Риски для Казахстана лежат во внешнем поле

3146
Анна Черненко Корреспондент
Фото: © Depositphotos/Deacons_docs

Как будет развиваться экономика Казахстана в условиях мировых торговых войн? За экономическую стабильность будут «играть» стабильный сырьевой экспорт и усилия правительства по росту экономики.

Мировая экономика вступила в период сложной трансформации в условиях революционных изменений правил глобальной торговли. Неопределенность относительно действий администрации США (сначала объявили тарифы в отношении 185 стран, но потом заморозили их часть) повысили неопределенность ответной реакции крупнейших экономик мира на тарифные ограничения и адаптации глобальной торговли и экономики к новым реалиям.

«Баланс рисков для крупнейших экономик и экономических блоков, включая США, Евросоюз, Китай, Индию, Японию и другие страны, резко ухудшился. Реализация этих рисков может привести к существенному торможению глобального спроса, что, в свою очередь, негативно скажется на состоянии многих малых экономик, в том числе стран региона. Но несмотря на возросшие риски и сохраняющуюся уязвимость экономик к внешним шокам, мы не ожидаем формирования в государствах – участниках ЕФСР критических дисбалансов, которые могли бы нести угрозу макроэкономической и финансовой стабильности стран региона» Главный экономист Евразийского фонда стабилизации и развития Сергей Улатов

НБ РК объявил о намерении поддерживать жесткие денежно-кредитные условия и о переходе к их смягчению не ранее 2026 года. В ЕФСР называют рисками для казахстанской экономики падение мировых цен на сырьевые товары и неполучение планового объема добычи нефти.

Рост в условиях структурного изменения

По мнению аналитиков фонда, в 2025 году Казахстан продолжит показывать высокие темпы роста экономики в 5,2%. Но структура экономического роста может измениться. Вырастет вклад экспорта за счет увеличения добычи нефти, а также инвестиционной составляющей за счет реализации крупных проектов и трат правительства на развитие. Иными словами, экономику будут двигать положительный нефтяной экспорт и затраты правительства. На этом фоне снизится вклад потребления. ЕФСР в базовом сценарии прогнозирует рост добычи нефти по проекту «Тенгиз» на 9,7%. Однако на него в таком случае будет давить фактическое несоблюдение страной выделенной квоты в рамках ОПЕК+.

К снижению экспорта нефти и вынужденному сокращению добычи могут потенциально привести перебои в работе КТК из-за геополитических и технологических факторов. На горизонте 2026-2027 годов темпы ВВП замедлятся до 4,5% за счет снижения бюджетного импульса. «Тем не менее объем государственных инвестиций в долгосрочное развитие все еще останется на высоком уровне», – считает начальник макроэкономического прогнозирования и исследований ЕФСР Марина Гричик.

В ЕФСР отмечают сохранение и даже ускорение с начала этого года годовой инфляции. К концу года она вырастет до 10,6%, так как вырастут сильные проинфляционные факторы: реформа ЖКХ, разогретый внутренний спрос, который подогреют стимулирующая финансовая политика правительства и активное кредитование населения, либерализация цен на ГСМ.

К концу 2025 года важным фактором роста инфляции станут изменения по уплате НДС. На этом фоне в ЕФСР ожидают прихода пика инфляции на зимний сезон, после чего начнется ее замедление до 8% в 2026 г. и до 6% – в 2027 г. ДКП Нацбанка будет сохраняться жесткой. На фоне высокой инфляции базовая ставка в 2026 году составит 14% и снизится до 10% к концу 2027 года.

Поддержку валютному курсу окажут продажи валюты из Нацфонда для бюджетных трансфертов и стабильное состояние платежного баланса. По оценке ЕФСР, курс тенге в среднем составит 508 тенге за доллар в 2025 году. В условиях ограниченного внутреннего рынка годовая динамика курса останется нестабильной, за счет колебаний объемов спроса и предложения и изменчивости валютного курса на мировых рынках. Давление на курс тенге будет оказывать и более высокий уровень инфляции в Казахстане по сравнению с ее торговыми партнерами. К 2027 году средний курс может составить 530 тенге за доллар.

Не отступать и не сдаваться

Основные экономические риски Казахстана лежат во внешнем поле. Аналитики ЕСФР указывают на повышенные краткосрочные колебания в мировой экономике. В первую очередь они связаны с торговой политикой США. Но, по мнению аналитиков фонда, для Казахстана наиболее серьезный риск представляют вторичный эффект от торговых войн: замедление спроса в мировой экономике и на этом фоне – снижение цен на нефть. И здесь важно не фокусироваться на краткосрочных явлениях, а все же опираться на устойчивые среднесрочные тенденции и фундаментальные макроэкономические показатели, считает Марина Гричик.

Внутри экономики важным риском остается риск перегрева внутреннего спроса, который может подстегнуть инфляцию выше ожиданий. Но, по мнению Марины Гричик, вероятность такого риска все же снижается, в том числе по сравнению с 2024 годом за счет возможной бюджетной консолидации и достаточно жесткой денежно-кредитной политики. Несмотря на существующие вызовы, формирование критических рисков, которые бы угрожали макроэкономической и финансовой стабильности Казахстана, маловероятны, полагают в ЕСФР. В целом экономика показывает устойчивость и принимаемые властями меры выглядят пока адекватными.

Международное информационное агентство «DKnews.kz» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKnews.kz» © 2006 -