бывшего Союза уже вовсю бушевал кризис. Количество неработающих скважин к тому времени стало стремительно возрастать. Если в 1988 году их было 4000, то в 1989 году – 4900, в 1990 – 6500, а в 1991 году их число возросло до 12000 (из доклада президента нефтепромышленников на отраслевом съезде в апреле 1993 г.). 

Согласно данным компании PlanEcon, подготовленным для Конгресса США, по состоянию на конец 1992 года более 10% нефтяных скважин в Казахстане были изношенными, и около 100 нефтегазовых месторождений простаивали по причине отсутствия необходимого оборудования. Эти проблемы были актуальны и для Тенгиза, где добыча нефти, начатая за три года до прихода «Шеврона», сдерживалась из-за несовременного советского оборудования, а также была затруднена сложными геологическими условиями и высокой «коррозийностью» тенгизской нефти.

В этих условиях стало очевидным, что освоение и разработка Тенгизского месторождения и развитие в целом нефтегазовой отрасли Казахстана будет невозможным без участия крупного иностранного капитала. Как подчеркивалось в упомянутом нами выше письме А. Орлова, «основанием для принятия решения о выделении Тенгизского месторождения (иностранному инвестору – ДК) в качестве валютной базы послужило отсутствие достаточных мощностей отечественного машиностроения по выпуску оборудования и систем автоматизированного управления для эффективной разработки продуктивных залежей со сверхвысокими пластовыми давлениями и большим содержанием высокотоксичных и агрессивных газов. Такое решение вызвано также тяжелым состоянием союзного и республиканского бюджетов, платежного баланса страны, затрудняющих выделение конвертируемой валюты для кредитования Советского внешнеэкономического консорциума и закупки оборудования за рубежом».

После развала СССР работа по завершению переговоров с компанией «Шеврон» была завершена уже независимым Казахстаном, и подписал этот «контракт века» первый президент страны Н. А. Назарбаев. Незадолго до заключения контракта с «Шевроном» было объявлено, что «Бритиш Газ» и итальянская компания «Аджип» получили эксклюзивное право по разработке Карачаганакского нефтегазового месторождения, объем запасов газа на котором на тот момент оценивался в 20 трлн кубических футов, а нефти и конденсата – в 2 млрд баррелей.

К декабрю 1993 года Казахстан подписал уже 14 соглашений по созданию СП в нефтегазовом секторе с участием американских компаний, и в целом 26 соглашений – с инвесторами, представляющими Европу, Ближний Восток и Азию. Среди них были известные всем имена: «Эни», «Аджип», «Бритиш Газ», «Бритиш Петролеум», «Экссон», «Мобил» и другие.

Сегодня Казахстан – одна из крупнейших нефтедобывающих стран мира, с объемом доказанных резервов в 3,9 млрд тонн, или 30 млрд баррелей (по данным Статистического обзора мировой энергетики BP на конец 2019 года). Две трети в общем объеме добываемой нефти в стране приходится на сырье трех месторождений: Кашаган, Карачаганак и Тенгиз. При этом объем извлекаемых запасов нефти на месторождениях Тенгиз и Королевское, где работает СП «Тенгизшевройл», оценивается в 6,5-10,5 млрд баррелей.

В 2019 году совокупный объем добычи нефти на этих месторождениях составил 650 тыс. баррелей в сутки. Проект расширения производства на Тенгизе, решение по которому было принято в 2016 году, обеспечит доведение объемов добычи нефти здесь до 850 тыс. баррелей в сутки. В 1993 году, согласно оценкам «Шеврон», приведенным PlanEcon, максимальный суточный объем добычи нефти на Тенгизе составлял около 65 тыс. баррелей, хотя средний объем добычи равнялся порядка 25 тыс. баррелей.

Второй этап приватизации

В апреле 1993 года Казахстан пошел на принятие еще одного исторического решения по проведению структурных реформ в экономике – принятие национальной программы приватизации госпредприятий. Она была основана на предложениях Всемирного Банка, ЕБРР и ЮСАИД, которые совместными усилиями и с участием соответствующих госорганов Казахстана в сентябре 1992 года разработали детальный план приватизации казахстанских предприятий.

До 1993 года в республике уже были предприняты начальные шаги по продаже госпредприятий. Еще в июне 1991 года была принят Указ Президента «О национальной программе приватизации и разгосударствления». В том же месяце был подписан Закон КазССР «О разгосударствлении и приватизации». Эти два документа заложили базовые институциональные основы для реформирования отношений собственности в Казахстане.

По данным МВФ, с 1991 до начала 1993 года примерно 10% госпредприятий были проданы в собственность управляющих или членов рабочих коллективов данных предприятий. Однако процедуры по продаже этих предприятий не отличались ясностью и прозрачностью, и на многих приватизированных предприятиях, как описывает в своей книге «Эра независимости» первый президент РК Нурсултан Назарбаев, ситуация даже ухудшилась. Причиной тому, по его мнению, было «бесплатное отношение» к «бесплатной собственности».

По данным варшавского Центра социально-экономических исследований, опубликовавшим исследование по теме приватизации в Казахстане в июне 1996 года, планы правительства страны по приватизации в рамках первого этапа всех малых и средних предприятий, а также всего жилого фонда и сельскохозяйственных предприятий, «оказались далекими от реальности».  Как подчеркивается в исследовании, «к концу первого этапа преобразовано в собственность 6,2 тыс. предприятий, т. е. одна треть всех хозяйствующих субъектов, вместо 50% по плану».  

Этот этап лишь частично затронул средние предприятия и вообще не коснулся крупных. Как выразились авторы исследования, на первом этапе приватизации в выигрыше чаще всего оказывались трудовые коллективы и бесчисленные группы номенклатуры. И то, и другое не способствовало созданию эффективной системы контроля со стороны собственников, которая обеспечивала бы развитие этих предприятий в долгосрочной перспективе». Это привело к тому, что деятельность предприятий продолжала ухудшаться, «их реструктуризация проводилась не собственниками, а государственными управленцами», и «отношения собственности продолжали оставаться неопределенными» (по выражению авторов исследования).

Принятая в марте 1993 года программа, положившая начало второму этапу приватизации в Казахстане, имела целью устранить первоначальные барьеры в реформировании предприятий. Эта «Национальная программа разгосударствления и приватизации» была принята в форме Указа Президента РК от 5 марта 1993 года №1135. Она была развернута по трем ключевым направлениям. 

Первым направлением была обозначена приватизация малых предприятий (с численностью работающих менее 200 человек), в основном в сфере услуг. На этом уровне задумывалось провести приватизацию предприятий посредством аукционов и конкурсов. 

Второе направление – приватизация средних предприятий (с численностью занятых от 200 до 5000 человек), с использованием ваучерной схемы. И, наконец, третье направление – приватизация крупных предприятий (с численностью работающих свыше 5000 человек) на индивидуальной основе, с объявлением международных тендеров и привлечением консультантов.

Первая категория предприятий была приватизирована в короткие сроки, и по данным того времени, в руках государства после первого этапа находилось свыше 11 тыс. таких объектов. Согласно информации Центра социально-экономических исследований, за период с января 1993 по сентябрь 1995 года по данному направлению в частные руки было передано около 5 тыс. объектов собственности. В основном в сфере недвижимого имущества и сферы услуг. Это было почти в два раза меньше запланированного количества предприятий, и остальные предприятия не нашли покупателя как в силу экономической непривлекательности, так и по причине неудовлетворенности условиями аукционов. В целом к концу второго этапа приватизации, по данным центра, было продано 10765 предприятий в рамках малой приватизации, что составило 63% от запланированного числа объектов.

Для приватизации средних и крупных предприятий, по совету Всемирного банка и ЮСАИД, Казахстан решил пойти на купонную приватизацию. То есть граждане должны были инвестировать специальные приватизационные купоны в инвестфонды, которые, в свою очередь, впоследствии должны были принимать участие в торгах по обмену купонов на акции. В начале запуска программы купоны были распределены между гражданами Казахстана через сберегательные счета в Сберегательном банке и номинированы в специальные «очки». 

Акции средних и крупных предприятий были проданы 180 инвестиционным приватизационным фондам (ИПФ). Предприятия вначале были трансформированы в акционерные компании, с правом выставления на продажу до 51% от общего количества акций. При этом 10% акций были распределены между сотрудниками этих предприятий, и остальная часть оставалась в собственности государства (в более поздние годы было принято решение об их продаже на денежных аукционах). Правилами было установлено, что один фонд не мог приобрести более 20% акций предприятия. 

Не вдаваясь во все детали процесса и итогов массовой приватизации, отметим, что на купонных аукционах было продано лишь 38% акций, что было значительно ниже 51%, задуманного программой. При этом 18% акций было передано работникам предприятий, что оказалось почти в два раза выше задуманного. В целом, как подчеркивает в своей книге «Эра независимости» Нурсултан Назарбаев, модель купонной приватизации в Казахстане «не сработала, и надежды на формирование таким образом фондового рынка не оправдались».

Что касается третьей категории предприятий второго этапа, то это направление в основном было представлено очень крупными комплексами, работающими в сырьевом секторе и тяжелой промышленности. Они нуждались в привлечении масштабных инвестиций в новые технологии, управление, и для разработки схем их продажи были привлечены зарубежные консультанты. 

По информации Центра социально-экономических исследований, опубликованной в исследовании от сентября 1996 года, в рамках этого направления «в Программу было включено 142 предприятия, 5 из которых были проданы полностью, 32 – частично, 44 переданы в доверительное управление, а до 10% акций 7 предприятий было направлено на купонные аукционы». При этом около 10% акций каждого предприятия было передано их работникам и только 5% – внешним инвесторам. В итоге подавляющее большинство крупных предприятий на тот момент продолжало находиться в собственности государства. Среди крупных компаний в 1993 году в памяти многих наверняка еще остается продажа Алматинской табачной фабрики американской компании «Филипп Моррис».
 

Кажрахимов: Введение тенге - одна из самых ярких страниц в истории  независимого Казахстана
inform.kz

Введение тенге

Несмотря на важность всех ранее описанных мер, самым главным событием 1993 года следует назвать введение национальной валюты – тенге. Это историческое событие произошло 15 ноября.

Как вспоминает в своей книге «Эра независимости» Нурсултан Назарбаев: «У нас был большой спор по поводу названия денег. Предлагалось назвать их «сом», «акша» или «тенге». Мне лично нравилось название «алтын». В конце концов остановились на «тенге», которое было взято из истории средневековья, когда на территории Кыпчакских степей обращались монеты, называвшиеся «таньга». К тому же, слова «деньги» и «тенге» созвучны и имеют общее происхождение».

До момента введения тенге денежная политика Казахстана полностью зависела от решений ЦБ России. Казахстан, находясь в рублевой зоне, имел ограниченный контроль над макроэкономическими процессами и оказался в трудном положении в борьбе с растущей инфляцией и дестабилизацией финансовой системы. 

Огромное влияние на денежно-кредитную политику Казахстана оказало принятие Центробанком России в июле 1993 года решения «конфисковать» советские рубли. Эта мера означала, что Россия поставила окончательный «денежный» заслон для бывших стран Советского Союза к использованию рубля в качестве единой валюты. 

По мнению исследователей МВФ, власти Казахстана оказались неготовыми к денежной реформе в России. Вместо того, чтобы использовать реформу в качестве возможности для введения собственной валюты, первоначальной реакцией правительства Казахстана на денежную реформу ЦБ РФ была попытка создать валютный союз с Россией. В частности, были инициированы законодательные и административные процедуры для участия Казахстана в «новой» рублевой зоне.

В результате этого, 7 августа было принято Заявление президентов России, Казахстана и Узбекистана, 7 сентября  – Соглашение Армении, Беларуси, Казахстана, России, Таджикистана и Узбекистана о практических мерах по созданию рублевой зоны нового типа. 

23 сентября 1993 года Казахстан подписал соглашение с Россией, которое призывало к гармонизации финансовой политики и институтов, координации ценовой и внешнеторговой политики, передвижению трудовых ресурсов и капитала и созданию совместного фонда золотовалютных резервов и других ликвидных активов для поддержки российского рубля. 

Однако, как выразился 12 ноября в телевыступлении по поводу введения национальной валюты первый президент РК Нурсултан Назарбаев, «в ходе интенсивных двусторонних переговоров по практической реализации этих договоренностей российской стороной выдвигались все новые и новые условия, которые вылились в трудновыполнимые финансовые требования, граничащие с существенной утратой экономического суверенитета республики». 

Так как к тому времени Казахстан еще не имел собственной национальной валюты, период с конца июля до середины ноября 1993 года фактически означал обращение на территории страны двух денежных знаков – советских рублей и российских рублей образца 1993 года. Старые рубли в основном применялись для расчетов с республиками, которые еще не ввели собственную валюту. Как известно, на тот момент из бывших союзных республик уже имел свою валюту Кыргызстан, пошедший на введение сома в мае 1993 года. 

Как описывает ситуацию того времени один из архивных документов ЦБ России, «ряд государств проводит политику, направленную на отказ от рубля как платежного средства на своих территориях. Так, Эстония в июне т.г. (1992 г. – ДК) ввела национальную валюту (крону). Украина и Латвия перешли к выплате денежных доходов населения в полном объеме купонами и латвийскими рублями, т.е. заменителями рубля на период до введения национальной валюты.    

Азербайджан ввел национальную валюту (манат), но оставил на своей  территории в качестве платежного средства и рубль. В Литве с 1 октября с.г. (1992 г. – ДК) рубли изъяты из обращения, они заменены временными денежными талонами. В целях частичного возмещения недостатка рублевой наличности, а также защиты потребительского рынка Беларусь и Молдова выпустили в обращение заменители рубля (купоны и расчетные билеты). В Узбекистане для защиты рынка выпущены талоны, которые обращаются не самостоятельно, а вместе с рублем». (Из справки о денежном обращении в государствах рублевой зоны, подписано зам. директора департамента денежного обращения Л. Забелкиной, октябрь 1992 г.). 

Поскольку в Казахстане старые и новые российские рубли находились в обращении на равных правах до объявления июльской денежной реформы, к сентябрю 1993 г. соотношение между этими денежными знаками расширилось до 2 к 1. (Источник: МВФ). 

Несмотря на попытки казахстанских властей предотвратить приток старых рублей, ожидания в обществе по поводу возможной денежной реформы со стороны Национального банка привели к масштабному накоплению «дефицитных» товаров, бартерной торговле и использованию иностранной валюты. По данным МВФ, обменный «курс» между старыми и новыми рублями достиг 5 к 1. К концу октября 1993 года, когда надежды на создание единого валютного союза с Россией становились все более и более призрачными, уверенность общества в старом рубле рухнула – с конца октября к первой неделе ноября обменный курс рубля обвалился с 2700 до 7000-10000 рублей за доллар. 

Что касается бартерной торговли, то по информации МВФ, за период с 1992 по первую половину 1994 года треть казахстанского экспорта осуществлялась в рамках бартерного обмена. Основной причиной использования бартера явилось отсутствие в то время функциональной валюты, которую казахстанские предприятия могли бы применять в качестве инструмента обмена товаров.       

Поскольку Казахстан, как и другие бывшие советские республики, накопил огромное количество наличных советских рублей, то после проведения денежной реформы в стране вспыхнула масштабная инфляция. По данным МВФ, если в январе-июле 1993 г. среднее значение инфляции составляло 25% в месяц (в России – 22%), то в августе-ноябре 1993 г. цены в среднем росли на 38% в месяц (в России – на 21%). В дополнение к этому наблюдалось резкое обесценение советских рублей (по отношению к новым российским рублям), еще циркулирующих в казахстанской экономике. 

В своем выступлении, посвященном введению национальной валюты, Нурсултан Назарбаев сказал: «…Массовый сброс в Казахстан старой рублевой наличности, неопределенность условий и правил их обращения на территории нескольких государств привели к концу октября к дезорганизации денежной системы Казахстана, ускорению инфляции, существенному расхождению покупательных способностей старого и нового российского рубля и снижению уровня жизни населения». 

По его выражению, «так дальше продолжаться не могло», и «единственным выходом из создавшегося положения» было принятие решения о введении национальной валюты. Начиная с 15 ноября 1993 года, Казахстан ввел собственную валюту и приступил к проведению независимой денежно-кредитной политики.


Асель АЛИШЕВА

Международное информационное агентство «DKnews.kz» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKnews.kz» © 2006 -