Руководители Airbus приняли участие в ежегодной Генеральной ассамблее IATA в Дели, где обсуждали ключевые вопросы, тенденции и перспективы мировой авиационной отрасли, а также приоритеты компании на развивающихся рынках. Среди них особое внимание было уделено Центральной Азии — и особенно Казахстану.
Мы побеседовали с президентом Airbus по региону Европа Жоаном Пелисье, который курирует обширную территорию из 57 стран — от Гренландии до Турции, включая весь Кавказ и Центральную Азию. Его зона ответственности охватывает коммерческую авиацию, оборонные и космические направления, а также вертолётный бизнес, что делает его одним из ключевых региональных лидеров Airbus.
Господин Пелисье уже побывал в Алматы и планирует визит в Астану. И одно можно сказать точно: Airbus намерен надолго закрепиться в регионе, и Казахстан занимает особое место в этом видении.
«Казахстан — один из наших важнейших партнёров в Центральной Азии»
— Какую роль играет Казахстан в евразийской стратегии Airbus? Как вы оцениваете потенциал авиационного рынка страны?
— Без сомнения, Казахстан — наш важнейший партнёр в Центральной Азии. Это единственная страна в регионе, где у нас уже есть полноценный офис и операционная база. Наш центр технической поддержки вертолётов в Астане играет важную роль, и мы с гордостью можем сказать, что сегодня в Казахстане эксплуатируется более 60 вертолётов Airbus — в гражданской и спасательной авиации.
В оборонной сфере сотрудничество началось более 15 лет назад с поставки самолёта C295, а в декабре 2024 года мы передали Казахстану первый A400M — самолёт нового поколения для стратегических и тактических задач. Это долгосрочное партнёрство, которое продолжает развиваться.
@Air Astana
В коммерческой авиации мы сотрудничаем с Air Astana уже почти 20 лет. В следующем году исполнится два десятилетия с начала нашего взаимодействия. Air Astana и FlyArystan ежегодно получают новые самолёты A320 и A321, и сегодня их парк уже превышает 60 воздушных судов. Эти авиакомпании растут стремительно, и мы полностью готовы поддерживать их развитие.
«Мы недавно назначили главу Airbus по Казахстану»
— Планирует ли Airbus расширять своё присутствие в Казахстане? Ожидаются ли новые направления сотрудничества с авиакомпаниями или государством?
— Абсолютно верно. Одним из наших недавних ключевых шагов стало назначение главы представительства Airbus в Казахстане. С 1 января эту должность занимает Роман Блащишин. Ранее он возглавлял наше подразделение обороны и космоса, а теперь отвечает за все направления бизнеса Airbus в стране — коммерческую авиацию, вертолёты, промышленное сотрудничество и взаимодействие с государственными структурами.
Мы активно изучаем возможности расширения центра технической поддержки вертолётов, а также ведём переговоры по созданию MRO-центров (технического обслуживания и ремонта) для самолётов C295 и A400M. Совместно с Air Astana мы не только обеспечиваем бесперебойную поставку самолётов, но и нацелены на долгосрочную поддержку, обучение и операционное совершенство в эксплуатации A320 и A321.
«Нас вдохновляет идея Казахстана стать международным авиаузлом»
— Президент Касым-Жомарт Токаев объявил о планах по созданию международного авиационного хаба в Казахстане. Какую роль Airbus может сыграть в этом проекте?
— Это очень вдохновляющий проект, и мы искренне рады его инициативе. Мы уверены, что Центральная Азия — а особенно Казахстан — может стать стратегическим мостом между Китаем и Европой, особенно в сегменте грузовых перевозок.
Airbus активно работает в грузовой авиации. Мы предлагаем конверсии пассажирских самолётов A320 и A330 в грузовые, а также представили A350 Freighter — его первые поставки ожидаются во второй половине 2027 года. Мы с радостью готовы предложить подходящие решения для будущих грузовых операторов Казахстана.
«Наше сотрудничество охватывает всё — от вертолётов до спутников»
— Как вы оцениваете 20 лет партнёрства между Airbus и Казахстаном?
— Это глубокое и многоуровневое сотрудничество по всем направлениям деятельности Airbus. В обороне — это C295 и A400M. В вертолётной отрасли — совместное предприятие Airbus Helicopters Kazakhstan Engineering (AHKE). В коммерческой авиации — стабильное присутствие уже почти два десятилетия.
@Airbus Helicopters
Нельзя забывать и о космосе. Мы реализовали программы по наблюдению Земли и телекоммуникациям совместно с казахстанскими партнёрами.
Таким образом, в сферах обороны, космоса, вертолётов и коммерческих самолётов Казахстан — полноценный партнёр, и мы готовы двигаться дальше с новыми технологиями и услугами.
«Казахстан — наш естественный хаб в Центральной Азии»
— Может ли Центральная Азия в будущем стать площадкой для сервисных центров или даже производства Airbus?
— Казахстан уже играет такую роль, особенно в вертолётном сегменте. Наш сертифицированный центр поддержки в Астане — единственный такого рода в Центральной Азии. Он обслуживает не только Казахстан, но и соседние страны, такие как Кыргызстан и Узбекистан. Делегации из этих стран уже приезжали, чтобы ознакомиться с нашими операциями.
@Airbus
Мы хотим развивать этот опыт и в оборонной отрасли. Сейчас основное внимание мы уделяем успешному вводу в эксплуатацию платформ C295 и A400M. Но по мере расширения авиапарка Казахстана мы готовы масштабировать и MRO-возможности.
«Казахстан первым открыл для Airbus двери в регионе»
— Что отличает Казахстан от других стран Центральной Азии?
— Казахстан был первым. Первым, кто начал гражданское авиационное сотрудничество с нами, первым, где появился офис Airbus, первым, с кем мы выстроили институциональное доверие. Это партнёрство заложило прочную основу, и оно продолжает развиваться.
Благодаря вашему географическому положению, стратегическому видению и открытости к партнёрству, Казахстан стал нашей точкой входа в Центральную Азию. Именно поэтому мы здесь — и хотим делать ещё больше.
«Да, я бегал в Алматы — и это было прекрасно»
— Вы упомянули планы поездки в Казахстан. Говорят, вы участвуете в ультрамарафонах. Не планируете ли пробежаться по горам или степям Казахстана?
— Прекрасный вопрос. Да, я увлечён трейловыми ультрамарафонами. Я начинал бегать в Азии и на Ближнем Востоке, но ещё не бегал в Центральной Азии. Казахстан выглядит как удивительное место для этого.
@Visit Almaty/Pexels
Я уже совершил пробежку в Алматы — вдоль реки, начиная от своего отеля. Пейзаж менялся очень быстро, и стало невероятно красиво. Я обязательно вернусь, чтобы подробнее исследовать Алматы и, наконец, побывать в Астане — она у меня в приоритетах.
Если мне удастся совместить деловую поездку с красивым трейлом — это будет идеально.
Будущее авиации: SAF, водород и инновации
Во время беседы с господином Пелисье мы также затронули ключевые глобальные темы — декарбонизацию и технологические вызовы.
- О краткосрочных трендах: Airbus активно инвестирует в устойчивое авиационное топливо (SAF). Все наши самолёты уже сертифицированы для полётов на смеси с 50% SAF, а к 2030 году мы планируем обеспечить совместимость со 100%. Мы также обновляем глобальный авиапарк новыми моделями, такими как A220, A320neo и A350 — все они отличаются сниженным расходом топлива и выбросами.
- О водородной авиации: Водород — это центральный элемент нашей долгосрочной стратегии декарбонизации. Мы уже представили концепты водородных самолётов с фокусом на технологии топливных элементов. Изначально мы планировали вывод на рынок к 2035 году, но сроки зависят от развития водородной инфраструктуры, хранения и регулирования. Мы полностью нацелены на преодоление этих вызовов.
- О глобальной торговле: Airbus выступает за беспошлинную торговлю и поддерживает принципы соглашения 1979 года, благодаря которому аэрокосмическая отрасль оставалась вне торговых барьеров. Хотя пока рано судить о последствиях геополитических напряжений, мы активно управляем рисками и гарантируем своевременные поставки клиентам по всему миру.
Airbus инвестирует в таланты и инновации Казахстана
И, наконец, о будущем — образовании, молодёжи и инвестициях в кадры.
Airbus — это не просто технологический поставщик, а долгосрочный инвестор в людей и образование. Мы организовали обучение казахстанских инженеров и менеджеров во Франции и Великобритании в рамках космических программ. Многие из них сегодня работают в ведущих институтах аэрокосмической отрасли страны.
Gov
Наше совместное предприятие AHKE проводит сертификацию техников по вертолётам и реализует двухлетнюю программу для выпускников Академии гражданской авиации. Мы также поддерживаем молодые таланты, участвуя в таких инициативах, как Mechaton 2025 в Назарбаев Университете, предоставляя задания и стажировки.
Сейчас мы рассматриваем возможность запуска программы начальной подготовки (ab initio) для будущих пилотов вертолётов прямо в Казахстане.
Airbus не просто поставляет самолёты — он строит будущее авиации в Казахстане, с акцентом на людей, знания и инновации.
И кто знает — может быть, в следующий визит в Астану региональный глава Airbus не только подпишет новые соглашения, но и пробежится по казахстанским степям. В любом случае — мы будем рады его встрече.