Настройки
Язык
Тема
Обновление

Навстречу друг другу…

3309

В сети магазинов «Меломан» Алматы при поддержке фонда «Дара» состоялась презентация книги «Наставники: реальные истории дружбы с детьми из детского дома». Кто же такие наставники и как они могут помочь изменить жизнь детей из детского дома?! С этими и другими вопросами мы обратились к координатору проекта «Наставники» Алматы Асель ШАЙДИКЕШОВОЙ.  

 

В Казахстане более 4 тысяч детей находится в детских домах, причем более 600 из них подростки. 11-12-летних ребят уже вряд ли заберут в приемную семью. Поэтому для них находятся наставники – старшие товарищи. В книге указаны только имена участников проекта. К примеру, наставник Карина и ее подопечный 17-летний Вагиб подружились не сразу, мешала какая-то скованность.

– Но за время нашей дружбы мы оба изменились, – говорит Карина. – Вагиб раскрылся, стал более общительным, искренним. Он четко понимает, чего хочет. Говорит, что, когда повзрослеет, будет помогать людям. В нем видна внутренняя уверенность. На мой взгляд, проект помогает разобраться в себе не только детям, но и взрослым.

Вагиб с теплотой отзывается о наставнике: «Могу точно сказать, что после встречи с Кариной я изменился. Стал более общительным, ушли подавленность, стеснение. Она ценит мое мнение, взгляды, предпочтения. Мы часто проводим время с ее семьей, ходим в кино, в горы, на «Медео» катаемся на коньках, говорим на разные темы, обсуждаем какие-то вопросы».

Интересна маленькая история дружбы Айжан и Сабрии. Наставник делится: «У меня трое детей и двое младших – двойняшки: мальчик и девочка. Когда мне сказали, что Сабрия из двойни, меня сразу зацепила мысль, что это неспроста. Так мы и подружились. Как оказалось, у нас много общих интересов. Сабрия любит петь, посещает курсы вокала. Мы многому учимся друг у друга, наш день насыщен интересными событиями, мы находим поддержку друг у друга».

И таких реальных историй с фотографиями около 40. В книгу вошли истории воспитанников и их наставников из трех крупных городов: Нур-Султана, Алматы и Караганды. А проект запущен в 13 городах Казахстана. Отсюда и первый вопрос: 

– Скажите, Асель, кому разрешается принять участие в проекте «Наставники»?

– Проект реализуется в 3-х направлениях: индивидуальное наставничество, корпоративное и образовательные курсы. Индивидуальным наставником может стать любой желающий казахстанец от 25 лет и старше. Корпоративными наставниками могут выступать компании, организации.

– Кто чаще всего изъявляет желание принять участие в проекте?

– Очень много отзывчивых людей. Мы получаем различные предложения помощи от людей, которые не могут стать наставниками по личным причинам, но хотят помочь подросткам. Чаще в наставничество идут женщины, среди мужчин меньше желающих.   

– Отбор, как я слышала, проходят далеко немногие…

– Путь становления наставника состоит из нескольких этапов. Сперва кандидат заполняет анкету, затем проходит тестирование. После этого ему необходимо пройти обучение, затем он приглашается на интервью с проектной командой. По результатам прохождения всех этапов команда принимает решение.

Всего 5-10% кандидатов доходят до подписания договора и знакомства с ребенком. На каждом этапе мы даем время подумать и принять взвешенное решение – идти человеку дальше или нет. При отборе проектная команда обращает внимание на личные качества человека. Для участия в таких социальных программах подходят люди, которые проявляют терпение и гибкость.

– Большинство практикующих педагогов из детдомов говорят о важности выбора и приобретения будущей профессии их воспитанниками. Ребятам требуется практическая поддержка в приобретении навыков будущей профессии, как вы считаете?

– Такая потребность есть, и для приобретения навыков будущей профессии в проекте есть направление корпоративного наставничества. Его цель – помочь подросткам в планировании карьеры. В этом направлении наставниками могут выступать компании и организации, которые могут взять шефство над группой детей или одним ребенком: устроить стажировку, дать стипендию. И не просто устроить, а помочь социализироваться в компании, получить полезные навыки.

В рамках реализации этого направления дети изучают различные языки программирования, стажируются или устраиваются на работу. Например, одна девочка прошла обучение по профессии «мастер маникюра». Благодаря помощи наставника она смогла купить себе лампу и необходимые инструменты. На протяжении года девочка практиковалась, делала маникюр своим подругам и знакомым. А спустя год ей удалось трудоустроиться на работу в салон красоты. 

Отличный вариант, при котором ребенок несколько лет находится в дружеских отношениях со своим наставником и к 14 годам может подключиться к корпоративному наставничеству, так как важно обсуждать плюсы и минусы профессии с человеком, которому доверяет. Наставник мотивирует, оказывает поддержку в развитии полученных навыков.  

– В странах, где внедрен этот проект, привлекаются к наставничеству предприниматели, руководители различных ИП, ТОО, с целью передачи опыта. В этом есть доля практической продуктивности, не так ли?

– Здесь нужно учитывать специфику страны, в которой пребывают дети. Например, в США действует программа «Вig brother, big sister», она работает уже более 100 лет. В США нет как таковых детских домов, и в проект привлекаются дети из малообеспеченных семей; дети, у которых нет родителей, но имеются родственники; дети из семей, которые находятся в трудной жизненной ситуации. В таких случаях можно сразу социализировать подростка в вопросах карьеры, трудоустройства.

Если говорить о странах СНГ, то нужно учитывать, что дети растут в детских домах. Это детские учреждения закрытого типа, интернаты. У многих детей есть такие особенности, как социально-педагогическая запущенность, задержка психического развития, расстройство привязанности. У них базовая потребность заключается в принятии и близких отношениях. Нельзя забывать, что дети лишились родной семьи, и сперва необходимо покрыть их базовую потребность в близких и теплых отношениях.

Для этого важны такие человеческие качества, как гибкость, безусловное принятие, терпение. Да, возможно, руководители ИП, ТОО смогут передать свой опыт, но важно учитывать, что ребенку сперва необходимо почувствовать, что с ним в долгосрочной перспективе кто-то будет рядом, что есть взрослый человек, для которого он важен. По этой причине участие в проекте долгосрочное, как минимум, 2 года. За эти 2 года ребенок сможет довериться своему наставнику, раскрыться, построить с ним доверительные отношения. И когда в жизни подростка появляется старший, значимый взрослый, он уже может ориентироваться в сторону карьеры.

В проекте важно быть готовым уделять внимание и время подопечному. Наставничество подразумевает долгосрочные отношения с подростком из детского дома. Минимальное время участия в проекте – 2 года, но в идеале это дружба на всю жизнь.

– По окончании срока проекта дружба между наставниками и наставляемыми остается?

– Наставники продолжают поддерживать своих младших друзей и после выпуска из детского дома. В проекте есть пары «Наставник-подопечный», которые общаются с основания проекта – более 7 лет. Их подопечные уже выпустились из детского дома, получили льготное жилье и сейчас живут самостоятельно. Наставники продолжают поддерживать с ними связь. Они помогают обустроить быт, принимают участие в решении вопросов разного характера.

Сегодня в Алматы около 45 детей ждут своих наставников. Заполнить анкету можно, отправив её по WhatsApp: +7 701 799 43 04.

Айгуль БЕЙСЕНОВА

Международное информационное агентство «DKNews» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Приложение DKNews для Android Приложение DKNews для iPhone
МИА «DKNews» © 2006 -