Почему Казахстан живет в долг, и что с этим делать

6061
Ирина Ледовских Журналист
Фото: mazhilis.parlam.kz

В нашей стране много лет обсуждают острую проблему задолженности населения. Но проблема куда шире, так как наша страна – это социальное государство, из года в год растут траты правительства на социальные нужды (индексация пенсий, зарплат, стипендий, социальных выплат), увеличиваются расходы на здравоохранение и образование, а налоговые льготы и различные программы поддержки бизнеса и физических лиц (льготные программы кредитования МСБ, автокредитование, ипотека) только увеличивают расходную часть бюджета.

Покрывать расходы помогают выделение средств из Национального фонда и внешние заимствования. Что с этим делать и как решить проблему, не прибегая к сокращению социальных трат, расскажем здесь.

В настоящее время дефицит бюджета не превышает допустимый предел и составляет 2,7% к ВВП. При этом государственный долг на сегодня составляет 22,8% к ВВП.

Задачи и цели

Финансист Алмас Чукин критикует нынешнюю бюджетную политику правительства. Эксперт уверен, что в течение пяти лет Казахстан может столкнуться с полным развалом социальной и финансовой системы, если не предпримет мер по стабилизации бюджета.

«Прежде чем лечить печень, надо оценить диагноз организма в целом. Мы собрались, потому что очевидно, что наш пациент болен. Последние пять лет идет критическое расхождение расходов с доходами», – констатировал спикер на круглом столе по налоговой реформе, который прошел в Мажилисе Парламента РК.

Согласно официальным данным, основная часть расходов бюджета – социальная сфера – составила 37% в 2024 году. Планируется, что эта статья увеличится до 44,7% к 2026 году. Социальные нужды – это поддержка казахстанцев, здравоохранение, строительство школ, детских садов, бесплатное образование в вузах, туризм и спорт. И всего 8-9% трат бюджета – это расходы на поддержку развития реального сектора экономики. В эту статью расходов входит строительство республиканских дорог, дамб, поддержка и развитие инфраструктуры и проекты, дающие высокую добавленную стоимость, создание рабочих мест.

«Тогда как в развитых странах расходы на реальный сектор экономики составляют порядка 25%. Государство во всех странах является одним из основных инвесторов в экономику. Например, доля инвестиций Казахстана к ВВП – 2,5%. Это относительно ниже по сравнению со странами ОЭСР, а также СНГ. Эти инвестиции должны постоянно расти. Кроме того, это сигнал для прочих инвесторов. Если государство само не инвестирует, то, естественно, и остальные инвесторы не будут инвестировать», – поделился мнением вице-министр национальной экономики Азамат Амрин.

Ситуацию кардинально может изменить налоговая реформа. В МНЭ уверены, если Казахстан ограничит трансферты с Нацфонда и международные займы для покрытия дефицита, то единственным источником должны стать дополнительные собственные доходы. Поэтому предлагается изменить подходы к исчислению НДС. Иначе продолжающееся изъятие средств из Национального фонда угрожает его истощением уже к 2035 году. «Мы пока на обезболивающих сидим из Нацфонда. Вместо того чтобы лечиться, мы снимаем болевые ощущения, просто дармовые деньги оттуда забираем у будущих поколений. То, что предложено Миннацэкономики, я поддерживаю, потому что я давно говорил, что надо выровнять доходные и расходные статьи бюджета, потому что мы ведь через пять лет, по всем прогнозам, дойдем до катастрофы», – отметил Алмас Чукин.

Реформа

В 2026 году доходы бюджета Республики Казахстан должны вырасти как минимум на 4,6 трлн тенге, а в 2029 году – на 8,7 трлн тенге. При этом, в Миннацэкономики считают, что для сбалансированности бюджета тренд на увеличение роста доходов необходимо сохранять.

«На сегодняшний день действующая ставка НДС в Казахстане является одной из самых низких в мире. При этом коэффициент собираемости составляет 34% – это также существенно ниже, чем в других странах. Это данные ОЭСР за 2022 год. Мы предлагаем дифференцированную ставку НДС. Общеустановленная ставка составит 16% – это базовая ставка. Второй вариант – полное освобождение от НДС для агропромышленного комплекса. (…) Также предусмотрена промежуточная ставка в 10%. В проекте, который поступил в парламент, эта ставка предложена для сферы здравоохранения», – подчеркнул Азамат Амрин.

Правительство на налоговую реформу смотрит реалистично, поэтому признает, что повышение ставки НДС, снижение объемов по порогам и дифференциация повлияют на экономическую активность.

«Так, влияние увеличения ставки – 42 процентных пункта – это за счет изменения экономической активности. В целом ожидается снижение ВВП. Но это будет краткосрочно, в течение года, потом мы выправим. И дополнительная инфляция. То есть, прогноз инфляции, который у нас заложен в прогнозе экономического развития, плюс 2,5-3%, которые мы закладываем. То есть, условно, если за прошлый год инфляция была 8,6%, то 2,5% – это порядка 12% ожидаемый рост инфляции будет в 2026 году. Но инфляция будет иметь краткосрочный характер. В течение года она восстановится. И все модели это подтвердили», – заверил Азамат Амрин.

Поиск налоговых льгот

Налоговая реформа обновит бизнес-системы страны. А пока неравные условия налогообложения и дифференцированная ставка в одной отрасли приводят предпринимателей к дроблению бизнеса, снижают налогооблагаемую базу. 

«Развитие будет идти тогда, когда все предприниматели будут стимулированы становиться больше. Сейчас у них есть обратный стимул – дробиться. Стимул расти появляется только тогда, когда будет одинаковая налоговая нагрузка по всей отрасли. Один ресторан платит налоги, другой не платит ничего, и у него дестимул для роста, – привел пример финансист Галим Хусаинов.  – У нас равенства нет. Поэтому я поддерживаю то, что сейчас предлагается по порогам – только так мы внедрим принцип равенства. По поводу заявления о том, что бизнес будет дестимулирован, если мы не дадим им льготу по СНР и НДС, я не согласен.  Потому что НДС – это налог, который платит конечный потребитель».

Если B2B добавляет НДС, то следующее звено возьмет этот НДС на вычет. В данной ситуации НДС не будет расходом, подчеркнул он. «Если по всей цепочке нет льгот до конца, то в любом случае, покупатель заплатит всю ставку. В этой ситуации поддерживаю МНЭ по поводу B2B. Ставка 16% является обоснованной, потому что у нас дефицит бюджета. Я поддерживаю Минэкономики, что нужно сокращать льготы и сокращать пороги для малого бизнеса», – заключил Галим Хусаинов.

При этом правительство не отказывается от поддержки уязвимых и социально значимых отраслей экономики. Так, предлагается внедрить нулевую ставку НДС для сельского хозяйства. Таким образом, сектор АПК выиграет от роста конкурентоспособности, что положительно отразится на продовольственной безопасности страны.

Также Миннацэкономики рассматривает возможность введения ставки НДС в 10% для: здравоохранения; IT; туризма; креативной индустрии; для производства продуктов питания. 

В заключение эксперты добавили, что дифференцированная ставка НДС может стать для Казахстана эффективным инструментом для достижения социальных и экономических целей, позволит отказаться от регулярных трансфертов из Национального фонда и международных заимствований. Важно, чтобы налоговая реформа сопровождалась открытым диалогом государства и бизнеса, четкими правилами и механизмами контроля.

Справка

Основные поправки включают:

 Снижение порога для обязательной постановки на регистрационный учет по НДС – с 20 000 МРП (78,6 млн тенге) до 3800 МРП (15 млн тенге);

 Повышение ставки НДС – с 12% до 16%, при этом для отдельных отраслей устанавливается пониженная ставка 10%;

 Ограничение применения специального налогового режима упрощенной декларации – он будет доступен исключительно для сегмента B2C (бизнес для конечных потребителей).

Международное информационное агентство «DKnews.kz» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKnews.kz» © 2006 -