Президент Касым-Жомарт Токаев на заседании Совета иностранных инвесторов поручил Национальному банку, АРРФР и МФЦА изучить и представить ему предложения по расширению рынка зеленых инвестиций в Казахстане. В нашей стране много лет говорят об «озеленении» финансовой системы. Деловой Казахстан изучил зеленые проекты банков и узнал мнение рейтинговых агентств об отечественном рынке экологических инвестиций.
Аскар ЕЛЕМЕСОВ, глава офиса АКРА в МФЦА
Главный исполнительный директор регионального управления по Северной и Восточной Европе Deutsche Bank Йорг Бонгартц рекомендовал правительству и местным компаниям выпускать зеленые облигации и финансовые инструменты, связанные с ESG (англ. environmental – экология, social – социальное развитие, governance – корпоративное управление – прим. ред.), и использовать этот капитал для стимулирования и развития несырьевого сектора.
«Поручаю Национальному банку, Агентству по финрегулированию, МФЦА изучить это предложение и внести конкретные предложения по расширению рынка зеленых инвестиций в Казахстане. МФЦА мог бы сыграть значительную роль в этом процессе, объединив международный опыт и правовую базу, а также создание местных проектов для инвестиций, отвечающих требованиям ESG», – заявил президент в ходе заседания Совета иностранных инвесторов.
Первые зеленые облигации на 200 млн тенге в нашей стране были размещены только в прошлом году, да и то при поддержке ПРООН. Дебютное размещение состоялось в торговой системе МФЦА с купонной ставкой 11,75% годовых и сроком обращения три года. «Мы бы не выпустили облигации, если бы ПРООН не просубсидировало купонную ставку. Любой экологический проект в отличие от коммерческого более длинный и менее интересный с точки зрения оборачиваемости капитала. И во всем мире, где растет рынок зеленых облигаций, присутствует господдержка. (…) Мы ожидаем, что государство будет поддерживать экологические проекты и у нас», – заявил Деловому Казахстану генеральный директор фонда зеленых финансов МФЦА Айдар Казыбаев.
Не все банки зеленеют
Казахстанские банки только присматриваются к зеленому финансированию. Несколько структур настоятельно просили Деловой Казахстан не упоминать их в статье. Дело в том, что у ряда кредитных организаций вообще нет никаких экологических проектов. Чаще всего пресс-службы в личной беседе сообщали: «У нас было на рассмотрении несколько проектов, но из-за пандемии все переговоры пришлось отложить».
На этом фоне важно отметить казахстанские банки, которые все же рискнули и инвестировали в зеленые финансы. На днях Mastercard и Евразийский банк объявили о выпуске первой стране экокарты. Часть бонусов с каждой транзакции будет направленыа не только на озеленение Казахстана, но и на сортировку мусора.
«Это некоммерческий проект. Думаю, картой будут пользоваться люди, которые неравнодушны к экологии. Сначала карта будет представлена в Алматы, так как вопросы экологии в городе стоят остро. Полагаем, на первом этапе охват составит порядка 10 тыс. человек, дальше будет рост в районе 30 тыс.», – сказал заместитель председателя правления Евразийского банка Иван Белохвостиков.
Банк ВТБ (Казахстан) не рискнул в одиночку финансировать зеленые технологии, но стал участником проекта «Устойчивые города для низкоуглеродного развития в Казахстане», реализуемого ПРООН совместно с
Министерством по инвестициям и развитию. «Теперь клиенты банка, которые реализуют проекты в области энергосбережения и снижения выбросов парниковых газов, смогут получить у нас кредит, при одобрении субсидий от Фонда «Даму» в рамках Проекта ПРООН-ГЭФ, тем самым уменьшив долговую нагрузку. Несомненно, такое финансирование будет более выгодным, чем обычное кредитование», – отметил председатель правления Банка ВТБ (Казахстан) Дмитрий Забелло.
Программа финансирования зеленой экономики GEFF (Green Economy Financing Facility) – была запущена ЕБРР в сентябре 2020 года. Партнером проекта стала МФО KMF. Клиенты компании получают микрокредит на приобретение энергоэффективного оборудования с компенсацией или кэшбэком.
«В основном люди приобретают энергоэффективное оборудования по двум направлениям: для личного пользования в доме или квартире и для бизнеса. Для частных домов приобретают энергоэффективные газовые котлы, водонагреватели, холодильники. Предприниматели – владельцы кафе, торговых точек, продуктовых магазинов приобретают морозильные установки, рефрижераторы для хранения продуктов. Фермеры, к примеру, в Кызылординской области, покупают инновационные системы полива, которые позволяют экономить воду», – рассказали в пресс-службе МФО KMF.
Банк Хоум Кредит внедрил Paperless (безбумажная технология документооборота – прим. ред.) для внутренних процессов, а также в отделениях организации клиентам предоставляется выбор: взять обычный талон для очереди или воспользоваться смс. «Современные технологии позволяют отказаться от использования бумажных талонов, и казахстанцы охотно пользуются этим предложением», – подчеркнули в пресс-службе банка.
Мнение эксперта
В целом в мире финансовые институты гораздо менее вовлечены в «зеленую» повестку, нежели компании реального сектора. Прямое участие банков или страховых компаний в загрязнении окружающей среды само по себе невелико по сравнению с энергетикой, добычей сырья или с сельским хозяйством. Обычно оно сосредоточено на энергоэффективности офисов, утилизации отходов и экономии бумаги.
Однако финансовые организации могут оказывать большое косвенное влияние на принятие экологически более эффективных технологий, включая в свои правила по предоставлению займов или инвестированию более высокие требования к стандартам по защите окружающей среды.
Среди крупных банков РК есть понимание необходимости учитывать вопросы экологии в своей деятельности, но не более того. У международных финансовых конгломератов существуют более или менее четкие правила на уровне головных офисов, в той или иной мере распространяющиеся на казахстанские дочерние банки.
Однако поскольку нашим текущим финансовым законодательством эти вопросы не регулируются, практически никакого влияния на основную деятельность казахстанских банков, страховых и брокерских компаний «зеленая» тематика не оказывает.
Слабый интерес банков второго уровня также связан с низкой вовлеченностью регуляторов РК в международную повестку зеленых финансов. Дело в том, что у банков нет таких требований в регуляторных документах. Также важную роль играет отсутствие интереса у наших игроков финансового сектора к заимствованию за рубежом, потому что на глобальных рынках вопросы устойчивого развития играют все более важную роль при принятии решений о покупке облигаций или кредитовании. Ну и в целом, у участников финансового рынка страны есть более срочные и сложные проблемы, с их собственной точки зрения.
Национальный банк и Агентство по развитию и регулированию пока не присоединились к сети центральных банков и регуляторов за озеленение финансовой системы NGFS, которая в настоящий момент состоит из 92 членов и 14 наблюдателей. В качестве постоянных членов в сети уже присутствуют финансовые регуляторы России, Грузии, Армении и Украины. Насколько нам известно, пока на уровне НБ РК и АРРФР отсутствуют и рабочие группы на тему зеленых финансов.
Также ни один из банков второго уровня РК не присоединился к международным принципам ответственного банкинга, под эгидой ООН. В то время как этот список активно пополняется коммерческими банками постсоветского пространства.
В то же время, ключевым стейкохдером «озеленения» финансовой системы РК и ее интеграции в глобальную зеленую повестку должен стать Центр зеленых финансов МФЦА, который уже выпустил несколько докладов на эту тему, и самое главное – разработал таксономию зеленых проектов. При поддержке ЦЗФ МФЦА в августе 2020 года в Казахстане были впервые выпущены зеленые облигации. Фонд «Даму» при участии ПРООН разместил на бирже AIX бумаги на сумму 200 млн тенге. Надеемся, что при наличии таксономии и четких правил выпуск таких инструментов можно будет поставить «на поток». Остается открытым вопрос – как инициативы МФЦА будут влиять на локальных игроков – банки, которые заняты решением проблем исключительно локальной повестки Казахстана.
В Казахстане появилась собственная зеленая таксономия. В ней представлен достаточно широкий перечень проектов, в том числе в сфере ВИЭ, энергоэффективности и декарбонизации, которые можно было бы считать зелеными. Однако для реализации крупных инвестиционных зеленых проектов в мире зачастую привлекаются банки развития. Здесь продолжают работать международные банки развития и есть собственный большой институт развития – БРК, в портфеле которого есть зеленые проекты (прежде всего – ВИЭ).
Если банки второго уровня начнут привлекать к таким проектам в рамках синдикатов, то это позволит им «озеленить» свой портфель и выпустить «зеленые» бумаги на рынок.
Все развивающиеся страны в этом вопросе сильно отстают от развитых стран. Есть известный «индекс экологической эффективности» Йельского университета (Environmental Performance Index). Ожидаемо, лидеры – европейские страны, в особенности Скандинавия. По итогам 2020 года Казахстан оказался на 85 месте из 180 стран (в 2016 г. мы были на 69 месте). Наши соседи по региону –Узбекистан (88), Туркменистан (92), Кыргызстан (105), Таджикистан (114). Беларусь на 49 месте, Армения на 53-м, Россия на 58 месте, Азербайджан на 72-м. Судите сами.
Из плюсов для Казахстана – тот факт, что в стране есть собственный Центр компетенций в сфере зеленых финансов – МФЦА; есть национальная таксономия; Казахстанская фондовая биржа KASE – присоединилась к инициативе Устойчивых фондовых бирж и даже выпустила свое руководство по раскрытию ESG информации эмитентами.
Осталось, чтобы все эти позитивные начинания начали интегрироваться собственно в финансовый рынок Казахстана.
Ирина ЛЕДОВСКИХ