Регуляторы готовят банки к переменам

8430
Фото: СР

С конца февраля банковский сектор Казахстана переживает период изменений, спровоцированный внешними факторами. В этой ситуации Агентство по регулированию и развитию финансового рынка (АРРФР) совместно с Национальным банком приняли ряд регуляторных мер, направленных на смягчение последствий влияния антироссийских санкций на финансовую систему Казахстана.

Меры регуляторов включают в себя несколько направлений: усиление стандарта KYC – «знай своего клиента» и переоценка ценных бумаг. Для минимизации последствий введения санкций и волатильности обменного курса на валютную позицию и валютную ликвидность казахстанских банков Агентством на период до 1 июля т.г. приняты временные меры пруденциального регулирования, в части расчета коэффициентов ликвидности, коэффициента размещения во внутренние активы и лимитов открытой валютной позиции.

«Антикризисный план регулятора адекватен ситуации. Он не идет на опережение событий, он не отстает от событий.  Насколько успешна эта стратегия, мы сможем оценить в ближайшие месяцы. Надо понимать, что вариативность последующих событий только растет», – говорит Расул Рысмамбетов, финансовый аналитик.

 

ПЕРЕОЦЕНКА ПОРТФЕЛЕЙ

Для смягчения влияния рисков, связанных со снижением стоимости российских финансовых инструментов и снижением российского суверенного рейтинга, АРРФР было рекомендовано банкам выбрать один из общепризнанных методов учета таких ценных бумаг, который позволит минимизировать потери на балансы банков.

«В настоящее время казахстанские банки имеют значительный запас капитала и ликвидности, который позволяет им абсорбировать текущие внешнеэкономические шоки. Нормативы капитала и ликвидности банков в несколько раз превышают минимальные значения, установленные законодательством», – сообщает пресс-служба АРРФР.

Редакция ДК обратилась с запросом ко всем банкам, но финансисты в трудные времена становятся скромны и неразговорчивы. Только в Нурбанке сообщили: «В портфеле банка объем ценных бумаг российских эмитентов минимальный. Поэтому влияние на капитал банка почти отсутствует. В связи с этим необходимости в реклассификации портфеля не было».

Несмотря на то, что ряд российских банков переживает не лучшие времена и возможность ухода с рынка некоторых структур, система остается стабильной. Так, совокупные активы банковского сектора увеличились за февраль на 3,3%, в основном, за счет роста ссудного портфеля на 3,5%, или 670 млрд тенге, и на 1 марта составили 38,2 трлн тенге.

Банки второго уровня имеют существенный запас высоколиквидных активов, составляющий порядка 11,18 трлн тенге, или 29,3% от активов. Коэффициент достаточности основного капитала (к1) – 19,2%, коэффициент достаточности собственного капитала (к2) – 23,1%, что, в среднем, по системе существенно превышает установленные законодательством нормативы. По итогам февраля чистая прибыль банков составила 242 млрд тенге.

 

ПРИСМОТР ЗА КЛИЕНТАМИ

С 24 февраля в отечественных казахстанских банках было открыто 11 940 счетов для физических лиц – резидентов России и Беларуси. Из них 10 725 счетов были открыты при личном присутствии заявителя или доверенного лица в казахстанском банке, 1 215 счетов открыты дистанционно. В итоге, общее количество граждан указанных государств, имеющих счета в банках Республики Казахстан, достигло 162 тысяч. Прирост новых счетов юридических лиц – резидентов РФ – с начала года незначителен. С конца февраля банковские счета были открыты для 7 российских компаний, и общее количество организаций из России, имеющих счета в казахстанских банках, достигло 805.

Однако АРРФР было рекомендовано банкам усилить политики и процедуры проверки клиентов по стандартам KYC (Know Your Customer). Процедура KYC (в переводе «знай своего клиента») обязывает финансовые организации идентифицировать и верифицировать личность каждого клиента. Причем сделать это нужно прежде, чем он сможет проводить финансовые операции. Считается, что эта практика защищает компании от риска работать с мошенниками и террористами и обеспечивает безопасность активов клиентов.

«В настоящее время агентством установлены требования по KYC к системам управления рисками и внутреннего контроля в банках, в рамках которых с целью своевременного выявления комплаенс-риска банки обязаны проводить процедуры усиленной проверки клиентов и непрерывного мониторинга осуществляемых ими операций. Дополнительно банкам было рекомендовано провести консультации с банками-корреспондентами в США и ЕС для улучшения внутренних процедур KYC, риск-менеджмента и внутреннего контроля в отношении операций с высоким уровнем комплаенс-риска», – сообщают в пресс-службе АРРФР.
«Технология KYC применяется финансовыми институтами во всем мире в целях проверки клиентов, идентификации личности согласно законодательству и правилам по борьбе с отмыванием денег. Ее суть в том, что она дает возможность проверить и лучше понять бизнес клиента», – объясняют в Нурбанке.

Стандарты Know Your Customer включают в себя:

  • подтверждение личности клиента, его представителя;
  • фиксирование и проверка достоверности сведений о клиенте, его представителе;
  • выявление бенефициарного собственника и фиксирование сведений о нем;
  • установление и фиксирование предполагаемой цели деловых отношений;
  • проверка клиента, его представителя и бенефициарного собственника на наличие в санкционных перечнях и перечне организаций и лиц, связанных с финансированием терроризма и экстремизма;
  • проведение на постоянной основе проверки деловых отношений и изучения операций клиентов, включая при необходимости получение и фиксирование сведений об источнике финансирования совершаемых операций;
  • проверка операций клиентов и их деятельности на предмет наличия признаков подозрительности;
  • формирование и ведение досье клиента, обновления сведений, содержащихся в досье.
«KYC – согласно законодательству РК о ПОД и ФТ – это надлежащая проверка клиентов (НПК), партнеров, сотрудников банка, субъекта мониторинга. НПК настроены с учетом риск-ориентированного подхода каждого в отдельности субъекта финансового мониторинг, пусть то будет банк или иной фининститут. Качество и достаточность проведенной проверки клиента или партнера дает основания для долгосрочного и взаимовыгодного сотрудничества. В целом эффективность мониторинга комплаенс-риска очень сильно и в большей степени зависит от качества и полноты проведенной проверки клиента», – уточняет пресс-служба Альфа-Банка.

В организации говорят, что все вышеуказанные мероприятия предусмотрены во внутренних правилах и на постоянной основе подлежат к строгому исполнению сотрудниками банка.

В Нурбанке тоже работают по этому стандарту: «Степень эффективности зависит от неукоснительного и квалифицированного исполнения данной процедуры на каждом этапе обслуживания клиента всеми работниками банка. В нашем случае данная процедура крайне эффективна, потому что тщательная проверка клиентов в банке проходит по двум линиям: первая линия – работниками фронт-офиса и председателем правления, вторая линия – службой комплаенс». 

В личных беседах финансисты говорят, что сегодня мы абсолютно спокойно относимся к усилившемуся контролю безопасности в аэропортах. Ценность этой, пусть даже длительной, процедуры для всех очевидна: жертвуя временем, мы получаем уверенность. Такое же отношение должно быть и к банковским процедурам.

Ирина ЛЕДОВСКИХ

Телеграм-канал «Нефть и Газ Казахстана. Факты и комментарии». Ежедневные новости с краткими комментариями. Бесплатная подписка.

Международное информационное агентство «DKNews» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKNews» © 2006 -