Владимир ШКОЛЬНИК: Создание ядерной энергетики – общенациональная задача

9592
Ирина Бектиярова Журналист
Фото: автора

Президент Ассоциации «Ядерное общество Казахстана» Владимир ШКОЛЬНИК рассказал, каким он видит будущее ядерной энергетики Казахстана, что является ее фундаментом уже сегодня.

-Владимир Сергеевич, на торжества по случаю 80-летия атомной отрасли собрались многие легендарные атомщики, делились воспоминаниями. Как она создавалась, какую роль играл в этом процессе Казахстан?

– Это большой профессиональный праздник атомной энергетики, которая стала символом научного и технического прогресса. Днем рождения отрасли считается 20 августа 1945 года, хотя первые работы по урану начались 28 сентября 1942 года. И этот день считается нашим профессиональным праздником.

Здесь собрались коллеги, друзья из разных стран, наши ветераны, благодаря которым Казахстан имеет одну из самых прогрессивных отраслей развития промышленности, науки и энергетики – атомную энергетику. Ядерное общество РК включает более 40 организаций и НИИ, рудников, промышленных предприятий, где работают много тысяч человек.

Атомная промышленность начала развиваться после выхода Постановления правительства СССР 1953 года о создании организации, которая получила название Средмаш (Министерство среднего машиностроения), через год в Обнинске начала работу первая в мире атомная электростанция. Средмаш возглавил легендарный Ефим Павлович Славский. Когда журналисты спрашивали, чем занимается его ведомство, он отшучивался – мол, строим средние машины. Ефим Павлович был очень близок с Канышем Сатпаевым, автором металлогенической теории. Они дружили, оба были «цветники» – работали в цветной промышленности до и во время войны. Когда Сатпаев заболел, Ефим Павлович навещал его в больнице каждый день.

Расскажу один случай, о котором мало кто знает. Когда Ефиму Павловичу вручали 10-й орден Ленина (он трижды Герой Соцтруда) за открытие урановых месторождений на Мангышлаке, он сказал, что не может принять эту награду. И объяснил – именно Каныш Имантаевич Сатпаев убедил на основе своей металлогенической теории двигаться в этом регионе: «Если великий ученый не получил такую награду, мне просто неприлично ее получать...» Такими были отношения двух людей.

В те годы во всех республиках были развернуты поиски залежей урана. В результате были найдены многие месторождения, которые сейчас успешно эксплуатируются. Одно из богатейших месторождений было обнаружено на пустынном полуострове Мангышлак. Там не было естественных источников питьевой воды, и в начале 60-х началось строительство уникального Мангышлакского атомного энергокомбината. Сердцем его стал первый в мире опытно-промышленный реактор на быстрых нейтронах – БН-350.

Мне выпала честь поработать там с момента его энергического пуска. К сожалению, мне же пришлось подписывать постановление о его закрытии в 1999 году. Реактор великолепно отработал 26 лет, вместо ресурса 20 лет, то есть на 6 лет больше проектного срока эксплуатации. Все результаты, которые там были получены, продолжают быть актуальными. Это результат обеспечения безопасности всех систем, уточнения ядерных констант, уточнения сложных расчетов. Реакторы на быстрых нейтронах – это, действительно, будущее. И на опыте актауского БН-350 было показано, как должна развиваться атомная энергетика в будущем.

-Вы 20 лет работали в Шевченко (сейчас Актау) на БН-350?

– Я там со 2 апреля 1973 года. Заступил на службу инженером-физиком.

– У журналистов была шутка – в Казахстане есть Школьник, который стал академиком. А у меня была ваша визитка того времени, на которой отпечатанные слова «кандидат наук» зачеркнуты и вашей рукой вписано – «доктор». Расскажите о вашем опыте работы на реакторе БН-350.

– На БН-350 недавно отмечали 50-летие со дня энергопуска. На реакторе проводился объем научных исследований в обеспечение развития будущего ядерной энергетики вместе с нашим научным руководителем, главным конструктором, проектантом. Объем по финансам только на одном реакторе был сравним с финансированием науки целых отраслей.

Те расчетные экспериментальные работы, которые были выполнены на реакторе, сейчас реализовываются на других быстрых реакторах. Мы занимались замкнутым топливным циклом, испытанием смешанного урано-плутониевого топлива, проблемами сжигания трансактинидов, когда ядерный реактор выжигает радиоактивные отходы и делает их менее радиоактивными по мощности ионизирующих излучений, по безопасности реакторов.

Был проведен громаднейший объем научно-исследовательских работ. Это позволило целому ряду наших коллег защитить диссертации. Я защитил в Москве диссертацию на соискание ученой степени кандидата, затем и доктора физико-математических наук. И продолжаю до сих пор трудиться в атомной отрасли.

– Этот опыт будет востребован в нашей стране?

– Он и сейчас востребован и должен быть применен в нашей стране. Опыт, полученный на первом реакторе на быстрых нейтронах, служит развитию будущей мировой энергетики. На конференции, посвященной 50-летию энергопуска БН-350, было подробно рассказано об объеме научно-исследовательских работ. Мы здесь своего рода лидеры.

– Это все в копилке нашей атомной отрасли?

– Казахстан, действительно, обладает большим научно-техническим, промышленным, научным потенциалом в этой области. И применяет ядерные технологии во всех отраслях промышленности нашей страны, начиная от медицины, металлургии, сельского хозяйства и т.д.

Президент Касым-Жомарт Токаев взял твердый курс на развитие атомной энергетики республики. Приходит понимание, что в будущем – это основа энергетики. В целом мировому сообществу становится ясно: без атомной энергетики мы не сможем обеспечить потребности в электроэнергии. Недаром президент США Трамп думает о том, чтобы утроить мощности атомной энергетики страны. Сейчас там работают 98 реакторов, собираются поднять их число до уровня более 300. Много надо сделать, чтобы эту задачу выполнить. Нужны усилия всех стран. Без этого невозможно справиться с задачей.

У нас твердая воля на развитие атомной энергетики в Казахстане. И я с профессиональной точки зрения хочу сказать: дело не в том, сколько атомных станций будет – будет ровно столько, сколько нужно. Но самое главное – это в целом поднимает научно-технический уровень наших инженеров, ученых, работающих в различных отраслях.

Эта отрасль требует высочайшего внимания, потому что все аварии, которые произошли в мире в ядерной отрасли, – рукотворные, сделанные из-за ошибок персонала. Подготовка персонала, его ответственность, постоянное совершенствование – это необходимо, в первую очередь, учитывать. И наши ветераны отрасли – носители этих знаний. Очень хотелось бы сказать молодежи, которая пришла в отрасль: замечательно, что они могут опираться на опыт предшествующих поколений, которые прошли и через аварии, через трудности. Общими усилиями мы сделаем страну такой, в какой многие будут мечтать жить. Мы сделаем это вместе.

– Наши ресурсы это позволяют?

– Сейчас мир уже испытывает серьезные трудности в обеспечении урановым сырьем для развития мирной энергетики. Запасы урана ограничены, его не хватает, и этот дефицит будет все больше и больше с каждым годом.

Наша нацкомпания «Казатомпром» была основана в 1997 году. На сегодняшний день в ее составе действует 15 уранодобывающих производств. Сейчас НАК «Каз­атомпром» занимает 1-е место в мире по добыче урана и второе по его разведанным запасам. В Казахстане 100% добычи ведется методом подземного скважинного выщелачивания, который признан самым экологически безопасным, чистым и эффективным.

У нас также действует построенный в 1947 году в Усть-Каменогорске в рамках советского атомного проекта Ульбинский металлургический завод, который стал одним из важнейших и уникальных предприятий по переработке урана и редкоземельных металлов.

– Это составляющие звенья строительства нашей будущей АЭС?

– С конца 90-х годов площадка на берегу Балхаша рассматривалась как приоритетная для строительства первой АЭС в Казахстане. На общенациональном референдуме было принято решение о строительстве атомной электростанции, и 8 августа в поселке Улькен Жамбылского района Алматинской области прошло мероприятие по началу проектно-изыскательных работ. Первые образцы грунта были взяты прямо на торжественной церемонии и переданы российской стороне для проведения исследований.

Отрадно, что более 70% населения страны в прошлом году поддержало данную инициативу на республиканском референдуме. И это благодаря серьезной работе, пропаганде, разъяснениям всех наших предприятий и нашего Ядерного общества.

Казахстан обладает всеми необходимыми ресурсами и научным потенциалом для развития атомной энергетики и промышленности. В 1947 году рядом с Семипалатинским ядерным полигоном был основан город Курчатов. В 1992 году на базе Семипалатинского ядерного полигона был создан Национальный ядерный центр, в котором успешно работают в настоящий момент два исследовательских реактора ИВГ 1М и ИГР, первый в мире материаловедческий токамак КТМ, множество уникальных испытательных стендов.

Недалеко от Алматы находится Институт ядерной физики РК, основанный в 1957 году. С 1967 года в Институте работает исследовательский атомный реактор ВВР-К, имеются 6 ускорителей различных типов. ВВР-К – это типичный водяной ректор, который есть во многих республиках, аналогичный реактор до сих пор работает в Москве.

Указом Президента РК 18 марта 2025 года создано Агентство РК по атомной энергии. Для реализации той величайшей задачи, которая стоит перед всей нашей страной, пожелаем успеха в работе, призываю всех всеми силами, опытом помогать ему и в создании нормативной базы с учетом нашего опыта, инструкций по безопасности и многого другого.

– Какое значение в ЯОК придается работе с молодежью?

– Первостепенной задачей Ядерного общества является работа с подрастающим поколением и ветеранами отрасли. С этой целью нашими сотрудниками проводятся уроки мирного атома с участием работников предприятий атомной отрасли и ветеранов на государственном и русском языках. Встречи с жителями, презентации технологий и многое другое в поддержку развития атомной промышленности и науки. ЯОК провело около 2000 встреч с молодежью, в которых приняли участие более 100 тысяч человек.

10 лет на базе Республиканского Дворца школьников в Астане функционирует Информационный центр по атомным технологиям. Многие из нас проводили там занятия, лекции. Из собственного опыта расскажу, когда случился Чернобыль, это взволновало всю нашу страну. В городе Шевченко (Актау) не было никаких опасений по поводу того, что реактор работает в 9 километрах от города, а сейчас город подошел к нему еще ближе.

Потому что мы еще до этого организовали посещение действующего ректора старшеклассниками. Когда детей водили на действующий пульт, объясняли, как работает установка, они с интересом все воспринимали. В городе все было спокойно. Надо начинать с детей. Им жить, это их будущее, надо работать с ними больше. Этим занимается ЯОК, спасибо большое всем, кто в этом участвует.

– Какими еще направлениями занимается Ядерное общество Казахстана?

– Как общественная организация оно оказывает максимально возможную поддержку руководству страны в развитии атомной энергетики, промышленности и науки. 26 сентября в Астане на заседании Национального совета по науке и технологиям глава государства К.-Ж. Токаев отметил, что создание ядерной энергетики – это масштабная общенациональная задача. Для достижения этой цели необходимо:

  • последовательно повышать переделы в ядерном топливном цикле.

Благодаря этому атомная энергетика станет независимой от внешних рынков и превратится в полноценную отрасль национальной экономики. Это крайне сложная задача, поэтому на наших ученых возлагается огромная ответственность;

  • увеличить количество грантов на обучение, при этом предпочтение следует отдавать техническим специальностям. По поручению президента около 70% стипендий программы «Болашақ» выделяется студентам инженерно-технических направлений. В прошлом году было принято решение ежегодно предоставлять более 50 стипендий в области искусственного интеллекта. Со следующего года ежегодно будет выделяться 20 квот на подготовку специалистов для атомной отрасли;
  • особое внимание необходимо уделить созданию атомных наукоградов. На базе ИЯФ в Алматы следует рассмотреть возможность создания многоцелевого исследовательского реактора. С учетом перспектив строительства АЭС в области Абай необходимо подготовить детальный план наукограда в Курчатове, подключив к этой работе Академию наук, акимат области и Национальный ядерный центр;
  • усилить научно-технологический потенциал атомной отрасли посредством расширения международного сотрудничества. Наше Ядерное общество, ему уже 33 года, сотрудничает прежде всего с Российским ядерным обществом, ядерными обществами ЕС, США, Японии, Китая. Важно также рассмотреть возможности участия Казахстана в многосторонних исследовательских проектах.

В настоящее время Агентство по атомной энергии разрабатывает соответствующий стратегический документ, в котором следует предусмотреть запуск малых модульных реакторов в энергодефицитных регионах. У нас уже 10 лет назад был готов к строительству реактор ВБЭР-300 на Мангышлаке, по ряду причин это событие не состоялось. Это один из самых перспективных и безопасных реакторов.

Ярким событием, в котором приняли участие члены нашей ассоциации, стала «Мировая атомная неделя» (WAW), которая прошла в Москве. Наша делегация приняла самое деятельное участие, донесла позицию нашей страны. Генеральный директор WNA (Всемирной ядерной ассоциации) Сама Бильбао-и-Леон отметила в своем выступлении на Международном форуме, что настал момент, когда всем нам и многим другим коллегам по всему миру необходимо работать действительно сообща, чтобы добиться как минимум утроения глобальной ядерной мощности. Атомная энергетика должна остаться ключевым компонентом роста и развития. Потому, что мир нуждается в этом источнике чистой энергии для развития, прогресса и повышения качества жизни людей на планете. Подчеркну – будущее за молодежью!

Международное информационное агентство «DKnews.kz» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKnews.kz» © 2006 -