Больше мостов – быстрее дороги

11286
Сергей Горбунов Журналист
Фото: из архива НК «КазАвтоЖол»

В Казахстане сооружают уникальный для республики мост через реку Иртыш. Он строится на 1381 километре автодороги «Кызылорда – Павлодар – Успенка – граница РФ» и соединит левобережную и правобережную части этой магистрали. 

По данным пресс-службы АО «НК «КазАвтоЖол», уникальность проекта заключается в использовании современной технологии, которая сочетает в себе элементы вантовых и балочных конструкций сооружения. Такая технология называется экстрадозной. То есть, поясняют технические специалисты, вантовый мост будет с низкими пилонами, в котором основная часть вертикальных воздействий передается от балки жесткости непосредственно на опоры, минуя ванты. Эта система, впервые предложенная французским инженером Ж. Матива в 1988 году, находится между вантовой и балочной конструкциями. Отличием от вантовых является меньшая высота пилонов относительно пролета. В этой конструкции ванты выполняют функцию предварительно напряженной арматуры, а не восприятия вертикальной нагрузки.

Следует пояснить повышенный интерес к новому, как и ожидания павлодарцев. В городе есть автодорожный мост через Иртыш, построенный еще в 1962 году. Восемь лет назад эксперты, проведя его тщательное обследование, вынесли заключение, что его капитальный ремонт не решит проблемы – целесообразнее построить новую переправу. Решение о начале работ было принято в 2019 году, а через два года проект прошел государственную экспертизу. Сейчас по старому мосту могут проезжать только легковые автомобили да пригородные автобусы.

Ожидая такого исхода, исполнительная власть города заранее приняла меры, и на южной окраине Павлодара началось строительство нового автодорожного моста «Нұрлы жол» через Иртыш, который является частью нового автобана Центр – Восток. Также он соединил областной центр и город-спутник Аксу, сократив путь между ними на 40 км.

Общая длина путепровода – 12,26 км, из них 426 м – арочный мост, включающий в себя русловой переход через Иртыш и эстакадную часть с мостами через луговые реки Усолка, Старый Иртыш и озеро Щучье. Это самый длинный мост в Казахстане и Центральной Азии. Построен по швейцарской технологии, которая на тот момент была применена в Казахстане впервые. Этот мост был сдан в эксплуатацию в 2016 году.

Ни к заказчику строительства мостового перехода АО «КазАвтоЖол», ни к строителям претензий нет, но проблемы у автомобилистов. Те, что едут, скажем, со стороны Семея в Астану, не доезжая городской черты Павлодара, уходят влево на мост, а затем на магистраль на столицу. А вот грузовым авто, движущимся со стороны Омска или Новосибирска и Алтайского края, приходится делать крюк, объезжая областной центр, так как по старому мосту их не пускают, что создает водителям неудобства. Поэтому президент страны во время своего визита в Павлодар в октябре 2022 года поручил правительству построить новый мост через Иртыш и восстановить регулярное авиасообщение по маршруту Павлодар – Астана. 

Новый уникальный мост, как уже сказано, строится по экстрадозной технологии. На павлодарском мосту предусмотрено шесть опор и четыре пилона высотой 20 метров. Длина пролета между опорами составит 150 метров, общая длина моста – около 690 метров, а от поверхности воды до нижней точки пролета – 15 метров. Это соответствует требованиям второго класса водного пути и открывает возможности для международного судоходства на реке Иртыш.

Новый мост будет четырехполосным, с полосой безопасности, разделяющей потоки машин, пешеходной зоной. К середине декабря на нем уже было установлено шесть наземных опор. Сейчас строители занимаются установкой буронабивных свай – всего их планируется 222 штуки. Это на дальнейшие месяцы основные работы.

Также на другом, пойменном, берегу реки строители расчистили территорию от деревьев и кустов для прокладки новой дороги, которая соединит мост с магистралью на Астану. Такая же планировка проведена на подступах к мосту со стороны Павлодара. Полностью автомобильный переход наметили завершить в 2027 году. Тогда же демонтируют и старый мост, расположенный выше по течению в нескольких десятках метров от сооружаемого.

По данным пресс-службы АО НК «КазАвтоЖол», работы на объекте ведутся круглосуточно, с использованием порядка пятидесяти единиц техники и в разы большего числа людей.

Международное информационное агентство «DKnews.kz» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKnews.kz» © 2006 -