Казахстану как воздух нужен высокий рост экономики. В последний раз в недавнем прошлом ВВП сильно вырос в 2011 году. Тогда экономика разогналась до 7,4%. Был еще результат в 6% в 2013 году. С тех пор динамика не выходит за рамки 4,5%. В 2022 году экономика выросла на 3,2%, в 2021 году – на 4,3%.
Растущая экономика дает государству множество преимуществ. Растет потребление. Создаются новые рабочие места. Повышается конкуренция за трудовые ресурсы – наниматели переманивают сотрудников заработной платой и социальным пакетом, за счет этого потребление снова идет вверх. Растет благосостояние населения. Увеличиваются перечисления в бюджет. Казна богатеет. Государство решает задачи социального и стратегического характера.
Как же увеличить скорость развития экономики? Этим вопросом сейчас задаются многие публичные чиновники и независимые экономисты. Они признают, что ключом к экономическому росту выступают инвестиции. Но, к сожалению, внутренние источники для инвестиций практически исчерпаны. Крупными внутренними источниками расширения производства являются собственные средства предприятий, деньги частных лиц, которые инвестируются в бизнес через покупку ценных бумаг, банковское кредитование и целевые государственные программы. Давайте рассмотрим источники по порядку.
Средства предприятий
В последний год бизнес находится в непростых условиях и только начал выходить из кризиса, в который его вогнали сначала пандемия с последствиями, а затем геополитическая напряженность. По данным Национального банка, в январе этого года после восьми месяцев нахождения в отрицательной зоне ситуация с деловой активностью улучшилась.
Индекс деловой активности перешел в зону роста. В марте индекс поднялся до 51,7 (значение выше уровня 5 означает позитивное изменение). Улучшение деловой активности отмечено во всех секторах, кроме горнодобывающей промышленности, где индекс, несмотря на некоторое увеличение, остается отрицательным из-за длительных сроков поставок, снижения уровня занятости и объема новой продукции.
Выходит, что наиболее прибыльный и капиталоемкий сырьевой бизнес, драйвер экономики, двигается тихим темпом и не видит по этой причине необходимости накачивать производство инвестициями для его расширения. Сначала нужно решить текущие вопросы. Поскольку сырьевики дают заработки небольшим сервисным компаниям, последние затягивают пояса и не думают о развитии и инвестициях. Да и, честно говоря, несерьезный рост всей деловой активности вряд ли говорит о высоких прибылях предприятий и их собственников, которые могут стать инвестициями.
Деньги частных лиц
Они попадают в производство через покупку акций компаний в ходе их первичного или вторичного размещения или же покупку облигаций. Несмотря на то, что на двух казахстанских биржах открыто почти семьсот тысяч счетов физических лиц, инвесторы покупают и продают акции десятка компаний. Остальные акции им неинтересны. Выпустившие их компании не заинтересованы в инвесторских деньгах. С облигациями еще сложней. Про их привлекательность частным инвесторам нужно объяснять, а это время и труд для брокера. Но главный тормоз в том, что инвесторам проще положить деньги в банк – будет безопаснее и доходнее.
Банковское кредитование
О том, что банки не шибко активно финансируют бизнес, написано достаточно много. Причин также предостаточно: от высокой стоимости кредитных средств до желания банков иметь дело с надежными заемщиками. В любом случае кредитование бизнеса идет, но очень медленными шагами. Банки – частные кредитные институты и сами решают, в какой степени и на каких условиях им кредитовать экономику. Пока что выходит, что банкам проще смотреть, как это делает государство, и заниматься критикой этого процесса.
Целевые государственные программы
Правительство рассматривает их как прекрасный механизм накачки деньгами приоритетных отраслей экономики. МСБ очень рад низким ставкам и всяческим льготам. А вот независимым экономистам и банкирам не угодишь. Они считают, что таким образом государство наступает на поле частных инвесторов, тех же банков, вмешивается в рыночные процессы ценообразования кредитных денег и через рост государственных расходов увеличивает инфляцию. Есть еще, однако, Национальный фонд. Но он не резиновый, и правительство с каждым разом все больше получает от депутатов и общественности за выемки с фонда.
Прямые иностранные инвестиции
Есть еще один вариант привлечения средств в экономику, о котором любят рассуждать чиновники и эксперты. Это прямые иностранные инвестиции (ПИИ). До недавнего времени с ПИИ тоже возникали проблемы. План по привлечению денег оказывался выше результата. Иностранные инвесторы не стояли толпой в министерствах с чемоданами наличных. Правительство быстро сделало работу над ошибками. И в 2022 году валовый приток ПИИ составил рекордные за последние 10 лет 28 млрд долларов, что на 17,7% больше результатов 2021 года. Впервые за последнее время план был перевыполнен (на 14,3%) во многом благодаря челночной дипломатии лично президента.
Однако год на год – не приходится. И прекрасный результат прошлого года – не повод рассчитывать, что и в этом году все сложится само собой. Мировая конкуренция за деньги инвесторов усиливается. И зарубежными вояжами президента предложения других стран вряд ли перешибешь.
Что же делать? Независимые экономисты говорят, что надо возвращаться к истокам рыночной экономики. Одним словом, сокращать роль государства в финансировании и регулировании экономики. Это во многом решит проблему инфляции и даст частным инвесторам чувство уверенности.
Свободная рыночная экономика подразумевает свободные, т.е. нерегулируемые государством цены и отношения. Нужно отпустить цены на электричество, топливо, газ, железнодорожные тарифы, тепло, воду, отменить всяческий запрет на ввоз и вывоз товаров.
Цепочка умозаключений здесь проста. Неограниченные тарифы позволяют предпринимателю и инвестору получать нужную прибыль. Она идет на развитие и расширение производства. Создаются рабочие места, конкуренция заставляет переманивать сотрудников и платить повышенные зарплаты. Растут потребление и отчисления в бюджет. Все счастливы и довольны. Правда, как в любой сложной задаче – есть свои допущения.
Спасет ли безграничная свобода?
Описанная выше – идеальная картинка. На практике никто не даст гарантии, что владелец и инвестор захотят вначале вернуть вложенные деньги и лишь потом начать инвестировать в развитие. В плане постижения предпринимательских приоритетов интересен пример нефтяных компаний США. В прошлом году наблюдались высокие нефтяные цены. Казалось бы, развивай производство! Но нет.
Почти все собственники предпочли выплатить себе огромные дивиденды пока идет масть. Так же поступили глобальные частные нефтяные корпорации.
Различие государственных и частных структур в том, что первые должны радеть за общественные, а вторые – за частные интересы, что, в принципе, вполне закономерно. Если сейчас чиновники не могут заставить банки финансировать экономику, как же они надеются повлиять в вопросе расширения производства, привнесения новых технологий, увеличения местного содержания на инвесторов – иностранных граждан?
Насколько известно из просочившейся в публичную плоскость информации, операторы крупнейших нефтяных месторождений страны не сильно напрягаются с жестким выполнением отдельных обязательств по казахстанскому содержанию. Имеет ли правительство на них сильные рычаги влияния? Кто даст на этот вопрос стопроцентный ответ?
Понятно, что стране нужны деньги на развитие. И нужно привлекать иностранных инвесторов. Вопрос в том – на каких условиях и как те или иные условия могут обернуться для уровня жизни населения. Шоковую терапию казахстанцы проходили в начале нулевых. И вряд ли пережившие этот период хотят вновь окунуться в эти ощущения. Государство, понятно, стало сильнее, но и людей в стране тоже прибавилось. Не получится ли так, что полная либерализация экономических отношений, что предлагают независимые экономисты, на деле обернется еще большими затратами бюджета на социалку? Или же негативно скажется на курсе тенге.
Если вдруг зарубежные инвесторы захотят получить дивиденды, перевести тенге в доллары и вывести их из страны – кто сможет запретить им это сделать? И последнее. Не прогадает ли страна, отпустив на все цены, в надежде на то, что иностранцы придут строить современные заводы и развивать технологии? Картина по прошлогодним ПИИ показывает, что максимальные деньги пошли в сырьевые регионы.
Казахстан все глубже встраивается в сырьевую цепочку распределения капитала. Если к тому же по сырью усилится зависимость от иностранного капитала, бюджету придется жить не на средства от экспорта, а от налогов и распределения прибыли с иностранцами. Величина их поступления будет зависеть от того, как стороны договорятся. А прецедентом того, договорятся ли, станут итоги переговоров с нефтяными операторами крупнейших месторождений. Ждать осталось недолго.
Анна ЧЕРНЕНКО