Серьезные проблемы выявлены в деятельности зернохранилищ Казахстана.
Устаревшие зерновые элеваторы не могут эффективно хранить зерно в Казахстане. Агентство по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан провело анализ состояния рынка услуг хранения зерна. Ведомство выявило ряд нарушений и выдало несколько предписаний.
Согласно данным ведомства, в стране функционируют 207 лицензированных элеваторов общей мощностью хранения 13,4 млн тонн. Объем зерна, хранимого на нелицензированных объектах, составляет 16,6 млн тонн.
«Анализ выявил серьезные проблемы, требующие немедленных решений. Так, большинство лицензированных элеваторов сосредоточено в Акмолинской, Северо-Казахстанской и Костанайской областях. Инфраструктура данных предприятий остается устаревшей, что ограничивает возможности эффективного хранения и логистики» Агентство по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан
Кроме того, проблемы обостряет сезонное подорожание услуг хлебоприемных предприятий. Индекс цен демонстрирует рост в третьем квартале на 10-50%, что связано с высоким спросом в период уборки урожая. Также отмечается значительное превышение стоимости услуг в выходные дни на 30%, увеличивая издержки фермеров. Транспортные расходы также влияют на состояние фермеров.
«Для перевозки 1 тонны сельскохозяйственной продукции грузовым транспортом составляют от 30 тенге на 1 км. Зерно в основном перевозят на КамАЗах (с прицепом) вместительностью 40 тонн, соответственно затраты 1 грузового автомобиля составят 1,2 тыс. тенге. В частности, если расстояние до хлебоприемного или мукомольного предприятия – 50 км, транспортные расходы на перевозку 40 тонн пшеницы составят 60 тыс. тенге» Агентство по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан
К примеру, в Костанайской области цена хранения за 2023 год в среднем выросла с 366 до 419 тенге за тонну, – рост 15%, или 53 тенге/тонна. Сушка зерна выросла с 575 до 633 тенге – рост 9%, или 58 тенге. За комплекс услуг ежегодный рост в среднем составляет 10-15%, с 300 до 500 тенге/тонна. В этой связи, владельцы зерна не готовы даже при росте цен услуги ХПП на 10-15% осуществить выезд на 100-150 км ввиду значительных транспортных расходов.
Между тем рынок хранения зерна характеризуется высокой концентрацией: в ряде регионов крупные компании, занимающие доминирующее положение, создают трудности для сельхозпроизводителей.
«Фермеры сталкиваются с завышенными тарифами, ограничениями в доступе к мощностям и непрозрачными условиями предоставления данных услуг. Для решения этих проблем требуется введение правил, которые устранят злоупотребление, обеспечат равный доступ к элеваторам и сделают рынок услуг более конкурентным» Агентство по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан
Также в агентстве назвали ключевые барьеры в деятельности ХПП. Одним из них стало отсутствие лицензирования ХПП.
«Несмотря на обязательность лицензирования ХПП, на рынке продолжают функционировать крупные предприятия без лицензий. Отсутствие лицензии создает значительные риски для сельхозпроизводителей, так как их деятельность остается непрозрачной, а обязательства по сохранности зерна не имеют правовой гарантии» Агентство по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан
Также вызывают вопросы дискриминационные тарифы.
«Некоторые ХПП устанавливает повышенные тарифы по отгрузке зерна в выходные дни, например, для автотранспорта – в будни – 1900 тенге, в выходные – 2400 тенге; для железнодорожного транспорта – в будни – 8800 тенге, в выходные – 10 700 тенге. Данные действия могут привести к ограничению доступа на соответствующий товарный рынок, что противоречит антимонопольному законодательству. Это увеличит затраты сельхозтоваропроизводителей на логистику в выходные дни. ХПП могут искусственно ограничивать доступ к услугам в будние дни, вынуждая переносить отгрузку на выходные дни с более высокими тарифами. По данному факту у доминантов запрошены приказы по утверждению цен на услуги ХПП» Агентство по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан
Отмечается и высокая стоимость услуг системы Qoldau.
«В рамках рассмотрения коллективного обращения глав крестьянских хозяйств Акмолинской области выявлено, что высокая стоимость регистрации и абонентской платы в системе Qoldau создает дополнительные финансовые нагрузки на сельхозпроизводителей (с 21 до 30 МРП). Агентство, по результатам проведенного анализа, включило АО «Информационно-учетный центр» в государственный Реестр субъектов специального права. Это позволяет государству регулировать деятельность центра, в том числе устанавливать предельные цены на услуги регистрации. В настоящее время агентством проводится экспертиза стоимости услуг, по итогам которой будет выдано заключение с обоснованной ценой» Агентство по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан
Также там отметили такую проблему как ограничение доступа к услугам ХПП.
«В настоящее время в деятельности хлебоприемных пунктов выявляются серьезные проблемы, препятствующие развитию конкурентной среды и равному доступу сельхозтоваропроизводителей к необходимой инфраструктуре. Одной из ключевых проблем является ситуация, когда ХПП, ссылаясь, якобы, на полную загрузку своих мощностей, отказывают в приеме зерна от отдельных участников рынка. На практике это приводит к искусственному ограничению доступа и созданию дискриминационных условий, нарушающих права участников, и создает предпосылки для монопольного контроля инфраструктурой. Причиной является устаревший подход к управлению процессами на ХПП. Использование ручных журналов учета, отсутствие автоматизации и цифровых инструментов для управления потоками зерна значительно усложняют работу, создают непрозрачность и повышают риск злоупотреблений. В результате мелкие и средние сельхозпроизводители, которые наиболее уязвимы к таким ограничениям, теряют доступ к своевременным услугам по хранению и отгрузке зерна. Зачастую обращения непосредственно от самих фермерских и крестьянских хозяйств не поступают, поскольку жалоба, по мнению зерновладельцев, может рассматриваться как подрыв долгосрочных отношений с основным партнером – в виде отказа от оказания услуг, ставящего под угрозу их доходы и возможности в дальнейшем осуществлять реализацию зерна» Агентство по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан
Между тем есть ограничение доступа к субсидированию.
«В Правилах инвест-субсидирования предусмотрены ограничения в виде предоставления на строительство и расширение зернохранилищ – мощностью до 10 000 тонн. Если крупное ХПП планирует проект с большей мощностью, оно не сможет получить субсидию, превышающую этот лимит. К примеру, в Костанайском области производственная мощность действующих ХПП начинается от 12 000 тонн до 225 000 тонн. Рисками могут послужить отсутствие новых ХПП и модернизации действующих ХПП, устаревание технического оснащения и снижение инвестиционной привлекательности» Агентство по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан
В итоге, в рамках установления нарушений антимонопольного законодательства, Агентством было решено вынести предписание в отношении одного из ХПП о проведении перерасчета субъектам рынка, получившим услуги сушки. Было возбуждено административное производство, штраф составил свыше 1 миллиона тенге, монопольный доход – свыше 2,6 миллиона тенге.
Также Агентством выписано два уведомления в Костанайской области по признакам злоупотребления доминирующим положением, в части необоснованного отказа в отгрузке зерна и по признакам применения разных цен к субъектам рынка. Даны 173 предупреждения в адрес ХПП с разъяснением норм антимонопольного законодательства, в целях недопущения необоснованного роста цен и злоупотребления доминирующим или монопольным положением.
Также агентство по защите и развитию конкуренции, на основе анализа состояния рынка ХПП, дало свои рекомендации. В ведомстве решили, что необходимо пересмотреть инвестиционное субсидирование на строительство и расширение зернохранилищ, поскольку в стране существует проблема ограничения доступа для ХПП с мощностью от 10 тысяч тонн. Также нужно создать государственную программу модернизации ХПП, для повышения эффективности хранения и обработки зерна, рассмотреть кредитование по низкой ставке вознаграждения для проектов строительства и модернизации ХПП на десять лет.
«Проблемой является высокая доля элеваторов с устаревшими мощностями, не отвечающих современным стандартам хранения и обработки зерна» Агентство по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан
Еще решено разработать специализированные программы льготного кредитования для поддержки малых и средних хозяйств. Проблема в ограниченном доступе мелких сельхозпроизводителей к финансовым ресурсам. Необходимо предусмотреть гарантированные объемы газа по льготным ценам для сушки зерна ХПП, поскольку имеются механизмы обеспечения их льготным дизтопливом для этого. Однако многие элеваторы переходят на газовые сушилки, поэтому для их стабильной работы важно также обеспечить гарантированными объемами газа по льготным ценам.
Необходимо принять меры к предприятиям по обязательному лицензированию ХПП, оказывающих комплекс услуг хранения зерна, так как есть проблема недостатка информации о фактических объемах зерна за пределами лицензированных элеваторов. Также необходимо усилить мониторинг и внедрить систему регулярных проверок со стороны местных исполнительных органов, поскольку существует проблема несоблюдения требований безопасности, качества, экологических регламентов, страхования зерна.
Важно инвестировать в строительство новых ХПП в отдаленных регионах для равномерного покрытия потребностей.
«Есть диспропорция в распределении ХПП между регионами, большая часть элеваторов сконцентрирована в Акмолинской, СКО и Костанайской области» Агентство по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан
Важно инвестировать в развитие транспортной инфраструктуры, включая подъездные пути и железнодорожные ветки, поскольку в стране ограниченная доступность ХПП для удаленных регионов и сложность логистики. Необходимо внедрить цифровую систему ХПП для учета зерновых культур и мониторинга объемов и качества зерна. Проблема: недостаточная прозрачность и оперативность в предоставлении услуг ХПП из-за отсутствия цифровых инструментов учета и управления, ограничение доступа.
«Вышеуказанные предложения направлены на повышение эффективности, прозрачности и доступности услуг ХПП, а также на создание равных конкурентных условий для участников зернового рынка Казахстана» Агентство по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан
Между тем переработчики зерна сообщили, что это не все проблемы в сфере зернохранения…