На заседании правительства под председательством премьер-министра Олжаса Бектенова министр финансов Мади Такиев представил актуальный анализ состояния государственного долга и стратегии его управления. Так, по состоянию на 1 июля 2025 года объем госдолга составил 31,9 трлн тенге, что эквивалентно 21,1% ВВП. Несмотря на номинальный рост долга на 40 млрд тенге с начала года, долговая нагрузка на экономику страны продолжает снижаться благодаря опережающим темпам роста ВВП.
В Ассоциации финансов Казахстана считают, что стратегия «залповых инвестиций» через увеличение госдолга может быть оправданной при соблюдении ряда условий.
Пространство для инвестиций
При относительно низком уровне госдолга Казахстана (21,1% ВВП), страна обладает пространством для привлечения заемных средств без угрозы фискальной и в целом макроэкономической стабильности.
«Однако оправданность такой стратегии зависит от нескольких ключевых факторов. Во-первых, отбор и реализация проектов должны быть основаны на прозрачных критериях эффективности и долгосрочной отдачи, с минимизацией рисков нецелевого использования. Крайне важно, чтобы были встроены соответствующие механизмы оценки и контроля последующего освоения средств с внешним аудитом, независимым контролем и ясными механизмами оценки общей «отдачи».
Во-вторых, важна стоимость привлечения заемного капитала. Если заимствования осуществляются у международных институтов развития (…), это делает стратегию более устойчивой и оправданной», – уверен Рамазан Досов, главный аналитик Аналитического центра Ассоциации финансов Казахстана (АФК).
Приоритетными секторами для «залповых инвестиций» могут стать здравоохранение и образование (приобретение новейшего оборудования, лицензий, технологий, построение учебных кампусов, общежитий, и т. д.), транспорт и логистика (в частности, железные дороги, порты, хабы, и т.д.), энергетика (с акцентом на модернизацию сетей и новую генерацию, и т.д.), цифровая инфраструктура (например, центры хранения и обработки данных, оптоволоконные сети, и т.д.).
«Эти отрасли обладают высоким потенциалом мультипликативного эффекта, способны снизить региональные дисбалансы в развитии страны и ускорить переход к более устойчивой модели экономического роста», – уверен спикер.
«Что касается отраслей экономики, которые с высокой вероятностью станут бенефициарами «залповых инвестиций», то приоритет правительства, что неоднократно проговаривалось, выпадает на два крупные сегмента – инфраструктуру (водная, дорожная, железнодорожная, торговые хабы) и обрабатывающую промышленность с высокой добавленной стоимостью на базе цифровизации», – говорит Жаннур Ашигали, директор группы суверенных и региональных рейтингов АКРА.
Возвращение внешнего долга
С 2020 года Казахстан демонстрирует устойчивую тенденцию по снижению отношения госдолга к ВВП с 29,2% до 23,5% в 2024 году. Это свидетельствует о поступательном улучшении фискальной устойчивости и сохранении макроэкономической стабильности.
«В целом текущая долговая нагрузка Казахстана позволяет идти на внешнее заимствование, которое у страны находится на относительно благоприятном уровне. Вопрос процентного риска здесь менее актуален, чем валютный риск, с учетом того, какие, как правило, бывают условия заимствований у международных институтов развития по типу Исламского банка развития – это обычно длинный долг по приемлемым процентным условиям», – объясняет Жаннур Ашигали.
Лимит в 32% к ВВП, закрепленный в Концепции управления государственными финансами до 2030 года, не только соблюдается, но и имеет запас прочности. Это создает благоприятные условия для будущих заимствований, не нарушая баланса долговой устойчивости.
фото Максима Золотухина
«Рациональное использование более дешевых ресурсов – это возможность ускорить экономическое развитие страны, но только при условии строгой дисциплины, контроля и реалистичной оценки источников погашения», – говорит Рамазан Досов.
Окупаемость вложений в отдельную водную инфраструктуру зависит от горизонта оценки и модели возвратности. Зачастую это некоммерческие проекты, но их отдача проявляется через рост продуктивности сельского хозяйства, снижение потерь воды, устойчивость к засухам и повышение качества жизни на селе. Такие эффекты разворачиваются в среднем и долгосрочном горизонте, часто превышающем 5-10 лет.
«Именно поэтому привлечение льготного, долгосрочного финансирования и отслеживание их целевого и эффективного освоения является ключевым условием реализации таких вложений. Без дешевых ресурсов подобные проекты экономически трудно реализуемы, особенно при наличии множества аналогичных проектов по стране. Но при правильном планировании они создают основу для устойчивого, диверсифицированного экономического роста и снижают будущие издержки общества и государства», – говорит Рамазан Досов.
Рефинансирование внешнего долга
Особого внимания заслуживает размещение Министерством финансов евробондов на сумму $2,5 млрд в июне этого года. Полученные средства направлены на рефинансирование внешнего долга 2015 года, что позволило избежать увеличения совокупного долга. Кроме того, успешное размещение облигаций на международных рынках создало реперную точку по доходности, которая может служить ориентиром для будущих заимствований субъектов квазигосударственного сектора.
«В текущих условиях можно говорить о сравнительно оправданном усилении внешних заимствований правительства Казахстана с учетом весьма высокой стоимости фондирования в тенге и планов по фискальной консолидации бюджета в среднесрочной перспективе. При этом планы, по всей видимости, подразумевают не рыночный, а льготный формат заимствований при поддержке международных институтов развития», – уточняет Жаннур Ашигали, директор группы суверенных и региональных рейтингов АКРА.
Мировой опыт
Что же касается примера иных стран, уровень госдолга которых находится либо был на уровне 80-100% ВВП и которые осуществляли крупные внешние заимствования, то можно говорить об опыте многих европейских стран (Словения, Бельгия, Португалия, Испания и другие). Однако в их примерах новый долг почти всегда был сугубо рыночным, предоставляемым на относительно крепком кредитном рейтинге.
фото Максима Золотухина
«Для сравнения с Казахстаном более актуально говорить об опыте менее развитых стран с уровнем госдолга в 20-40% ВВП и заметным вкладом льготного/концессионного долга. Так, можно приводить пример Узбекистана с 2018 года, Грузии с 2015 года, Перу, ряда африканских стран. В большинстве случаев госдолг получил стремительный рост, укрупнившись на 20-40 процентных пунктов ВВП, но в связи с активным экономическим ростом, сопутствовавшим этому процессу, усиление госдолга не стало критическим бременем для бюджетов стран и экономик в целом», – говорит директор группы суверенных и региональных рейтингов АКРА.
Главный аналитик Аналитического центра АФК уверен, опыт стран с более высоким отношением долга к ВВП (80-100%, например, Канада и Великобритания) показывает, что устойчивость возможна при низкой стоимости долга, предсказуемой фискальной политике и привязке заимствований к долгосрочным инвестициям.
«Применительно к РК это означает, что важно не избегать долга, а грамотно управлять им, с акцентом на стоимость обслуживания, график выплат и эффективность вложений», – отмечает спикер.
При этом он замечает, что валютные риски имеются: при ослаблении тенге обслуживание долларовых кредитов обходится дороже.
«Однако в случае льготных займов с фиксированной ставкой и на фоне высокой долларовой инфляции (2,7%) такие заимствования остаются выгодными, особенно если средства направляются на инфраструктурные проекты с долгосрочной отдачей», – считает Рамазан Досов.
Госдолг Казахстана остается под контролем как в абсолютном выражении, так и в соотношении с ВВП. Финансовая политика государства сбалансирована: новые заимствования направляются преимущественно на рефинансирование существующих обязательств, а не на увеличение долговой нагрузки. Это способствует сохранению доверия международных инвесторов, что подтверждается успешными размещениями евробондов.
Благодаря макроэкономической стабильности и устойчивому росту ВВП правительство не только удерживает госдолг на управляемом уровне, но и постепенно снижает его долю в экономике. Таким образом, Казахстан сохраняет статус страны с умеренным и стабильным уровнем госдолга, соответствующим как международным стандартам, так и национальным стратегическим приоритетам.