Настройки
Язык
Тема
Обновление

WMS – уникальный инструмент координации СМИ

8595

Всемирный медиа-саммит (WMS) является высокой трибуной, с которой эксперты со всего мира делятся своими взглядами на наиболее важные и острые вопросы в области СМИ. В этом году более 250 СМИ из примерно 100 стран зарегистрировались для участия в нем. Признание WMS в международном сообществе – это и признание возрастающей роли медиа в происходящих в мире глобальных изменениях. Мероприятие проводилось в режиме онлайн при поддержке информационного агентства «Синьхуа», партнера сети TV BRICS.

Всемирный медиасаммит был запущен совместно группой всемирно известных медиаорганизаций в 2009 году, в том числе информационными агентствами Синьхуа, Associated Press, Reuters, ТАСС, Kyodo News и другими.

 

Экскурс в историю

Первый WMS был проведен в Пекине в октябре 2009 года. Более 300 представителей свыше 170 СМИ более чем из 70 стран и регионов мира приняли участие в мероприятии, на котором было опубликовано «Совместное заявление Всемирного саммита СМИ». В начале июля 2012 года в Москве прошел второй саммит WMS. Он собрал свыше 300 представителей более чем из 200 СМИ, которые представляли около сотни стран и регионов. С 20 по 21 марта 2016 года в Дохе прошел третий WMS, собравший более 350 представителей из почти 100 стран и регионов.

WMS направлен на содействие сотрудничеству и развитию медиаорганизаций. С момента запуска в рамках WMS были организованы: Global Media Summit Global Awards for Excellence (2010) и WMS Global Awards for Excellence: Winter Sports Photo (2021), три программы обучения для профессионалов СМИ со всего мира и серия крупных международных проектов. В их числе Глобальный день новостей для детей с круглосуточной трансляцией в прямом эфире, Глобальный фотоконкурс «Снизить масштаб бедности», а также кампании в СМИ, посвященные Африке и т. д.

Были сформулированы и выпущены несколько важных документов, в том числе «Совместное заявление Всемирного саммита по СМИ», «Конвенция Всемирного саммита по СМИ о защите интеллектуальной собственности, связанной с результатами СМИ», «Правила процедуры Всемирного саммита по СМИ», «Заявление Всемирного саммита по СМИ в Дохе» и «Заседание президиума четвертого Всемирного саммита по СМИ. Шанхайский консенсус».

Подобные встречи информагентств на мировом уровне уже рассматриваются как возможность для диалога и обмена мнениями, информацией и опытом между ведущими мировыми провайдерами новостей. Эти встречи, безусловно, дают возможность обсудить профессиональные вопросы, представляющие жизненно важные интересы для информационных агентств. Многие дискуссионные темы, включенные в программу WMS, вытекают из очевидных тенденций в глобальном мире информации.

Это факт: сейчас традиционные СМИ лишены той монополии на информацию, которой они обладали несколько десятилетий назад. СМИ просто обязаны как можно скорее занять свое исключительное место в информационном пространстве, включая интернет, чтобы не допустить информационного хаоса, защитить общество от манипуляций и подтасовок недобросовестных профессионалов, умело использующих новый медийный инструментарий далеко не всегда в добрых целях. Значение СМИ в обществе будет и далее возрастать, а значит, еще более острым станет вопрос профессиональной этики, достоверности и чувства ответственности журналиста. Свой вклад в эти процессы могут внести мировые СМИ.

 

Развитие СМИ ничто не остановит

На полях четвертого WMS «Стратегия роста СМИ под влиянием COVID-19» представители различных информагентств обсудили следующие темы: «Развитие СМИ: новые технологии, лучшее видение», «Медиамаркетинг: новые партнеры, новый рынок», «В духе науки и сотрудничества: реакция СМИ в чрезвычайных ситуациях в области общественного здравоохранения», «Медиа: мост между цивилизациями», «Роль СМИ в глобальном развитии».

В числе спикеров были: президент информагентства Синьхуа Он Пинг, председатель и генеральный директор Agence France-Presse Фабрис Фриз, исполнительный вице-президент и главный операционный директор Associated Press Дейзи Вирасингем, управляющий директор по разработке продуктов и стратегии агентства новостей Reuters Сью Брукс, заместитель генерального директора, главный редактор РИА ТАСС Михаил Петров. Мне, как главному редактору газеты «Деловой Казахстан», была оказана честь также выступить на этом престижном форуме.

Во время пленарного заседания и второй сессии выступил вице-президент Китайской медиагруппы Янь Сяомин. Он отметил: когда общение затруднено, СМИ, как связующее звено, должны взять на себя инициативу в поиске новых способов коммуникации. Активный профессионализм журналистов заставляет нас использовать новые технологические достижения и формировать новые средства коммуникации. По мнению Янь Сяомина, пандемия в какой-то степени поставила СМИ в зависимость от интернета и заставила еще больше исследовать и расширять формы СМИ.

Интересным было выступление резидента-координатора ООН в Китае Сиддхарта Чаттерджи, который подчеркнул, что СМИ несут ответственность перед своей аудиторией за честное освещение и репортажи, а также за информацию, основанную на фактах. В этом заключается роль СМИ в построении более справедливого и более устойчивого мира.

В свою очередь президент информагентства Синьхуа Хэ Пин призвал СМИ придерживаться принципа «люди превыше всего, и жизнь превыше всего». Он высказался в том духе, что журналисты всех стран должны содействовать глобальной солидарности и борьбе с пандемией, играть активную роль в продвижении общих ценностей всего человечества и построении сообщества совместного будущего человечества. СМИ должны помогать в достижении общего развития и содействии социальному прогрессу. Он также подчеркнул, что нам, как СМИ, следует прислушиваться к ценностям, ориентированным на человека, и поддерживать человеческие жизнь, ценность и достоинство.

Директор издательской группы Hindu Нарасимхан Рам в своем выступлении справедливо заметил, что представители СМИ, участвующие в мероприятии, проделали достойную работу по освещению событий и проблем, связанных с коронавирусной инфекцией. Он поделился впечатлением, сказав, что профессиональные журналисты из разных стран, работающие на авторитетных телеканалах и в сетевых изданиях, проделали достойную работу по информированию и просвещению читателей, зрителей и слушателей о пандемии и ее последствиях.

Эти и другие выступления спикеров на WMS были направлены на содействие сотрудничеству и развитию медиаорганизаций. Выступавшие рассказывали о задачах, стоящих перед медиаструктурами в период пандемии COVID-19, и трудностях, с которыми они сталкиваются, о деятельности журналистов во время действия карантинного режима и борьбе с фейковыми новостями. Кроме того, говорилось о задачах, стоящих перед медиаорганами в построении общего будущего для человечества.

Спикеры отмечали, что медиа играют важную роль в пропаганде взаимопонимания и толерантности в мире. В период, когда человечество вступило в новое тысячелетие, возросла и ответственность журналистов, работников медиа, владельцев печатных или электронных медиа. Однако, как и в любой другой профессии, не все журналисты в мире одинаковы, а поставленные цели зачастую бывают разными. В этом контексте вызывает сожаление тот факт, что имеются случаи выпуска фейковых новостей в погоне за доходами и получением прибыли, распространения лживой информации ради скандалов, использования оскорбительных выражений и разжигания таким образом конфликтов.

Поэтому этический аспект медиа и честная деятельность журналистов имеют важное значение. Медиа, попавшие под влияние третьих сторон, также могут стать причиной конфликтов, нанести ущерб культурным и социальным отношениям. Для того чтобы не допустить подобных случаев, от работников медиа требуются профессионализм, честность, беспристрастность и искренность.

Во время обсуждений была подчеркнута такая миссия медиа, как укрепление доверия, взаимопонимания и диалога в обществе, говорилось о роли свободных и активных медиа в развитии взаимопонимания между народами, культурами и нациями. Было принято Совместное заявление 4-го Всемирного медиасаммита и Президиума WMS.

 

СМИ готовы отвечать на вызовы

Нынешний медиасаммит стал переломным моментом в обеспечении готовности мира к кризисам и реагирования на них. В этом уже четко прослеживается эффективная работа Президиума WMS, высшего органа, отвечающего за принятие решений по важным вопросам WMS. Крепнет сотрудничество между организациями СМИ, распространяются обучающие программы для медиаработников всего мира, запущен ряд крупномасштабных международных проектов в области общественного благосостояния, таких как Всемирный день новостей для детей с круглосуточной глобальной прямой трансляцией, Глобальный фотоконкурс по вопросам бедности. Широкий отклик нашли важные документы WMS, в том числе его совместное заявление, «Конвенция WMS о защите интеллектуальной собственности, связанной с результатами СМИ» и многие другие.

Технологическая революция, которую переживает мир, серьезно меняет устоявшиеся форматы, влияет на традиционные виды медиа. WMS явился высокой трибуной, с которой эксперты со всего мира говорили о своих взглядах на наиболее важные и острые вопросы. Я также поделился своими мыслями о настоящем и будущем медиаиндустрии.

СМИ играют большую роль в жизни каждого человека. Они апеллируют к личности в совокупности ее социальных ролей – как к гражданину и семьянину, представителю социума в целом и жителю конкретной страны. Массовая информация предназначена для численно большой, обычно географически рассредоточенной аудитории и отличается быстротой и регулярностью распространения, практически одновременностью потребления. Передаваемая информация должна обязательно отвечать общественным интересам. Ее распространение – неотъемлемая часть массового духовного общения людей.

Нынешний саммит WMS дал возможность обсудить профессиональные вопросы, представляющие жизненно важные интересы для информационных агентств. Именно такой темой в эпоху глобализации является свободное распространение информационных потоков. Это эпоха беспрецедентного сближения свободы информации и демократии. Редакционная независимость, свободный доступ к информации и строгие профессиональные правила являются принципиально важными основами для деятельности информагентств, поскольку они снабжают новостными материалами все остальные СМИ, в частности тех, кто в силу отсутствия соответствующих ресурсов не может находиться в горячих точках, проводить журналистские расследования или информировать о событиях, требующих привлечения значительного числа людей для их освещения или специальных знаний.

 

Сближать культуры

Приоритетной целью СМИ в современном сверхдинамичном открытом обществе должно быть приобщение представителей социума ко всем пластам богатой культуры народов мира. Это способствовало бы расширению границ межкультурного общения, динамике развития культурных связей во всем их многообразии. Воспитательная и образовательная роли СМИ должны сыграть на приближение познавательной информации к конкретным субъектам, обеспечивая их духовный рост.

Многие дискуссионные темы, включенные в программу Всемирного саммита СМИ, вытекают из очевидных тенденций в глобальном мире информации. Интересным представляется и тот факт, что в настоящее время к СМИ стал относиться интернет, где размещаются тысячи разных газет, радио- и телевизионных каналов, получивших таким образом доступ к глобальной аудитории.

Современные технологии, включая интернет-пространство, все больше используются традиционными СМИ. Печатные издания, телевидение, радио научились работать в этих новых реалиях и думают не только о содержательной стороне своих материалов, но и об их систематизации и о дизайне сайтов. Еще один вызов для нашей индустрии – профессиональная этика, достоверность и чувство ответственности журналиста начинают терять свою социальную значимость. К примеру, один из известных принципов работы медиакорпораций – новость должна быть подтверждена как минимум из двух источников. Всегда ли соблюдается это правило пользователями социальных сетей? Или еще вопрос – как найти баланс между свободой слова и правами человека? Включая право на жизнь, ведь интернет-пространство открыто для всех, в том числе и для тех, кто несет угрозу жизни, правам и свободам человека.

 

СМИ нового века

В XXI веке облик СМИ, их функции и принципы работы, кардинальным образом изменяются. Просто потому, что в условиях, когда любое частное лицо имеет возможность легко создавать, упаковывать и распространять контент, традиционные СМИ лишены той монополии на информацию, которой они обладали несколько десятилетий назад. Выскажу мнение, что СМИ просто обязаны как можно скорее занять свое исключительное место в информационном пространстве, включая интернет.

Свой позитивный вклад в эти процессы могут внести мировые СМИ. Например, в сфере экономической и торговой мировой интеграции. Тем более что в ходе интеграционных процессов качественно ускоряется социально-экономическая модернизация, снимаются искусственные разделительные линии, обеспечиваются равные условия труда и бизнеса во всех государствах. Кто-то сказал, что «о светлом будущем заботятся политики, о светлом прошлом – историки, о светлом настоящем – журналисты». В этой фразе есть лишь доля шутки, так как от СМИ действительно во многом зависит, как будут восприняты любые события и явления гражданами наших стран, да и в целом мировым сообществом.

Конечно, в условиях быстро развивающихся технологий предсказать пути развития массмедиа невозможно, поэтому СМИ просто должны идти в ногу со временем, отслеживать новые тенденции и подстраиваться под них. Новые технологии определяют возможности получения информации и контента СМИ. При этом сами СМИ сегодня играют большую роль в поддержке инноваций и задают направление для развития новых платформ, приложений и форматов. Весь этот процесс не «убивает» профессиональную, качественную журналистику, а лишь меняет ее роль и место в сложной вертикали информирования людей о происходящих событиях.

Современное развитие мировой цивилизации характеризуется, с одной стороны, турбулентностью происходящих процессов и событий, сопряженных с ростом напряженности международных отношений, обострением конкурентной борьбы и возникающими глобальными вызовами, такими как активизация международного терроризма, экологические угрозы, проблемы национальной идентичности. Поэтому возрастает и усиливается влияние СМИ на общественное сознание и поведение, повышение значимости социального капитала. Эти моменты мы учитываем в своей работе.

Наши публикации и сюжеты отражают переживания и чаяния людей, их мысли и мнения, устремления и надежды. Журналисты Казахстана постоянно держат руку на пульсе происходящего в нашем обществе, всегда находясь среди народа. Своими профессиональными навыками и знаниями мы стремимся содействовать вхождению Казахстана в число передовых и развитых государств мира. Казахстанская журналистика сегодня продвигает ценности патриотизма и любви к Родине. Сегодня все отечественные СМИ работают во имя укрепления нашей государственности, информируя людей о проводимых в стране реформах.

В завершение я выразил уверенность, что медиасаммит заложит основы для старта процессов саморегулирования, которые позволят, с одной стороны, смягчить лавинообразное давление социальных сетей на медиа, а с другой – выработать сбалансированные и корректные подходы, обеспечивающие человеку и обществу доступ к информационным, культурным и историческим ценностям. Новые платформы – это новые дороги для распространения информации. И для успешной работы медиа важно понять, как можно контактировать с аудиторией в новом цифровом мире.

 

Задача, которую ставят СМИ для того, чтобы донести свою информацию до потребителя, в том, чтобы научиться понимать аудиторию и суметь быстро проникнуть в ту среду, в ту ее часть, которая в данный момент готова эту информацию принять.

Если вчера задачей СМИ было найти новость и сообщить ее аудитории, то сегодня мир учится информировать себя сам: миллионы событий фиксируются ежедневно на камеры мобильных телефонов и слежения, а десятки тысяч людей размещают эту информацию в сети. Поэтому задача мировых профессиональных СМИ состоит в том, чтобы проверять, отфильтровывать, отсеивать информацию, выделять из нее главное и рассказывать это своей аудитории, которая хочет иметь четкие ориентиры.

Серик КОРЖУМБАЕВ

Международное информационное агентство «DKNews» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Приложение DKNews для Android Приложение DKNews для iPhone
МИА «DKNews» © 2006 -