Новый курс на информацию

11975

«Дядя! Мне ваши пещерные фокусы надоели», – говорил один из персонажей фильма «31 июля». И действительно, сегодня молодежь все делает по-своему, даже информацию хочет воспринимать только с помощью альтернативных каналов информации. Министерство информации и общественного развития это хорошо понимает и идет в ногу со временем. 

Глава ведомства Аида Балаева в интервью Sputnik Казахстан ответила на самые актуальные вопросы о распространении информации, распределении государственного информационного заказа, аккредитации журналистов, поправках в законодательство и даже национальной безопасности. 

О плюсах и минусах госзаказа

Аида Балаева уверена, что без государственного информационного заказа очень трудно доносить важную информацию о госпрограммах, льготах, потому что для некоторых СМИ она может быть неинтересной. Кроме того, благодаря госзаказу министерство может поддерживать новые проекты в информационной сфере, инвестировать в казахстанскую сферу productions. В результате на медийном рынке Казахстана усиливается конкуренция. 

Также госзаказ позволяет создавать больше своего, казахстанского контента, который вытесняет с рынка иностранный, популяризирует государственный язык. Казахстанцы благодаря госзаказу, по словам Балаевой, могут смотреть намного больше сериалов, документальных фильмов и различных проектов на государственном языке.

«Продукция, подготовленная в рамках госинформзаказа и госзадания, передается региональным и коммерческим каналам со скидкой, что влияет на долю отечественного контента в эфире телеканалов. При этом на международном рынке стоимость производства сериалов в разы выше, чем у нас – на отечественном рынке стоимость производства одной серии составляет от 4 до 10 миллионов тенге, или от 10 до 25 тысяч долларов. Тем не менее, несмотря на такую стоимость производства, отечественные телесериалы имеют высокий спрос у зарубежной аудитории. На сегодняшний день отечественные сериалы и документальные фильмы транслируются на телеканалах России, Турции, Узбекистана, Киргизии и в других странах», – подметила Балаева.

Среди минусов госзаказа министр назвала отсутствие единой государственной информационной политики на республиканском и региональном уровнях. Но теперь с практикой, когда акимы объявляли конкурсы на тему пиара их личного и их региона, покончено. 

«(Нами) внедрен единый подход формирования госзаказа на республиканском и региональном уровне путем разработки правил. То есть, госинформзаказ станет распределяться централизованно и будет контролироваться Министерством информации и общественного развития. Это даст возможность придерживаться единой тематической линии, исключит возможность участия в конкурсах неквалифицированных компаний, будет способствовать сбалансированному выделению средств по регионам. Снизятся возможности для коррупции – в регионах не смогут выставлять на госинформзаказ аффилированные компании. Наша задача – сделать госинформзаказ максимально прозрачным и эффективным, и разработанные нами меры помогут достичь этой цели», – сказала Аида Балаева.

На одном языке с молодежью 

По словам министра, исследование «Молодежь Казахстана-2020» показало, что 61,5% молодежи узнает о новостях и событиях из социальных сетей и блогов. В качестве источников казахстанские интернет-сайты имеют более высокую популярность (33,3%) по сравнению с зарубежными (14,9%) интернет-сайтами. Для 39,1% опрошенных казахстанские республиканские каналы служат одним из основных источников новостей.

Среди всех политических новостей молодежь чаще всего интересуется информацией о политической ситуации в Казахстане (47,6%). Политическими событиями в регионе проживания заинтересованы 26,2%; мировыми политическими событиями – 24,6%; политикой России и Центральной Азии – 5,1% и 2,6% соответственно.

«Повсеместное распространение интернета влияет на развитие альтернативных каналов информации. Причем все популярнее в этом плане социальные сети и блоги: более 60% молодежи узнает о новостях и событиях в Казахстане через них. 33,3% обращаются к казахстанским интернет-ресурсам; 39,1% – к казахстанским республиканским каналам; 11,3% – к региональным каналам. Таким образом, молодежь в активной или пассивной форме интересуется событиями в стране, при этом существенна роль интернета в информационном пространстве, в особенности социальных сетей и блогов. 

Развитие информационно-коммуникационных технологий расширяет возможности, вместе с тем актуализирует вопрос развития критического мышления у молодежи и умения проверять достоверность информации», –сообщила Аида Балаева.

В конце лета прошлого года МИОР запустил 3 проекта, нацеленные на точечное донесение официальной информации. Это оперативное официальное опровержение фейковой информации, разъяснение государственных программ и объяснение государственной политики, прав, льгот и помощи, которое государство оказывает незащищенным слоям общества, молодежи т.д.

«По первому вопросу был открыт сайт stopfake.kz, о котором вы уже наверняка слышали (с его помощью на данный момент официальными органами опровергнуто более 1 300 фейков). По второму направлению был открыт портал государственных программ gosprogram.kz, где не только разъясняется коротко и в виде инфографики суть всех государственных программ, но и предоставляются графические, текстовые, аудио- и видеоинструкции для участия в них, получения кредитов, обучения в рамках ГП и т.д. 

Кроме того, здесь можно найти информацию о промежуточных результатах реализации программ, сколько бюджетных средств было освоено, идет ли реализация по графику и какой она дает социальный эффект. И для разъяснения официальной информации о работе государственных и местных исполнительных органов, разъяснения Послания президента, публикации официальных заявлений и пресс-релизов работает портал государственных СМИ – gossmi.kz. В настоящее время для более скоординированной работы и кумулятивного эффекта при предоставлении важной и актуальной информации идет объединение порталов госпрограмм и госСМИ», – сказала Балаева.

Также она отметила, что сегодня у многих ведомств и их первых руководителей, даже у главы государства, есть активные, живые страницы в соцсетях с определенной аудиторией.

«Это создает бесценный эффект того, что граждане узнают новости из первых уст, официально, а не идут на поводу у анонимных пабликов и других сомнительных источников. Думаю, в этом смысле принципиально важно, чтобы первые руководители были доступны для простого народа и на собственном примере обучали новое поколение политического истеблишмента», – пояснила Балаева.

Шквал критики вызвал проект Salem Social Media. В народе не утихают разговоры о том, что он функционирует, якобы, специально для того, чтобы отвлекать молодежь от социально-политических вопросов. Аида Балаева попросила не делать преждевременные выводы, не зная целостной картины происходящего. «Проект пользуется популярностью среди определенной целевой аудитории. Что касается государственного участия, могу твердо заявить, что какое-либо финансирование со стороны МИОР данному проекту не оказывается», – заявила министр.

Журналист – это призвание

Не секрет, что сегодня лучшие журналисты страны не заканчивали факультетов журналистики. Элиту казахстанской журналистики чуть ли не наполовину составляют мастера слова и пера, имеющие диплом о высшем образовании в сфере музыки, экономики, изобразительного искусства, физики, экологии, энергетики и так далее, но только не журналистики и PR. И это не случайность. Потому что быть журналистом – это, в первую очередь, призвание, талант, желание. Это – «ремесло для избранных, неравнодушных, смелых и сильных людей». 

Министр призналась, что сегодня учебные программы на факультетах журналистики оторваны от практики, поэтому выпускники журфаков, если сами не интересуются особенностями профессии, а полагаются лишь на то, о чем говорят в университете, не могут работать по профессии. 

«На журфак идут в большинстве своем за мечтой. И итоговая неустроенность почти половины выпускников нас очень волнует. Этот вопрос неоднократно поднимался и обсуждался на встречах с руководящим составом вузов и отечественных СМИ. По итогам обмена опытом и мнениями мы пришли к выводу о необходимости повышения вовлеченности студентов в производственный процесс и развития их практических навыков. В рамках специального плана по обучению специалистов медиасферы планируется организация и проведение практик и стажировок в отечественных СМИ. Данная работа ведется совместно с государственными СМИ и вузами. Кроме того, в рамках меморандумов, заключенных с вузами, предусмотрено проведение профессионально-ориентационной работы среди студентов с целью их дальнейшего трудоустройства при содействии министерства. Только так мы сможем повысить уровень востребованности и мотивации выпускников», – считает Аида Балаева. 

Министр констатировала, что в последние годы профессиональные СМИ не только в Казахстане, но и во многих других странах оказались на обочине. 

«Эта невостребованность бросалась в глаза и вызывала недоумение, в том числе и у самих журналистов. Журналисты были вынуждены оставлять профессию и уходить в другие сферы – фриланс разного рода, пиар, блогерство. Я много раз говорила и повторюсь еще раз: профессиональная журналистика – ремесло для избранных, неравнодушных, смелых и сильных людей. И мы обязаны вернуть ей статус одной из самых уважаемых профессий. Поэтому мы принимаем ряд мер, среди которых повышение уровня выпускников профильных факультетов, повышение квалификации работающих кадров и развитие отраслевой и региональной журналистики. 

Сейчас, несмотря на некоторые сложности, вызванные пандемией, мы тесно взаимодействуем с профильными вузами (с Евразийским национальным университетом имени Л.Н. Гумилева, КазНУ им. аль-Фараби, Международным университетом информационных технологий, Казахским национальным медицинским университетом имени С.Д. Асфендиярова). Даем возможность студентам проходить практику в лучших редакциях страны, проводим семинары с корифеями отечественной и зарубежной журналистики из Турции, Великобритании, России. С начала года уже проведено три обучающих курса по медицинской, религиозной и экологической журналистике с общим охватом около 4 000 участников со всех регионов страны. Это долгосрочные проекты, которые будут расширяться и усовершенствоваться», – отметила Аида Балаева.

Неудобные вопросы и закон 

Большое недовольство журналистов вызывает практика «отключения микрофонов» во время пресс-конференций, когда представителю СМИ не дают задать прямой вопрос тому или иному госслужащему. В итоге вопрос, который волнует не только журналиста, но и многих людей, остается без ответа. 

«Вопрос важный и актуальный, вызывает много споров и обсуждений. Однако ведущий должен обеспечивать соблюдение участниками мероприятия тематики, временного регламента и общественного порядка. Иногда это вызывает недовольство прессы, но такое случалось и раньше. Бесспорно, журналист, который задает вопросы, не относящиеся к заявленной теме пресс-конференции, может выражать свое недовольство, но таких, как правило, единицы, и ведущий должен делать все в рамках правил, чтобы соблюдались регламент и тематика. И в итоге это не ущемление прав одного журналиста, а защита прав всех остальных, которым он мешает получить информацию по теме», – прокомментировала Аида Балаева. 

Коснулась министр и разрабатываемых поправок в закон о СМИ. По словам Балаевой, возглавляемое ею ведомство готовит предложения по изменениям некоторых законодательных норм и после согласования с госорганами будет представлено для общественного обсуждения. Аида Балаева заверила, что журналисты будут иметь возможность участвовать в его усовершенствовании.

На границе, но на связи! 

Люди, живущие в приграничных районах, долгое время слушали радиостанции только соседних государств – российские, узбекские, киргизские, китайские. В то же время, казахстанские радиостанции не были доступны для людей. А это уже вопрос национальной безопасности. Аида Балаева отметила, что  до конца 2021 года в приграничных регионах Казахстана будут установлены 107 радиопередатчиков, что обеспечит вещание Qazaq radiosy и радио «Шалқар». 

«В результате более 400 сел приграничных территорий Туркестанской, Жамбылской и Восточно-Казахстанской областей, где проживает более 630 тысяч человек, получат возможность слушать передачи отечественных радиоканалов. А в целом в результате реализации Дорожной карты к 2025 году радиопрограммами будет охвачено до 95% населения, проживающего в приграничных регионах. Проект по обеспечению приграничных территорий отечественными радиосигналами является стратегически важным», – пояснила Аида Балаева.

Что будет с «Рухани жаңғыру» и госСМИ?

Аида Балаева сообщила, что все цели в рамках госпрограммы  «Рухани жаңғыру» достигнуты, но процесс духовной модернизации казахстанского общества на этом не прекращается. 

«В текущем году утверждена Дорожная карта по переходу программы «Рухани жаңғыру» на этап национальной модернизации. Планируемые мероприятия и проекты разработаны в соответствии с возрастными особенностями, с целью доведения содержания программы до различных слоев общества. В прошлом году акиматы областей, городов Нур-Султан, Алматы и Шымкент привлекли более 8 миллионов человек на 30 000 мероприятий. Доля участия населения в реализации программы «Рухани жаңғыру» составила 32,8%, хотя по плану этот показатель был 30%. В целом население поддерживает и положительно оценивает трансформацию казахстанского общества с модернизацией. По мнению экспертов, во время реализации программы «Рухани жаңғыру» началось изменение общественного сознания. Также по итогам проведенного социологического исследования на тему «Эффективность реализации программы «Рухани жаңғыру» можно утверждать, что по каждому из шести ключевых направлений программы в обществе сформировались устойчивые взгляды», – сообщила министр.

Балаева рассказала, что переход на национальный этап модернизации предполагает дифференцированный охват населения по возрасту, особенно это будет касаться подрастающего поколения и молодежи. То есть, проекты в рамках «Рухани жаңғыру» будут разрабатываться с учетом проблем и интересов каждой возрастной категории.

Что касается некоторых государственных СМИ, то помимо объединения республиканских газет «Егемен Казахстан» и «Казахстанская правда», в скором времени произойдет реорганизация ТОО «Қазақ газеттері» путем присоединения к нему ТОО «РГ «Егемен Қазақстан». Аида Балаева убеждена, что меры по оптимизации позволят государственным печатным изданиям, в том числе, вместе реализовывать новые совместные проекты.


Альберт АХМЕТОВ

Телеграм-канал «Нефть и Газ Казахстана. Факты и комментарии». Ежедневные новости с краткими комментариями. Бесплатная подписка.

Международное информационное агентство «DKNews» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKNews» © 2006 -