Последние события в мировой экономике, связанные с обострением напряженности в странах Ближнего Востока, а также эскалация отношений между США и Китаем серьезно влияют на динамику мирового рынка нефти, отражаясь на позициях Казахстана как одной из ведущих нефтедобывающих стран.
Крупнейшее информационное агентство S&P Global Platts, специализирующееся на рынке нефти, газа, металлов и других сырьевых товаров, в понедельник опубликовало материал о заинтересованности Индии в расширении источников импорта нефти, упомянув Казахстан в качестве одной из серьезно рассматриваемых альтернатив.
Индия проявляет интерес к казахстанской нефти
Повышенный интерес Индии к покупке нефти из Казахстана и других нефтедобывающих стран, расположенных вне зоны Ближнего Востока, связан с попыткой диверсифицировать источники закупок энергии в условиях разрастающегося конфликта между Ираном и Саудовской Аравией, а также обострения военных отношений в регионе.
По информации агентства Platts, ссылающегося на представителей индийских компаний, участвовавших в Индийском энергетическом форуме, завершившемся на этой неделе в Дели, Индия чрезмерно сфокусирована на поставках нефти из стран Ближнего Востока. И последние события в регионе ставят страну в чрезвычайно уязвимое положение. По данным агентства, 70% импорта сырой нефти Индии поставляется из стран Ближнего Востока, среди которых первое место занимает Ирак, второе – Саудовская Аравия. В январе – августе текущего года импорт сырой нефти из Саудовской Аравии составил 845 тыс. баррелей в сутки, что равняется 18,5% от общего объема импорта нефти (4,58 млн баррелей в сутки) страны за этот период.
В целях уменьшения нефтяной зависимости от «проблемных» ближневосточных стран Индия в настоящее время активно вовлечена в переговоры с США, Россией и другими странами, которые смогут поставлять «альтернативную» нефть. В частности, США уже активно экспортируют нефть в Индию – в первые восемь месяцев текущего года американские компании поставили в Индию около 260 тыс. баррелей сырой нефти в сутки, что в 2 раза больше объема нефти, который Индия закупила у США за аналогичный период прошлого года.
Планы Индии расширить источники поставок нефти связаны не только с желанием снизить зависимость от ближневосточных стран, но и с намерением увеличить стратегический нефтяной резерв страны. После недавних атак на нефтяные объекты в Саудовской Аравии интерес Индии также сместился в сторону России, с которой индийские компании недавно провели переговоры, договорившись об увеличении объема закупок у компании «Роснефть». По информации Platts, индийские нефтеперерабатывающие компании в настоящее время усиленно изучают возможность расширения импортных поставок нефти Каспийского бассейна и серьезный интерес в этом поиске проявляется к Казахстану.
Стоимость фрахта резко растет
Среди других новостей нефтяного рынка, затрагивающих интересы Казахстана, можно отметить резкий рост стоимости фрахта нефтяными супертанкерами.
Усиление напряженности на Ближнем Востоке, связанное с эскалацией конфликта между Ираном и Саудовской Аравией, а также обострение отношений между Ираном и США привели к небывалому росту стоимости фрахта на перевозку нефти.
Кроме того, на увеличение фрахтовых ставок также влияет приближающийся срок введения нового правила Международной морской организации, согласно которому с 1 января 2020 года содержание серы в судовом топливе должно снизиться с 3,5 до 0,5%.
Другим серьезным фактором, оказывающим давление на повышение стоимости фрахта, оказалось недавнее введение санкций со стороны США против подразделений китайской компании COSCO, являющейся одним из крупнейших операторов нефтяных танкеров в мире. В целом, по некоторым оценкам, после введения санкций в отношении китайской COSCO 25 сентября этого года фрахтовые ставки достигли наивысшей отметки за 15-летний период. По оценкам агентства Bloomberg, дневная фрахтовая ставка на перевозку нефти с Ближнего Востока в Китай в настоящее время является максимальной за последние 11 лет.
Несмотря на то что экстремально высокие фрахтовые ставки являются «божьим благословением» для перевозочных компаний, санкции против COSCO, подстегнувшие рост стоимости фрахта нефтяными супертанкерами, в целом отрицательно отражаются на нефтяном рынке. По оценкам Platts, санкции в отношении COSCO, по сути, привели к отстранению 5% от общего числа нефтяных танкеров в глобальном масштабе. Многие нефтяные трейдеры, ранее зафрахтовав танкеры китайского перевозчика, в настоящее время в паническом режиме ищут другие суда. По сообщениям мировых информационных агентств, одним из крупных трейдеров, который был вынужден отказаться от услуг китайского перевозчика, явилась трейдинговая компания саудовского гиганта Aramco.
По сообщениям Platts, резкий скачок фрахтовых ставок ощутимо сказался на продаже казахстанской нефти CPC Blend Crude (смесь нефти Каспийского трубопроводного консорциума), отгружаемой на танкеры из порта в Новороссийске. Согласно Platts, трейдеры казахстанской нефти раздосадованы резким повышением стоимости фрахта и надеются на покрытие фрахтовых издержек за счет покупателей нефти.
Кроме казахстанской нефти CPC Blend Crude, ограниченное число танкеров сжало объемы транспортировки легких сортов нефти из Северного моря в страны Азии, а также некоторых сортов нефти из стран Западной Африки.
Огромное ценовое преимущество на этом рынке в настоящее время могут захватить дальневосточные сорта российской нефти, такие как «Сокол», а также смесь нефти, идущей по трубопроводной системе Восточная Сибирь – Тихий Океан, и смесь «Сахалин», которые в силу относительной дешевизны транспортировки могут удовлетворить спрос на нефть со стороны азиатских стран. Например, по информации Platts, на транспортировку нефти из дальневосточных российских портов, включая бухту Козьмино в Приморском крае и нефтеналивной терминал Де-Кастри в Хабаровском крае, в страны Северной Азии потребуется менее одной недели. При этом для транспортировки нефти в Северную Азию из Юго-Восточной Азии и Океании понадобится 10–15 дней, из портов Персидского залива – до 30 дней, а из залива США на юге страны – до 45 дней.
Сравнительно короткое время поставки нефти из дальневосточных портов России в страны Азии может привести к тому, что рынок может использовать менее крупные танкеры, такие как «Афрамакс», способные перевозить примерно 700 тыс. баррелей сырой нефти. В противоположность танкерам «Суэцмакс» и VLCC (Very Large Crude Carrier), на которые обычно загружается более 1 млн баррелей нефти.
Выигрыш России от растущей стоимости фрахта супертанкерами VLCC может оказаться ощутимым. Поскольку, например, в августе этого года нефтеперерабатывающие заводы Южной Кореи закупили российскую нефть по средней цене $63,59 за баррель, тогда как за нефть из Саудовской Аравии они заплатили $65,22 за баррель, из ОАЭ – $67,23, а из США – $65,54 за баррель. В целом, по информации Platts, за первые восемь месяцев текущего года Южная Корея импортировала 22 млн баррелей нефти из России, основная часть которой пришлась на дальневосточные сорта нефти.
То, как долго будет продолжаться эта ситуация и как долго будет происходить рост цен на фрахт нефти супертанкерами, скорее всего, по мнению экспертов Platts, будет зависеть от геополитических, а не от экономических факторов. Дело в том, что спрос на нефть в этом году серьезно отстает от предложения, и, несмотря на узкое место, образовавшееся в связи с отстранением танкеров китайской компании COSCO, флотилия судов для перевозки нефти является масштабной, по итогам прошлого года она даже выросла на 6%.
Асель НУСУПОВА, Нью-Йорк
фото: Shutterstock