IT-экспорт в Казахстане: с чего начать масштабирование

61424
Фото: astanahub.com

Стартап-движение в Казахстане переживает значительный подъем. На страну приходится 70% всех зарубежных инвестиций в Центральной Азии — этот рынок развивается быстрее остальных стран в этом регионе, а также в СНГ. Мы поговорили с экспертами акселерационной программы Scalerator для IT-компаний из Казахстана и выяснили, какие сейчас наблюдаются тенденции в стартап-индустрии страны и как предпринимателям РК успешно вывести бизнес на международный уровень.

Бум стартапов

В 2018 году была запущена инициатива «Цифровой Казахстан» – это государственная комплексная программа, нацеленная на повышение уровня жизни и ускорение темпа развития экономики нового типа в стране. «Цифровой Казахстан» способствует формированию экосистемы стартапов на базе международного технопарка IT-стартапов Astana Hub. В том числе и этот проект дал старт резкому развитию стартап-движения. В казахстанской сфере стартапов появились профессиональные венчурные инвесторы, фонды, бизнес-ангелы и другие спонсоры. В прошлом году Нур-Султан занял 2 место в рейтинге самых быстрорастущих экосистем мира.

«В отличие от других стран, это случилось во многом благодаря активной поддержке государства, которое развивает программу цифровизации, – комментирует Сергей Дашков, партнер фонда True Global Ventures. – Я одобряю такой подход, ведь проекты готовятся сразу под инфраструктуру, получая возможность почти стопроцентного быстрого внедрения и масштабирования в масштабах всей страны».

Управляющий партнер венчурного фонда Startup Monthly Ventures Юрий Рабинович подтверждает эти слова: «Большую роль в развитии венчурного рынка в Казахстане играет государство, через деятельность Международного технопарка IT-стартапов Astana Hub и АО QazTech Ventures, которые привлекли несколько иностранных фондов в лице Quest Ventures, 500 startups».

За последние годы ангельские инвестиции получили такие стартапы, как NOMMI, Chocofamily, Cerebra, Clockster, CTOgram.kz, Kid Security и другие. Все это подтверждает высокий уровень подготовки IT-проектов. В целом за 2020 год казахстанские стартапы привлекли инвестиций на сумму более 29 миллионов долларов США.

Юрий Рабинович называет одним из ключевых факторов быстрого развития рынка, помимо человеческого капитала, качество и доступность разных акселерационных, инкубационных и иных программ, где менторы и наставники уже с ранних этапов помогают командам выстроить верную бизнес-модель и дойти до планируемого результата. «Поэтому многие стартапы активно участвуют в подобных программах, что формирует у команд правильное понимание ведения бизнеса и напрямую влияет на трекшн стартапа», — рассказывает он.

 

Покорение новых рынков

Большинство стартапов в Казахстане существует менее 3 лет, но несмотря на молодость рынка, к нему уже есть интерес со стороны европейских и американских инвесторов. К примеру, в октябре 2021 года HRTech-стартап Clockster закрыл раунд от 500 Startups из Кремниевой долины. «Исследование рынка финтех-стартапов в Казахстане», которое провел в 2021 году Tech Hub МФЦА, показало, что 16% существующих финтех-стартапов в Казахстане уже начали процесс релокации на новые рынки.

«Именно масштабируемость – одна из ключевых вещей, на которую обращают внимание крупные инвесторы. В Казахстане при запуске стартапа многие ориентируются на внутренний рынок, но так как он объективно мал, для дальнейшего развития проекту рано или поздно придется выходить на другие рынки и проявить конкурентоспособность на международном уровне. А конкурировать на глобальном рынке гораздо сложнее, поэтому не все стартапы готовы к такому сценарию развития», – рассказывает Юрий Рабинович, управляющий партнер венчурного фонда Startup Monthly Ventures.
«Она из частых ошибок фаундеров (основатель компании, учредитель – ред.) в Казахстане – они не исследуют конкурентов и рынок, идут вслепую, не полагаясь на четкие цифры и данные. Это в корне не верно, качественный ресерч (англ. исследование – ред.) должен быть в основе проекта. Возможно, такой продукт не нужен вообще. Не всегда идея, которая заходит на одном рынке, заходит на другом. Не адаптировать свой стартап под международный рынок, заходить с тем же предложением – это самоубийство. Все страны отличаются не только языком, но и принципами и правилами выбора, ценностями, вниманием к качеству продуктов», – рассказывает Анна Шолина, глобальный предприниматель, руководитель акселератора Scalerator, сооснователь коммуникационного агентства SOLYANKA.

 

Окно в мир

В конце 2021 года в Казахстане впервые появилась комплексная программа развития, которая направлена не только и не столько на стартапы на начальной стадии развития, но на уже «зрелые» проекты. Ее запустил технопарк Astana Hub, это акселерационная онлайн-программа Scalerator. Она поможет IT-компаниям выйти на новые рынки и заключить контракты с компаниями в Америке, Европе, Ближнем зарубежье и СНГ.

Для участия в программе, которая продлилась 8 недель, были отобраны 60 проектов из порядка 200 заявок. Для них организовали воркшопы, мастермайнды, трекшн-встречи, индивидуальные и групповые консультации, борд-митинги и итоговый митап, на котором команды представили достигнутые результаты.

«Главное отличие программы Scalerator в том, что это не привычный акселератор, у нас нет цели вырастить капитализацию стартапа. Наша задача – сделать так, чтобы у компании появились клиенты и заказчики на новых рынках. Второе отличие в том, что в ней участвовали уже готовые, матерые IT-компании, которые долго и уверенно существуют на рынке Казахстана. Результат Scalerator – не продажа доли в компании, а увеличение количества клиентов и объема сделок на рынках западной Европы, США, России и ближнего зарубежья, – объясняет руководитель акселератора Scalerator, сооснователь коммуникационного агентства SOLYANKA, глобальный предприниматель Анна Шолина. – И наша задача заключалась в том, чтобы не только доработать стратегию, но и проработать вместе с IT-проектом все слабые места – от бизнес-этикета фаундера до каналов коммуникации с клиентами и юридических тонкостей».

На протяжении всего акселератора команды поддерживали и наставляли опытные трекеры и эксперты, среди которых менеджер по продукту и консультант по инновационным технологиям VISA Фуад Дада, директор по продажам британского скейлапа Automation Hero Ирина Ширли, менеджер по развитию бизнеса Shearman & Sterling Matt Shannon, эксперт по разработке продуктов и менеджер диджитал-проектов «Газпрома» Мария Бойко и многие другие.

Международное информационное агентство «DKnews.kz» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKnews.kz» © 2006 -