Как на инфляцию влияют госпрограммы

17814

В Казахстане отсутствуют данные по освоению всех госпрограмм в открытых источниках, что затрудняет оценку совокупного портфеля кредитов по госпрограммам. По оценке S&P, в 2020 году 15% новых кредитов было выдано в рамках программ государственной поддержки. Как деньги по заниженной стоимости отражаются на денежно-кредитной политике, разбираемся здесь.


© Sputnik / Абзал Калиев

Снижение стоимости денег в экономике за счет субсидий отдельным категориям бизнеса или населения по низкой ставке приводит к неравномерному распределению ликвидности в экономике, создает неравные условия в доступе к ней. Складывается арбитраж в ставках вознаграждения между государственными и собственными источниками финансирования, что приводит к искажению стоимости денег. 

Снижается эффективность воздействия мер денежно-кредитной политики на реальный сектор, действенность процентного и кредитного каналов. В ряде отраслей и субъектов кредитования, например, в кредитовании обрабатывающей промышленности и МСБ, – доля может быть существенной. Например, по данным НБ РК, за 2015-2019 годы в рамках различных программ развития и поддержки экономики было выделено 6 трлн тенге, в т.ч. через субсидирование было профинансировано договоров на сумму 4,3 трлн тенге (72% от всего объема). 

«На этом фоне доля льготных кредитов в долгосрочных займах бизнеса и малых предприятий достигла 30% от совокупных выданных кредитов», – говорит ведущий аналитик Ассоциации финансистов Казахстана Карлыгаш Кабдуалеева. – Из наиболее свежих данных, отметим, что за первый квартал текущего года в рамках государственных программ льготного финансирования поддержку получили более 16 тысяч проектов на сумму 663 млрд тенге. Ожидается, что по итогам года льготным финансированием будут обеспечены более 47 тыс. проектов на общую сумму 2,5 трлн тенге. Другими словами, объемы государственного льготного финансирования сохраняются повышенными».  

По подсчету АФК, количество действующих госпрограмм, без учета множества региональных, составляет более 20. Но финансисты говорят, что подсчет общего числа действующих госпрограмм затруднен отсутствием единого оператора. Положение усугубляется тем, что в программах непосредственно участвует Национальный банк. В 2020 году на фоне кризиса, вызванного пандемией коронавируса, Национальный банк стал сам напрямую финансировать экономику по альтернативной ставке. Это порождает конфликт интересов и несет существенные риски для денежно-кредитной политики, в том числе с точки зрения последовательности проводимой политики. 

В Казахстане риски выхода инфляции из-под контроля и специфика внутренней экономики ограничивают применение нестандартных мер и инструментов. Реализуемые программы государственной поддержки экономики и расходы государственного и квазигосударственного секторов в значительной степени формируют избыток краткосрочной ликвидности, который оказывает давление на денежный и валютный рынки. В этих условиях Национальный банк вынужден обеспечивать эффективное связывание ликвидности на денежном рынке, чтобы не допустить перетока средств на валютный рынок с последующим давлением на обменный курс.

«Трансмиссия решений по базовой ставке на рынок кредитования ограничивается вышеуказанным значительным по объему предоставления государственным финансированием по ставке ниже рыночной. Соответственно, ряд отраслей и субъектов кредитования (например, некоторые субъекты МСБ, обрабатывающей промышленности, ипотечники, заемщики автокредитов и т.д.) имеют значительный арбитраж в сравнении с рыночными ставками. Зачастую это приводит к отрицательным (автокредиты) или околонулевым (ипотека, отдельные субъекты МСБ) реальным ставкам, что искажает общее восприятие справедливой ставки вознаграждения и условий кредитования», – объясняет Карлыгаш Кабдуалеева. 

Субсидирование ставок вознаграждения по кредитам банков снижает эффективность распределения ликвидности и препятствует как банкам, так и бизнесу развивать собственные программы кредитования, а также создает неравные условия для конкуренции на рынке. 

«Безусловно, во время спада экономической активности государство может и в ряде конкретных случаев должно поддерживать субъекты экономики мерами налогово-бюджетных стимулов. Но с восстановлением экономики и отсутствием дополнительных шоков (карантин, внешние изменения) в экономике необходимость в таких мерах спадает. Необходим качественный переход на косвенные инструменты поддержки бизнеса для стимулирования развития эффективных предприятий. Как мы не раз отмечали, отношения кредитора и заемщика должны строиться на рыночных условиях, т.к. бесплатных денег не бывает, кому-то все равно приходится за это платить. Зачастую это означает, что налогоплательщики «оплачивают» льготное финансирование для отдельных категорий заемщиков, что с моральной точки зрения не совсем правильно», –уточняет представитель АФК. 

Ведущий аналитик Ассоциации финансистов Казахстана считает, что для долгосрочного и устойчивого снижения ставок в экономике первоочередной должна быть работа по возврату инфляционных процессов в установленные коридоры. 

«Для этого официальные власти производят стратегически правильные шаги по диверсификации экспорта, снижения высокой доли импорта в отдельных товарах и услугах, слаженности фискальной и монетарной политик», – заключила Карлыгаш Кабдуалеева.


Ирина ЛЕДОВСКИХ 

Телеграм-канал «Нефть и Газ Казахстана. Факты и комментарии». Ежедневные новости с краткими комментариями. Бесплатная подписка.

Международное информационное агентство «DKNews» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKNews» © 2006 -