«Нам говорили, что кюи исполняются только на домбре или на других национальных инструментах. А на концерте кюй играл большой оркестр, домбры не было, я смотрела», – поделилась моя десятилетняя внучка Ника своим первым впечатлением от концерта, посвященного памяти композитора Еркегали Рахмадиева. И глаголила истину: так было до Еркегали Рахмадиева – принято считать, что новое направление – симфонический кюй – привнес в мир советский и казахстанский композитор. Ещё в 1973 году Симфонический оркестр ВВС (Лондон) исполнил его симфонический кюй «Кудаша Думан». А сегодня его оперы, основанные на национальном эпосе и народной музыке, заняли достойное место в собрании музыкальных классических шедевров мира.
В эти дни музыкальная общественность вспоминает классика казахстанской музыки. Памятный вечер – концерт «Елім менің» – по случаю 90-летия со дня его рождения проходил в ГАТОБ им. Абая. Восхитившие Нику кюи «Құдаша-Думан» и «Дайрабай» исполнил симфонический оркестр театра под руководством дирижера Ерболата Ахмедьярова. Так же, как и тарантелла Мыстан из оперы «Алпамыс», и бесподобное «Скерцо для трубы с оркестром», и финал из оперы «Абылай хан», эти кюи звучали молодо, ритмично и современно. Проверила на Нике: впервые послушав кюи вживую, она, не задумываясь, сказала, что это – «классно и круто»! И кто сказал, что молодежь не любит и не понимает классику? Может быть, им просто редко предлагают слушать ее?
Блестящее исполнение «Балхашского вальса» Гульнарой Сакышовой, прекрасный дуэт Камар и Ахмета из оперы «Камар-сулу» в исполнении Гульзат Даурбаевой и Балуана Беркенова и даже Ода Казахстану «Елiм менiн», исполненные Талгатом Кузембаевым и хором, создали на праздничном вечере в большом театральном зале камерную атмосферу торжества близких по духу людей.
Неполный – в силу противоэпидемиологических ограничений – зал объединил разные поколения, доказав, что у музыки нет возраста. Если она по-настоящему гениальна. Как музыка Еркегали Рахмадиева, которую старшее поколение полюбило не только за кюи и оперы, но и по советским фильмам, которые он великолепно обрамлял музыкой: «Транссибирский экспресс», «Конец атамана», «Земля отцов». Не зря же Еркегали Рахмадиева называли представителем «могучей кучки» казахских композиторов и высоко ценили Дмитрий Шостакович, Родион Щедрин.
На вечере памяти Еркегали Рахмадиева звучали и воспоминания о нем. Но точнее всех сказала дочь композитора Жанаргуль Рахмадиева: «Отец знал, что его музыка будет звучать еще многие поколения. В одном из последних интервью он так и сказал, что остается с нами через свои произведения. Еркегали Рахмадиев был многогранным композитором – романсы, симфонические, инструментальные произведения и, конечно, оперы. Сказать, что он предпочитал что-то одно, нельзя. Скорее всего, это зависело не от него, а от того, что его вдохновляло: какие-то стихи, мотив, который пришел в голову. Поэтому каждое произведение было любимым, отточенным и эмоционально окрашенным. Но по большому счету, он был больше симфонист. И то, что его произведения звучат на большой сцене главного театра страны, – это не только дань памяти, но и подтверждение, что его музыка вечна!»
…Ну а мы с Никой уходили из театра, унося в сердце «Скерцо» Рахмадиева. Все-таки труба звучала в этот вечер так свежо и молодо, словно это музыка композитора не вчерашнего, а еще только завтрашнего дня, полного жизни, надежд и планов…
Алевтина ДОНСКИХ, Алматы