Для Казахстана 1992 год стал точкой отсчета в проведении радикальных рыночных реформ. Впервые в истории молодого государства перед республикой встал ряд уникальных задач «посткоммунистической трансформации». Это либерализация цен, формирование отношений частной собственности с одновременным построением политических и социальных институтов современного рыночного государства.
фото: Egemen Archive Nazarbayev Flag
Выступая на торжественном собрании общественности Алматы, посвященном Дню Республики, 10 октября 1991 года, Первый Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев прямо заявил: «Перед нами стоит задача создать открытую экономику, поставить богатства республики на службу народу. Сделать это нелегко, и мы не скрываем, что переход к рынку не будет усыпан розами. Люди должны знать, что в начальный переходный период нам, вполне вероятно, придется столкнуться с определенной долей безработицы, ростом инфляции, неравномерным распределением доходов».
«У нас не хватает квалифицированных кадров для организации рыночной экономики, нет в достаточном количестве конвертируемой валюты, нет конкурентоспособных товаров, с которыми мы бы могли выйти на мировой рынок. Все это надо создавать практически на голом месте, одновременно вытягивая из болота изрядно запущенное, подорванное развалом традиционных связей народное хозяйство», – подытожил тогда в своем выступлении Нурсултан Назарбаев. История подтвердила эти слова.
Либерализация цен – точка отсчета
Первым шагом рыночных реформ в Казахстане стала либерализация цен, предпринятая в январе 1992 года. До 1991 года цены на продукцию, товары и услуги в Советском Союзе устанавливались согласно официальным нормативам, утвержденным на центральном уровне.
Централизованное ценообразование, как известно, означало, что государство утверждало все виды цен, в частности закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию колхозов и совхозов, оптовые цены на продукцию промышленных предприятий и цены для магазинов розничной торговли. При этом ценовая политика государства не основывалась на экономических интересах товаропроизводителей, затратах их производства, а также на балансе спроса и предложения.
В условиях, когда предприятия представляли разработанные ими нормативы для последующего утверждения на государственном уровне, снижение затрат на производство товаров не являлось вопросом номер один для руководителей советских предприятий. Более важной для них задачей было выполнение плана по выпуску продукции в денежном выражении. Логично, что чем более высокую «плановую прибыль» они закладывали в нормативы затрат, поднимая себестоимость продукции и получая в ответ из центра завышенные нормативы директивных цен, тем легче предприятиям было выполнить план.
В Казахстане, как и в других союзных республиках, цены на большинство видов продукции и услуг устанавливались в административном порядке, в основном на центральном уровне. По информации МВФ, только цены на шерсть, обувь, одежду и национальные костюмы утверждались в КазССР на республиканском или областном уровне. Поскольку поправки к ценам в административно-плановой системе осуществлялись в очень редких случаях, инфляция как таковая не являлась существенной проблемой. Например, в 1980-х годах ежегодный рост розничных цен составлял лишь 1,4%.
В силу того, что цены в Казахстане контролировались государством, денежный и инфляционный компоненты, по выражению МВФ, существенно расходились между собой. Денежная политика проводилась на центральном уровне, и ее целью было достижение количественных целей центрального плана без какого-либо отношения к инфляционным последствиям. При этом инфляционное давление, которое скрыто возникало в силу монетизации дефицитов предприятий, на самом деле существовало, однако сдерживалось путем контроля цен на центральном уровне. Тем не менее такое инфляционное давление выливалось в дефицит потребительских товаров, нормирование продуктов, продажу товаров на черном рынке, где цены на продукцию могли превышать официальные цены в несколько раз.
Переход к рыночным ценам…
Как и в других республиках бывшего Союза, ценовая реформа в Казахстане была инициирована в начале 1991 года в виде частичной либерализации цен, вылившейся в резкий рост административных цен. Как напоминает нам в одном из своих исследований МВФ, на розничном уровне для большинства потребительских непродовольственных товаров и услуг, а также для потребительской продукции сельского хозяйства были установлены фиксированные цены.
Для других видов товаров и услуг были введены свободные или регулируемые цены (цены с установленным лимитом по максимальной прибыли). Такая ценовая либерализация привела к огромному разрыву и росту розничных цен (на уровне 83%), а также к увеличению наличных денег в обращении и росту кредитных ресурсов (в 2 раза, по данным МВФ). Однако в условиях, когда цены на большинство товаров и услуг все еще устанавливались в административном порядке, а также в условиях редкого внесения поправок к этим ценам на центральном уровне инфляция в 1991 году носила подавленный характер.
После обретения независимости Казахстан пошел на практически полное снятие бюрократических барьеров на пути рыночного ценообразования, объявив либерализацию цен в январе 1992 года. Эта реформа, став первым шагом на пути к созданию рыночной экономики независимого Казахстана, явилась одной из самых болезненных реформ переходного периода. Основным правовым документом для запуска этой меры стал Указ Президента от 3 января 1992 года «О мерах по либерализации цен». По сути, введение одного этого законодательного акта разрушило основы плановой экономики, унаследованной Казахстаном со времен Советского Союза.
Целью либерализации цен было решение ряда проблем. Первое, что подразумевалось достичь, это уменьшить «финансовую несбалансированность» в экономике за счет резкого сокращения ценовых субсидий, ликвидировать денежный навес, «душивший» экономику еще с советских времен, создать предпосылки для эффективного распределения ресурсов и заложить конкурентные начала в работе предприятий, которые теперь должны были реализовывать продукцию по договоренности со своими покупателями.
Приступив в 1992 году к свободному ценообразованию, Казахстан отпустил цены практически на все виды товаров и услуг. Однако на уровне производителей правительство все еще сохраняло контроль цен на продукты энергетической отрасли, транспортные услуги и коммуникации, хотя они были повышены от 3 до 10 раз. На розничном уровне правительство держало контроль над ценами на основные продукты питания (хлеб и мука, молочные продукты, соль, сахар, растительное масло, алкогольные напитки), нефтепродукты, квартирную плату, коммунальные услуги и услуги пассажирского транспорта. За исключением тарифов на квартирную плату, цены на эти регулируемые товары и услуги повысились от 3 до 5 раз.
Наименьшему изменению подверглись цены на продукты питания, дизельное топливо, бензин и коммунальные услуги, наибольшему же – на уголь, мазут и газ. Согласно анализу исследователей МВФ, 110%-ный рост цен в январе 1992 года на две трети был вызван повышением цен на эти контролируемые товары и услуги. В дополнение к этим мерам были приняты законодательные акты по регулированию цен предприятий-монополистов, введению минимальной заработной платы и повышению пособий для наиболее уязвимых слоев населения.
С проведением относительно жесткой денежно-кредитной политики со стороны Центрального банка России и Национального банка Казахстана в первые несколько месяцев реформы ценообразования (до мая 1992 года) Казахстану удалось сохранить общий уровень розничных цен на сравнительно низком уровне.
Однако правительство продолжало повышать цены на регулируемые товары и услуги. В частности, цены на уголь, нефть и нефтепродукты повысились в 6–7 раз, а на газ и газопродукты – в 20 раз. Кроме этого, в марте 1992 года Казахстан отпустил цены практически на все виды транспортных перевозок (за исключением железнодорожных). В мае 1992 года были отпущены цены на алкогольные напитки. И наконец, в июле 1992 года Казахстан пошел на освобождение цен на молочные продукты, сахар, соль, растительное масло и спички.
Правительство при этом продолжало регулировать на национальном уровне цены на хлеб и хлебобулочные изделия, муку, детское питание и некоторые виды нефтепродуктов и на электроэнергию, а также на некоторые виды услуг связи и транспортные услуги. При этом цены на квартирную плату и коммунальные услуги устанавливались на региональном уровне. Правительство также сохраняло контроль цен на некоторые виды медицинских услуг, которые были резко повышены в сентябре 1992 года. При этом в последнем квартале 1992 года цены на некоторые виды медицинских товаров и услуг были отпущены.
…Привел к инфляции
Переход к рыночным ценам в Казахстане, как известно, привел к масштабному скачку цен и последующему росту инфляции. В частности, по данным МВФ, за период с сентября 1992 по сентябрь 1993 года среднее значение инфляции составило более 25%, а в ноябре 1993 года месячный уровень инфляции достиг 55%. По выражению МВФ, инфляция в Казахстане с тех пор оставалась на уровне двузначных цифр аж до начала 1995 года. Такая продолжительная инфляция отрицательно повлияла на экономическое положение Казахстана, и условия непредсказуемых ценовых параметров затруднили эффективное управление экономикой на начальном этапе реформ.
Высокая инфляция явилась следствием множества взаимосвязанных факторов. Одним из них стал многоступенчатый процесс повышения регулируемых цен со стороны правительства. Как отмечают исследователи МВФ, в противоположность многим странам с переходной экономикой, отпустившим цены резким способом и в короткое время, Казахстан принял пошаговые, постепенные меры для либерализации цен на различные виды товаров.
Административные цены часто менялись, и меры со стороны правительства постоянно подвергались различным изменениям. В частности, цены на нефтепродукты и связанные с этим услуги были повышены в ноябре 1992 года, январе и августе 1993 года (в 2–3 раза каждый раз). Аналогично цены на хлеб были повышены в 5 раз в сентябре 1992 года и сентябре 1993 года. При этом, как подчеркивает МВФ в одном из своих исследований, несмотря на эти корректировки, цены на энергопродукты и хлеб так и не достигли своего значения в реальном выражении, которое они имели на начало января 1992 года.
Однако источниками растущих цен были не только внутренние, казахстанские факторы. Огромную роль в раскручивании инфляции в Казахстане сыграл тот факт, что до ноября 1993 года Казахстан разделял единую валюту с Россией. Это означало, что проблемы России по стабилизации финансовой ситуации в первые два года переходного периода подпитывали и казахстанскую инфляцию.
«Хотели как лучше, а получилось как всегда»
Одним из мощных ударов по попыткам Казахстана провести «безболезненную» либерализацию цен стало решение Центрального банка России осуществить денежную реформу в июле 1993 года. Официальными целями реформы были изъятие из обращения находившихся в обороте денежных знаков советского образца (1961–1992 годов) и обмен их на новые купюры. Реформа, как известно, носила конфискационный характер, связанный с ограничениями по обмену старых купюр на новые. Эти ограничения были введены в целях сдерживания инфляции, вспыхнувшей в России после отпуска цен, а также в целях недопущения на территорию страны массового притока старых рублей из других бывших союзных республик, многие из которых к тому времени уже стали вводить национальные валюты.
Эта реформа Центробанка РФ, про которую миллионы жителей бывшего Союза помнят по знаменитой фразе тогдашнего премьер-министра России Виктора Черномырдина («Хотели как лучше, а получилось как всегда»), по сути, разделила денежные и валютные системы России и Казахстана. Не имея к тому времени собственной национальной валюты, Казахстан пытался сохранить валютный союз с Россией, однако, как известно, эти попытки не увенчались успехом, и 15 ноября 1993 года Казахстан пошел на исторический шаг по введению тенге.
До момента введения национальной валюты Казахстан, не имевший собственных рычагов управления денежной массой, столкнулся с ростом инфляции, вызванной притоком рублевых денежных знаков из других республик, а также ожиданиями общества по поводу масштабной реформы по введению своей валюты. В дополнение к этому Казахстан продолжал вводить изменения к ценам на регулируемые государством товарные группы. В частности, по данным МВФ, в конце 1993 года и начале 1994 года цены на продукты энергетической отрасли были повышены в среднем в 2 раза, на хлеб и коммунальные услуги – в 4 раза.
Радикальные меры по снижению административного регулирования цен Казахстан стал применять весной 1994 года. Начиная со второго квартала 1994 года, впервые с 1992 года, цены на нефть и нефтепродукты стали устанавливаться производителями, с регулируемым верхним пределом максимальной прибыли.
В мае 1994 года такая система была введена для угля. В декабре 1994 года Казахстан пошел на снятие регулируемых пределов по максимальному уровню прибыли, что означало практически полное освобождение цен, начатое Казахстаном в январе 1992 года. В октябре 1994 года были полностью отпущены цены на хлеб, хлебобулочные изделия и муку.
К концу 1994 года Казахстан в административном порядке устанавливал лишь цены на электричество, природный газ и теплоэнергию, а также потребительские цены на газ, электричество и телефонные услуги. Цены за квартирную плату, коммунальные услуги (за воду, отопление) продолжали устанавливаться в тот период властями на областном уровне, с поправками и изменениями, которые в большинстве носили запоздалый, но резкий и масштабный характер. Например, по информации МВФ, в первые шесть месяцев 1995 года цены на квартирную плату были повышены более чем в 14 раз, на воду – более чем в 6 раз и на отопление – в 10 раз в одном регионе, при этом как минимум в одной-двух областях эти цены были оставлены без изменений.
Многоступенчатость мер по либерализации цен и частые поправки и изменения административных цен, согласно выводам исследователей МВФ, привели к серьезным сдвигам в структуре относительных цен в казахстанской экономике в период перехода к рыночной экономике.
В целом цены на товары в начале процесса либерализации выросли более быстрыми темпами, чем цены на услуги (такие как квартирная плата, вода и электричество). Однако к концу 1992 года цены на услуги стали повышаться быстрее, чем цены на товары. Такое несоответствие между ценами на товары и ценами на услуги резко проявилось как по отдельным видам товаров и услуг, так и по времени – как в течение каждого года, так и в целом за весь период перехода Казахстана к рынку. Например, в 1990–1994 годах цены на товары в целом выросли в 5450 раз, при этом цены на стиральный порошок, в частности, поднялись в 21 155 раз, а на шерсть – в 1703 раза. Аналогичная ситуация наблюдалась и по услугам.
Поведение административно регулируемых цен, которые повышались правительством Казахстана непоследовательно и зачастую на масштабные величины, также повлияло на структуру цен в экономике. Все это затруднило проведение четкого анализа изменений цен в казахстанской экономике в начальный период реформ. Непостоянство цен в тот период отразило во многом то, каким образом Казахстан проводил либерализацию цен – многоступенчатыми шагами, с постепенным отходом от административного регулирования цен на многие виды товаров и услуг.
Как показывает история, первая и одна из самых основных экономических реформ – либерализация цен – была проведена в Казахстане многоступенчатыми мерами, с резким прогрессом в начале и замедлением к концу процесса освобождения цен. В целом этот процесс в Казахстане занял почти три года после инициирования реформы в январе 1992 года.
Еще один ключевой момент реформы цен, как нам напоминают исследователи МВФ, состоял в тесной взаимосвязи либерализации цен с процессом макроэкономической стабилизации. В частности, освобождение цен замедлилось после того, как во второй половине 1992 года Казахстан пошел на меры, напоминающие экспансионистскую (расширительную) фискальную и денежно-кредитную политику.
Большое влияние здесь сыграл фактор введения национальной валюты, для стабилизации которой Казахстан был вынужден отступить назад в процессе либерализации цен. Это ярко проявилось в начале 1994 года, когда казахстанский тенге стал стремительно обесцениваться из-за кредитной экспансии по решению проблемы неплатежей. Как мы описывали ранее, лишь начиная с весны 1994 года Казахстан пошел на продолжение реформы ценообразования, и с принятием более строгих мер денежно-кредитной и фискальной политики нам удалось достичь прогресса в реформировании цен и укрощении высокой инфляции.
О том, с какими проблемами столкнулся Казахстан в борьбе с высокой инфляцией и как молодому государству удалось добиться макроэкономической стабилизации, мы расскажем в последующих выпусках «ДК».
Асель АЛИШЕВА