Есть билет за проезд, за обед и другие сервисы…

12503

Алматинские айтишники разработали платформу, которая предоставляет возможность оплаты более 2000 услуг, причем как локальных, так и международных поставщиков услуг. Система превращает любой андроид в POS-терминал.

Преимущество оплаты проезда в общественном транспорте на основе единого баланса, разработанное алматинскими программистами, заключается в платформенном подходе. Об этом рассказал один из ее авторов Ханат НУРЕКЕНОВ.

Система электронного билетирования ONAY действует в Алматы с 2015 года. Это стало прогрессивным решением во всех отношениях и конкретным шагом в борьбе с серым налом. С первых дней пользования этой картой пассажиры задавались вопросом, будут ли расширены формы оплаты. К примеру, до сих пор при отсутствии карточки пассажир обязан купить у водителя билет за 150 тенге, отвлекая его от прямых обязанностей.

Попытка расширить способы оплаты проезда другими операторами провалились как в 2018 году, так и в нынешнем. Так, 10 сентября текущего года в ТОО «SMSBus» сообщили, что в Алматы на всех маршрутах автобусов и троллейбусов запустили оплату проезда через единый QR-код mVisa. Однако 13 сентября акимат города потребовал отключить прием оплаты посредством единого QR-кода Beeline, Kaspi и Halyk Bank.

В транспортном холдинге заявили, что SMSBus не согласовал подключение к своей системе автопарков с единым оператором электронного билетирования, то есть с ним. Такие коллизии происходят в сфере общественного транспорта мегаполиса, где отсутствует конкуренция на рынке предоставляемых услуг.

Между тем IT-специалисты предлагают новые решения.

По словам Ханата Нурекенова, их программное обеспечение для автоматизации электронной системы Avtobys включает портал перевозчика и мобильные приложения для пассажиров. В отличие от ОNAY система использует облачную платформу электронных денег. Know-how обеспечивает легкость платежей и переводов даже в условиях отсутствия интернета.

В системе Avtobys процессинг осуществляется через электронные кошельки Innopay. Пассажиру предоставляются электронные деньги, которые хранятся в электронном кошельке в виде баланса. Он имеет возможность использовать его с помощью мобильного приложения, протокола блютуз, сканировать через QR-код и транспортную карту. Это универсальный платежный инструмент, как наличных, так и безналичных средств, согласно закону о платежах. Для этого имеется лицензия Национального банка.

Сегодня система Avtobys на общественном транспорте работает в Атырау, Семее, Актобе, Павлодаре, Экибастузе и Уральске. В Актобе системой охвачено более 280 автобусов, с помощью единого мобильного баланса приложения или транспортной карты за проезд заплатили 94% пассажиров, в сутки проводится более 135 тыс. транз­акций. Есть также возможность оплаты транспортной картой, ее стоимость – 450 тенге. Картой оплачивают в основном пассажиры старшего поколения, которым сложно производить онлайн-оплату. Если раньше проезд оплачивали в 100% случаев наличными деньгами, то сейчас уже 90% –электронным способом. И это результат всего четырех месяцев.

IT-специалист отметил, что с помощью системы электронных денег Innopay в этом году картой Avtobys школьники Семея оплачивали питание. Всего в пилотном проекте было задействовано более 50 школ. При работе со школами в нее была включена категория получателей АСП, представителей социально уязвимых слоев населения. Таким образом, местные исполнительные органы могут поднять отчеты и увидеть, что оплата прошла и государственные средства направлены по их целевому назначению.

На данное время количество пользователей Innopay превысило 1 000 000. Платформа предоставляет возможность оплаты более 2000 услуг, причем как локальных, так и международных поставщиков услуг. Система превращает любой андроид в POS-терминал.

– Ханат, какое решение лежит в основе ваших разработок?

– Система электронного билетирования основана на облачном платформенном решении, которое дает легкость в использовании таких платежей, возможность тиражирования и расширения на любые платежи, в отличие от ОNAY, которая, как и другие подобные системы, подстроена под нужды одного города. Они написаны на закрытых лицензиях и подточены под определенные процессы. То есть нет микросервиса, чтобы строить всевозможные варианты.

Есть такое выражение: бизнес-правило, когда предусмотрена многозональность или разные тарифы. У нас в Алматы не учитываются пересадки, стыковки и т. д., то есть отсутствует бизнес-правило, которое может строить платформенное решение. В нашем решении для присоединения к системе нового города достаточно расширять облачную серверную архитектуру, увеличивать мощность и добавлять новые микросервисы. Не надо строить дополнительные сервисы, потому что пассажирские перевозки у нас унифицированы, что в Алматы, что в Экибастузе.

Наше IТ-сообщество говорит об этом способе уже около года, и это единственно правильное решение, на которое переходит весь мир. К примеру, есть платформы, которые соединены между собой микросервисами, и, соответственно, передача данных от одного к другому сервису, обмен ими между разными информационными системами происходят через так называемые API, через эти открытые сервисы может интегрироваться любой другой сервис.

Простыми словам: платформа – это множество информационных функций, которые у нас есть в государственном секторе. К примеру, идентификация по биометрии или получение данных по регистрации авто, свидетельства о браке. Это процессы и функции, а чтобы получить и оптимизировать эти данные, достаточно открыть канал (API), то есть любой другой сервис может интегрироваться и отобразить эту интеграцию.

Во многих странах Европы и в США открыты API не только государственных систем, но и частных. К примеру, можно сынтегрироваться со «Старбакс», чтобы вывести их сервис в удобное мобильное приложение, через которое можно заранее заказать себе чашку кофе на любое время. Открытость этих систем позволяет создавать дополнительные сервисы, что является прерогативой частного сектора – предлагать популярные и удобные сервисы для клиентов. Также и в государственном секторе все услуги по регистрации, получению справок должны быть открыты, тогда наступит живая конкуренция, что способствует появлению разных сервисов.

– Исходя из вашего опыта платформенного решения можно ли говорить о его масштабировании…

– Мнение министра цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности РК Багдата Мусина о необходимости перехода е-gov на платформенное решение правильное. Могу судить об этом на примере нашего решения. Считаю, что наши IТ-специалисты вполне могут разрабатывать собственные платформенные решения, так как они не менее компетентны, чем российские, белорусские или польские.

У нас есть много айтишников, имеющих опыт работы в Силиконовой долине, с хорошим западным образованием. Надо учитывать, что каждая страна строит свое собственное платформенное решение, используя отечественные кадры. Только такие серьезные задачи, которые ставит государство перед IТ-сообществом, способствуют его развитию, повышению, конкурентоспособности – это очевидные вещи. Каким бы ни было платформенное решение для e-gov, его важно наполнить удобными сервисами, чтобы там были открытые API и люди сами смогли выбирать их. Это и есть конкуренция.

Алексей НАЗАРОВ, Алматы

Телеграм-канал «Нефть и Газ Казахстана. Факты и комментарии». Ежедневные новости с краткими комментариями. Бесплатная подписка.

Международное информационное агентство «DKNews» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKNews» © 2006 -