Нур-Султан

Алматы

SSE

FTSE 100

Dow Jones

KASE

Brent

WTI

Золото

PTC

USD

RUB

EUR

CNY

О мерах по реализации Послания Главы государства народу Казахстана от 1 сентября 2021 года

3 сентября 2021, 09:1516515

 

Министерство национальной экономики

Главой государства в рамках Послания народу Казахстана «Единство народа и системные реформы – прочная основа процветания страны» поставлены конкретные задачи по обеспечению качественного роста экономики и повышению уровня жизни населения.

Всего даны порядка 70 поручений. Необходимо принять 6 законов. Это Законы о возврате в экономический оборот стрессовых активов, о личных подсобных хозяйствах, о развитии агломераций, по развитию науки, о профессиональных квалификациях. Внести изменения в Налоговый и Бюджетный кодексы. Утвердить три концепции: концепции управления государственными финансами, миграционной политики, а также семейной и гендерной политик.

Разработать Программы инфраструктурного развития для каждого региона. Главой государства озвучены 5 новых инициатив.

Первое, увеличение минимальной заработной платы с 42,5 тыс. тг до 60 тыс. тг с 1 января 2022 года.

Второе, разработка «мягких» мер в рамках регулируемых закупок и господдержки для стимулирования бизнеса к увеличению зарплаты своим работникам.

Третье, введение единого платежа с Фонда оплаты труда для микро– и малого бизнеса, предусматривающего снижение нагрузки на ФОТ с 34% до 25% с 2023 года.

Четвертое, ежегодное увеличение зарплаты отдельным категориям гражданских служащих на 20% с 2022 года до 2025 года.

Пятое, предоставление возможности перечисления части пенсионных отчислений, выше порога достаточности, на счет в «Отбасы Банк» для приобретения жилья.

В целях реализации поручений Главы государства, Министерством национальной экономики будет проводиться работа по 4-ем основным направлениям.

  • Управление государственными финансами;
  • Антиинфляционное реагирование;
  • Развитие предпринимательства;
  • Сбалансированное региональное развитие.

 

Управление госфинансами

В целях повышения эффективности государственных финансов будет разработана Концепция управления государственными финансами. Концепция будет охватывать вопросы управления бюджетной политикой, государственным и квазигосударственным долгом, а также формирования и использования средств Национального фонда.

Для обеспечения приоритизации бюджетных расходов предусматривается внедрение «блочного» бюджета и новых бюджетных правил, а также объективной методики распределения бюджетных лимитов. Будет применен механизм подушевого финансирования.

Для субъектов микро– и малого бизнеса будет введен единый платеж с фонда оплаты труда. Это позволит упростить порядок исчисления и уплаты данных платежей, а также снизить общую нагрузку на ФОТ с 34% до 25% с 2023 года.

 

Комплекс мер антиинфляционного реагирования

В целях сдерживания роста цен на потребительские товары будет выработан комплекс мер антиинфляционного реагирования.

Будут приняты оперативные и среднесрочные меры, направленные на насыщение рынка потребительскими товарами отечественного производства. Также предусмотрены меры денежно-кредитной политики и регулирования финансового рынка.

 

Развитие предпринимательства

В целях эффективного развития малого и среднего предпринимательства будет продолжена реализация программ «Экономика простых вещей» и «Дорожная карта бизнеса» в 2022 году.

В целом, объем финансирования составит не менее 1 трлн. тенге.

Будет рассмотрена возможность создания Фонда поддержки креативной индустрии.

Для стимулирования бизнеса к увеличению зарплаты своим работникам будут разработаны так называемые «мягкие» меры. Будут предусмотрены льготы в рамках регулируемых закупок, а также преимущественный доступ к господдержке.

 

Сбалансированное региональное развитие

Будут разработаны новые подходы к региональному развитию страны, включающие меры по раскрытию конкурентных преимуществ каждого конкретного региона.

Для этого будет разработан Закон «О развитии агломераций», в рамках которого предусматривается институциональное развитие путем четкого разделения функций между городом-центром и периферийной зоной. Будет расширена бюджетная автономия и внедрены единое градостроительное планирование агломераций.

В Плане территориального развития будет закреплен принцип «люди к инфраструктуре», предусматривающий развитие перспективных сел в соответствии с Системой региональных стандартов.

Кроме того, предусматривается актуализация Планов развития регионов в соответствии с утвержденными общенациональными задачами.

Министерством национальной экономики каждое поручение Главы государства, данное в Послании народу Казахстана, будет содержательно и оперативно проработано.

Для эффективной реализации Послания работа Министерства будет проводиться на следующих принципах: это использование проектного подхода, дебюрократизация процессов и ориентированность на результат.

 

Национальный банк

В целях реализации Послания Главы государства народу Казахстана, основное внимание Национального банка совместно с Правительством будет уделено возвращению инфляции в целевой коридор 4-6% в 2022 году.

Главой государства в Послании отмечено возросшее влияние немонетарных факторов, в особенности, цен на продовольствие. Рост продовольственной инфляции по итогам 8 месяцев т.г. составил 11,4% в результате регулярных дисбалансов на отдельных рынках, несмотря на формальное покрытие потребности внутренним производством. Показательным примером этого года является нехарактерный для летних месяцев скачок цен на картофель и морковь из-за их бесконтрольного экспорта в межсезонье и вследствие этого создания дефицита на внутреннем рынке.

На основании вышеуказанных факторов для реализации поручения Главы государства основной упор в борьбе с ростом цен на продовольствие Правительством и акимами должен быть сделан на полноценном насыщении внутреннего рынка с учетом баланса производства, экспорта и импорта товаров.

Для эффективного решения поставленных в Послании задач по возвращению инфляции в целевой коридор в 2022 году, подготовлен и находится на финальной стадии согласования Комплекс мер антиинфляционного реагирования на 2021-2023 годы.

Вкупе с Соглашением по координации макроэкономической политики на 2021-2023 годы данные меры должны обеспечить значительное снижение немонетарных факторов продовольственной и непродовольственной компонент инфляции, обеспечить предсказуемую и сбалансированную тарифную политику на среднесрочной основе.

Глава государства в Послании также отметил, что запас финансовой устойчивости не безграничен. На сегодня дополнительным источником проинфляционного давления является значительное увеличение государственных расходов, рост которых покрывается за счета повышения дефицита бюджета и трансфертов из Национального фонда.

В этой связи в соответствии с поручением Президента РК будет внедрено контрцикличное бюджетное правило, которое должно ограничить объемы трансфертов из НФ и темпы роста государственных расходов. Для этого Правительством совместно с Национальным банком будут разработаны поправки в Бюджетный Кодекс и соответствующие подходы закреплены в Концепции управления государственными финансами.

Программа «Экономика простых вещей» по поручению Главы государства будет продлена до конца 2022 года решением Национального банка в сентябре т.г.

Для дальнейшего развития кредитования предпринимательства, особенно на селе, совместно с АРРФР до конца текущего года будет подготовлен пакет необходимых решений для расширения возможностей МФО.

В целях качественной реализации поставленной Главой государства задачи по возвращению инфляции в целевой коридор и повышению эффективности денежно-кредитной политики Национальный банк намерен принять необходимые меры для обеспечения стабильности цен.

 

Министерство финансов

Министерством финансов для обеспечения незамедлительного исполнения поручений Президента принимаются следующие меры.

 

По увеличению доходов бюджета

Совместно с заинтересованными государственными органами реализуется План мероприятий по противодействию теневой экономике по всем сферам и отраслям экономики.

Также, проводятся масштабные мероприятия по снятию излишних барьеров и противодействию нелегальному торговому обороту на границах государства.

Нами планируется реализовать Национальную систему прослеживаемости товаров в полноценном режиме.

Начата модернизация 9 авто и 1 железнодорожного пунктов пропуска.

С учетом международного опыта Министерством начат проект по горизонтальному мониторингу крупного бизнеса, основанный на дистанционном взаимодействии.

Комплексная работа проводится по противодействию выводу капитала за рубеж и деофшоризации экономики.

В рамках электронного обмена сведениями с ОЭСР и Национальным Банком, мы подписали многостороннюю конвенцию.

С этого года начнем обмен информацией по финансовым счетам наших граждан в более чем 100 юрисдикциях.

Наряду с этим, планируется дальнейшее совершенствование законодательства по трансфертному ценообразованию.

Введенный с 2020 года трехлетний мораторий на проверки снизил кассовую дисциплину. Недобросовестные предприниматели, восприняли данную инициативу как шанс безнаказанно уклоняться от налогов.

В этой связи, предлагаем рассмотреть вопрос отмены моратория на проверки субъектов микро и малого бизнеса.

В целом, предлагаемые меры позволят обеспечить увеличение доходов государственного бюджета.

 

Касательно концепции управления государственными финансами

Как Вам известно, 10 июля 2021 года по итогам расширенного заседания Правительства Главой государства поручено разработать Концепцию по управлению государственным и квазигосударственным долгом.

В этой связи, мероприятия по разработке Концепции по управлению государственными финансами будут скоординированы с учетом уже проводимой госорганами работы.

В качестве основных подходов Концепции предлагается определить следующие меры:

  • поэтапное снижение дефицита бюджета для ограничения роста государственного долга и его поддержания на безопасном уровне;
  • установление ключевых показателей устойчивости долга;
  • тщательный отбор проектов для достижения максимального экономического эффекта и др.

 

По реализации плана приватизации

Министерством усилен контроль за своевременным исполнением Комплексного плана приватизации на 2021 – 2025 годы.

Для этого выработаны подходы к реализации объектов, согласно которым 50% объектов должно быть выставлено в текущем году, 30% – в 2022 году и по 10% – в 2023 и 2024 годах.

Кроме того, разработаны и внесены в Реестр госимущества дорожные карты реализации по каждому объекту Комплексного плана.

В свою очередь, в целях усиления ответственности за реализацию плана приватизации, при оценке деятельности акиматов, национальных управляющих холдингов и компаний, предлагается учитывать его исполнение.

В целом, предлагаемые меры позволят к концу 2025 года сократить долю участия государства в экономике до 14% к ВВП.

Наряду с этим, предлагается нормативно предусмотреть ответственность первых руководителей компаний квазигосударственного сектора.

Ответственность будет предусмотрена за недостижение стратегических показателей в планах развития, в том числе за допущение убытков компаний квазигоссектора.

 

Относительно применения цифровых инструментов в бюджетном процессе

Будет продолжена работа по развитию информационной системы государственного планирования.

В рамках проекта будет реализован модуль «Государственные инвестиционные проекты», который предназначен для формирования и согласования с госорганами проектной документации государственных инвестиционных проектов.

Для автоматического формирования планов госзакупок будет реализована интеграция информационной системы госпланирования с порталом госзакупок.

Помимо этого, по данным госзакупок планируется определять медианные цены и реализовать справочник нормативов затрат.

На основании этих данных в системе планируется настроить форматно-логический контроль.

Для эффективности планирования и использования средств администраторами бюджетных программ необходимо использовать результаты системы «Мониторинг эффективности мер государственной поддержки».

Вместе с тем, полагаем что одним из наиболее действенных механизмов контроля за объемами и эффективностью государственных расходов является обеспечение оперативного бюджетного мониторинга.

Он направлен на достижение прямого и конечного результата, предусмотренных в стратегических и программных документах.

Это позволит своевременно принять управленческие решения, включая необходимые меры по недопущению нарушений.

 

Касательно увеличения доли «народного участия» в бюджете

В целях распространения новых практик бюджетирования по участию населения в управлении и контроле государственными финансами, будут внесены соответствующие поправки в нормативные правовые акты.

Поправки позволят увеличить долю «народного участия» в бюджете на благоустройство и жилищно-коммунальное хозяйство в 10 раз.

В свою очередь, привлечение населения к процессу принятия бюджетных решений обеспечит:

  • прозрачность процесса;
  • укрепит доверие граждан к местной власти;
  • повысит информированность и финансовую грамотность населения;
  • и обеспечит солидарную ответственность за качество и бережную эксплуатацию объектов инфраструктуры.

В этой связи, необходимые средства на реализацию мероприятий Послания Президента будут проработаны совместно с администраторами бюджетных программ.

2006 - 2021 © Ваша почта. 16+