Искра жизни Алихана Букейханова

5015

К 30-летию Независимости, в юбилейный год Алихана Букейханова этой осенью вышла книга видного российского ученого, доктора исторических наук, профессора Виктора Ивановича Козодоя «Алихан Букейханов: человек-эпоха». В книгу вошли новые, ранее не исследованные факты о жизни и деятельности крупного политического и общественного деятеля Казахстана, лидера и основателя движения «Алаш». Автор книги в беседе с нашим корреспондентом поделился некоторыми фактами, вошедшими в его научно-исследовательский труд.

Алихан Букейханов – потомственный Чингизид, казахский государственный, политический и общественный деятель, преподаватель, журналист и этнограф, народный вожак, с мнением которого в народе считались и уважали. Его имя то предавалось забвению, то словно из пепла забвения возрождалось вновь. В холодных тюремных застенках, под угрозой смерти он не отрекся ни от своих убеждений, ни от всего, в чем его обвиняли, заявив: «Советскую власть не люблю, но признал!». Чувствуя ответственность за судьбу народа, он делал все возможное во имя его спасения.

Среди первых отважных,

Кто зарю зажигал,

Был и в памяти будет

Сын степей – Алихан!

Нурым БУКЕЙХАНОВ

Два года назад в Санкт-Петербурге у Виктора Ивановича созрела идея создания научно-исторического труда, посвященного жизни и деятельности Алихана Букейханова. Над ней автор трудился два года в различных архивах России и Казахстана. Этой осенью презентация книги «Алихан Букейханов: человек-эпоха», изданная на русском языке, состоялась в некоторых городах РФ и пяти городах Казахстана. Тираж разошелся молниеносно. В ближайших планах осуществление перевода книги на казахский и турецкий языки. Ранее некоторые биографические факты Алихана Букейханова были несколько неточны, научно ничем не подкреплены, основывались предыдущими авторами на предположениях, что и стало неясностью в отдельных аспектах его биографии, о чем и пойдет речь в нашей беседе.

– Виктор Иванович, откуда такой интерес к личности Алихана Букейханова?

– Я долгое время занимаюсь историей революции и гражданской войны. Мне интересен был период истории Сибири 1918 года. «Алаш» как раз действовал в это время, был очень активный процесс взаимодействия. В изучении истории Сибири необходимо было углубиться и в понимание этих процессов, поскольку в истории все очень взаимосвязано. Я решал в первую очередь сложную научную задачу, мне интересно было исследовать личность Алихана Букейханова. Мне интересен он и как личность, и как человек, и как публицист, и как лидер движения «Алаш». 

– Презентационный круиз по Казахстану вы не случайно начали с города Семея, где установлен памятник Алихану Букейханову. С этим городом связано становление и развитие партии «Алаш», образованной в 1917 году. В исторических источниках даже говорится, что 1000 дней этот город носил имя Алаш-Орда.

– После выхода книги «Алихан Букейханов: человек-эпоха» в России, в городе Новосибирске, где я проживаю, решено было стартовать презентацию в городе Семее. Это довольно символично. Когда мне предложили, то я, не задумываясь, согласился, подумав, что это будет правильно: у главного героя моей книги – Алихана Букейханова с Семипалатинском было связано очень многое. Кульминационный момент образования Алашской автономии, расположенной в Восточно-Казахстанской области, где Алихан Букейханов начинает свою деятельность. Началось это в июне 1918 года, в Семипалатинске. А сегодня этот город является неким символом, поэтому было принято решение начать презентацию книги с Семея, в университете имени Алихана Букейханова. 

– Позвольте уточнить, в Семее, в университете им. А. Букейханова вам было присвоено почетное звание профессора?

– Да, а потом в Павлодарском государственном университете и Институте истории и этнологии РК.      

– Ни для кого не секрет, что, имея аристократическое происхождение и воспитание, Алихан Букейханов прекрасно осознавал роль Чингизидов в истории казахского ханства, чтил степные традиции, передающиеся из поколения в поколение. Его прадед Букей был последним ханом Средней орды, а спустя пять десятилетий в этой семье родился Алихан, который воспитывался не в семье отца, а в доме деда Мрзатая. Мама его была потомком знаменитого батыра Мамая. В марте этого года праздновался юбилей Алихана Букейханова. Вы же утверждаете, что архивные источники подтверждают, что родился он не в 1866, а в 1870 году? 

– Может это показаться неожиданным, но год рождения Алихана Букейханова является предметом дискуссии последнего времени. По настоящее время утверждается несколько точек зрения по поводу его дня рождения, но устойчивой датой всегда считался 1866 год. Мне удалось найти в Томском государственном областном архиве определенный документ, который, на мой взгляд, проливает свет на решение этого вопроса. Речь идет о подлиннике, документ-анкета, карточка делегата общесибирского съезда, который проходил в октябре 1917 года, где Алихан Букейханов являлся делегатом и собственноручно заполнил эту анкету, и сам же ее подписал. И там, исходя из года проведения съезда, он указал, что ему 48 лет. Это доказывает тот факт, что год его рождения не мог быть 1866-м, в совокупности с рядом других документов, в частности «Личным делом» учащегося Омского технического училища, где сохранившиеся документы находятся в Омском архиве. Сохранились документы студента Лесного института, что дает основание считать окончательно доказанным годом рождения Алихана Букейханова 1870-й год.

– Выпускник медресе и ремесленного училища отправляется продолжать обучение, получать высшее образование в Санкт-Петербург. В период его учебы в северной столице России разворачиваются революционные движения, и конечно, молодой человек не мог оставаться в стороне от всего происходящего. Принимая участие в революционных движениях, Букейханов впервые попадает в поле зрения правоохранительных органов, а дальше все пошло по нарастающей, так ли это происходило?

– Отвечая на этот вопрос, хотелось бы сразу сказать, что в настоящий момент у историков нет никаких доказательств на тему причастности Букейханова к революционным движениям. Более того, могу добавить, что он не мог этого делать по одной простой причине: когда он поступал в институт, он дал подписку о неучастии в каких-либо организациях, не только запрещенных, но даже разрешенных, и то, с позволения руководства института.

Что же касается каких-либо документов, охранного отделения или жандармерии, подтверждающих сопричастность Алихана Букейханова в революционных движениях, их тоже нет. Есть один-единственный документ об активной студенческой деятельности, что есть так называемое «бурление в умах», в числе активистов называется имя Алихана Букейханова. Но это не является серьезным подтверждением. Этот факт можно рассматривать не более, как донос. Если говорить о каких-то административных, правовых, юридических данных правоохранительных органов, то их не было и нет. Более того, на следующий год, после окончания института, при устройстве на службу, а тогда существовало правило делать запрос, и как раз правоохранительные органы тогда ответили на такой запрос, что никаких препятствий они не видят для осуществления его служебной деятельности. 

– Есть сведения, что с Лениным Букейханов знаком был еще в студенчестве, вместе они увлекались изучением теории марксизма, посещали тайные идеологические кружки, но позже их взгляды и пути разошлись. В некоторых источниках говорится, что вместе они учились на юридическом факультете Санкт-Петербурга, вы же утверждаете, что нет соответствующих документов, подтверждающих этот факт.                

– По поводу личного знакомства с Владимиром Лениным, вынужден огорчить, поскольку в распоряжении историков нет каких-либо достоверных документов, подтверждающих этот факт. Вероятно, они даже не пересекались. Нет также подтверждающих документов, что Алихан Букейханов учился с Лениным на юрфаке, хотя Ленин обучался на заочной форме Санкт-Петербургского университета.

Более того, по законам того времени, Алихан Букейханов, как выпускник технического училища, не мог поступить в университет, поскольку это была привилегия выпускников гимназии. А выпускники технических училищ могли продолжать обучение в институтах. Что же касается теории марксизма, то есть важный нюанс, где надо понимать, что в годы обучения в Санкт-Петербурге изучение теории марксизма было модным.

Это происходило под молчаливым согласием покровительства властей. Это был легальный марксизм, его рассматривали власти, как альтернативу террористической деятельности народников, чтобы отвлечь молодежь от террористической деятельности. Здесь надо учитывать два понятия, как легальный и революционный марксизм. Ленин был представителем революционного марксизма. Алихан Букейханов увлекался легальным марксизмом, что в дальнейшем и предопределило его дальнейший путь, проложило дорогу в российскую партию Кадетов.

Было такое утверждение, что Букейханов якобы заканчивал юрфак и получил диплом юриста в 1891 году. Я специально исследовал этот вопрос, поднимал архивное дело Ленина, его экзаменационные ведомости, которые хранятся в Российском Государственном архиве социально-политической истории, в фонде №4, так называемый Ленинский фонд. Там я нашел полный список тех, кто сдавал экзамены. Всего было 33 выпускника, два из которых не явились на сдачу. Сдал экзамен 31 человек. В списке выпускников есть Ульянов, но фамилии Букейханова в этом списке нет.           

– 1 декабря 1917 года Букейханов издал и распространил памятку, в содержании которой Николай II сравнивался с Лениным, поскольку колониальная политика большевистского и царского режима были, на его взгляд, идентичными. Упрекая большевистскую власть в самодержавии, Букейханов оказывается в застенках НКВД. Имеются ли еще какие-то сведения об этом? 

– Не совсем все так, точнее совсем не так. Да, действительно, 1 декабря 1917 года Букейханов выступил с листовкой, в содержании которой резко выступил против Ленина и большевиков. Сказать надо не о том, что Букейханов уличал Ленина в сравнении с царизмом в действиях колониальной политики, не будем забывать, что это было только 1 декабря 1917 года, когда большевики только-только захватили власть.

С конца октября 1917 года проявить себя как-то на практике они еще не успели, чтобы можно было их в чем-либо обвинять. Более того, они принимали и внедряли ряд деклараций по национальным вопросам, которые носили пропагандистско-популистский характер, что было привлекательным для многих. Что же касается заявлений Букейханова, то выступал он по поводу запрета партии Кадетов, в которой он состоял 12 лет, был членом Центрального Комитета этой партии.

Впоследствии она была объявлена партией врагов народа. Были арестованы его товарищи по партии, против чего он резко выступал. И надо иметь в виду, что НКВД в тот момент еще не было по существу. А первый арест Алихана Букейханова со стороны большевиков был произведен в конце 1919 года, когда Красная Армия входила на территорию современного Казахстана. Арестовали его ненадолго, вскоре выпустили, поскольку Букейханов попал под амнистию.

Второй раз на короткий срок он был задержан в 1922 году, вскоре тоже был выпущен из-под ареста. Но основная трагедия произошла уже в 1937 году. Не стоит связывать памятку выступления против Ленина напрямую с его арестами, они совершались по другим причинам.

Сравнение Ленина с Николаем прозвучало в несколько иной форме, против узурпации, что большевики узурпировали власть и стали такими же самодержцами, как и Николай II. На 168-й странице книги я привожу цитату из самой памятки и дальше более детально рассказываю об этом.

– Потом была ссылка в Самару, создание газеты «Казах», имевшей ошеломляющую популярность. Какие исследовательские моменты вы находите наиболее яркими?

– Надо отметить, что жизнь и деятельность Алихана Букейханова в Самаре нельзя называть нахождением в ссылке. Ссылка являлась уголовным видом наказания. То есть, чтобы считать, что он был в ссылке, для этого должно было быть судебное решение, вынос приговора, документы, предопределяющие ссылку. Надо сказать, что таких документов найдено не было, следовательно, и факта такого тоже не было. Могу также добавить, что, находясь в ссылке, он должен бы был постоянно являться в полицейский участок, отмечаться, быть под наблюдением и так далее. Так вот, я довольно плотно работал с документами отделения жандармерии в Самаре, таких документов там тоже нет.

Он попал под внимание силовых структур только с приездом Керенского, когда наблюдали за Керенским, в поле зрения попал и Алихан Букейханов. Более того, я еще исследовал архивы жандармского отделения в Омске, где он проживал до этого, так вот документов о его ссылки в Самару тоже нет. Есть убеждения иных авторов, которые ничем не подкреплены. Если бы его сослали в Якутск или Туруханский край, то было бы понятно.

В Самаре Алихан Букейханов оказался совершенно по другим причинам. В Омске сложилась ситуация, когда он вынужден был уехать, обратился к друзьям из партии Кадетов, и, по всей видимости, ему помогли перебраться в Самару. Задержался он в этом городе на долгие годы, находясь на службе в довольно престижном Донском земельном банке, на должности, как указано в документах, –главного агента банка. Это был рабочий момент, который был полезен для него, с точки зрения накопления личностного ресурса.

Этот опыт пригодился ему в дальнейшем. В Самаре Букейханов жил в элитном районе на Казанской улице, недалеко расположен был дом генерал-губернатора, самый центр города, как сами понимаете, не место для политических ссыльных. По правилам того времени, чтобы получить престижное служебное место, необходима была справка о политической благонадежности. Такие справки выдавались даже почтальонам, дворникам, всем без исключения. 

Что же касается газеты «Казах», я обнаружил в архиве Оренбурга очень интересный документ, являющийся подлинником за подписью Алихана Букейханова, более 100 лет к этим документам не прикасалась рука исследователей. Можете считать меня первопроходцем в исследовании этой его деятельности. В этих документах, наряду с деятельностью самого Алихана Букейханова, обозначена фамилия Байтурсынова, который в те годы был главным редактором газеты «Казах». Исходя из логики сохранившихся документов, а это банковские документы, оформленные на официальных бланках, следует вывод, что Алихан Букейханов каким-то образом задействовал Ахмета Байтурсынова в качестве сотрудника банка, привлек его к сотрудничеству. Из чего можно сделать вывод, что он помог в осуществлении финансирования, то есть это был один из скрытых способов финансирования в пользу поддержки редакции газеты «Казах». И это довольно интересный и неизвестный ранее факт. 

– Восстание 1916 года современные историки не называют национально-освободительным. Фильм «Амангельды» был снят с учетом цензуры советского периода, а алаш-ординцы показаны там не совсем достойно. Вы его смотрели? Что вы можете сказать об этом?

– Я, конечно, видел этот фильм еще давно, когда был еще школьником, воспринимали все тогда за чистую монету. В этом году специально пересмотрел его. И нельзя считать этот фильм историческим, поскольку создан был в определенное время, в определенных условиях, где стояла определенная идеологическая задача. Это больше фильм плакат-пропаганда. В те годы снималось много таких фильмов, когда формировался пантеон революционных героев. Фильм «Амангельды» – один из таких фильмов. Не будем говорить о художественных ценностях, своеобразный был подход к этой тематике.

– Потомки Букейханова и ныне проживают в Москве. Вы случайно не знакомы с ними?

– Я просмотрел цикл ТВ-передач и интервью с их участием, но лично не встречался. Наверно, все, что можно было, они уже сказали в теле-эфирах и на страницах печатных изданий, и вряд ли я узнал бы что-то большее, что уже есть на сегодняшний день. Повторюсь, что при написании книги ссылался я исключительно на архивные, исторические источники.

– Недавно образована была ассоциация историков Казахстана и России, что вы скажете об этом?

– Да, в декабре запланировано первое совместное мероприятие, с участием историков из Казахстана. Думаю, что идея создания ассоциации историков Сибири и Казахстана пробудит дальнейший интерес и позволит продолжить научную работу в этом направлении.

Айгуль БЕЙСЕНОВА

Телеграм-канал «Нефть и Газ Казахстана. Факты и комментарии». Ежедневные новости с краткими комментариями. Бесплатная подписка.

Международное информационное агентство «DKNews» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKNews» © 2006 -