Портовые альтернативы

80366

Казахстан намерен использовать потенциал морских портов на Каспии. Для урегулирования вопросов логистики перевозок казахстанских грузов Министерством индустрии и инфраструктурного развития проводятся переговоры и консультации с транспортными администрациями ряда заинтересованных стран.

Из-за роста контейнерных перевозок в порту Актау столкнулись с нерешенными вопросами. К примеру, на базе порта планируется строительство контейнерного хаба на площади не менее 19 га, что предполагает увеличение мощностей сухогрузных причалов. И в этой связи возник вопрос о выделении дополнительных 19 га площадей под контейнерный хаб, который руководство порта Актау озвучило премьер-министру РК Алихану Смаилову, в ходе его визита в Мангистаускую область.

«На данных площадях предполагается создать территорию для хранения, перетарки и сервиса. Это позволит привлечь объемы грузов в порт Актау и создать большой контейнерный хаб. Нам нужны дополнительные площади», – озвучил проблему директор порта Актау Абай Турикпенбаев.

Он отметил, что недавно уже был решен вопрос с пограничной и таможенной службами с целью повышения эффективности портовых площадок и уменьшения сроков оформления негрузовых операций на причалах.

«Наряду с этим в порту Актау увеличено количество одновременно работающих комиссий на приход и уход судов с двух до трех и рассматривается вопрос получения разрешения на проведение бункеровочных операций на рейде порта в режиме закрытой границы груженного судна. Принимаемые меры позволят существенно сократить время обработки судов и положительно повлияют на производственную эффективность», – пояснил Абай Турикпенбаев.

Однако, по его словам, есть проблема в работе мобильного досмотрового комплекса. «Сегодня его производительность не позволяет быстро проверять все импортные контейнеры. Нам требуется также стационарный досмотровый комплекс. Мы обращались с письмом, чтобы проверку проводили на местах, куда доставляются контейнеры, так как в порту на это уходит 2-3 дня, из-за чего простаивают платформы, которых и так не хватает. Портовая техника тоже задействована – и поэтому в это время мы не можем грузить другие грузы», – рассказал главе правительства директор порта.

Он также обратил внимание на тот факт, что есть проблема с техникой. В морском порту имеются шесть кранов, но все они были заточены на генеральные грузы, а контейнеры по сравнению с ними более тяжелые. Сейчас в наличии два крана, которые могут работать с таким грузом, и закуплено дополнительное оборудование.

Алихан Смаилов отметил, что «Казахстан имеет большой транзитно-экспортный потенциал, однако далеко не полностью его использует – всего на 21%. Но ситуация меняется. С точки зрения экономической безопасности необходимо использовать все возможности казахстанских морских портов. К примеру, предложено Турции активно использовать морские порты Актау и Курык для отправки грузов... Поэтому те вопросы, которые были подняты, будут внимательно рассмотрены. Будем искать решение и по земле, и по своевременной таможенной очистке, и другие вопросы рассматривать совместно с Министерством индустрии и инфраструктурного развития и акиматом области. А вы должны нам своевременно сигнализировать, какие вопросы мы должны решать наперед».

Глава кабмина дал поручение Министерству индустрии и инфраструктурного развития совместно с АО «Қазақстан темір жолы» проработать вопрос увеличения загрузки морских портов Актау и Курык путем направления экспортных грузов по Транскаспийскому международному транспортному маршруту (ТМТМ).

Ранее председатель правления КТЖ Нурлан Сауранбаев сообщил, что транспортировка грузов в экспортном направлении осуществляется в штатном режиме, как железнодорожным транспортом, так и через морские порты. «Для обеспечения бесперебойной транспортировки грузов в страны Европы прорабатывается увеличение объемов перевозки через ТМТМ в направлении Азербайджана и Грузии», – пояснил Нурлан Сауранбаев.

Как отметил начальник отдела по коммерческой работе Актауского морского торгового порта Ануар Немышов, реальной и выгодной альтернативой некогда налаженной цепочке поставок для казахстанских и международных экспортеров и импортеров послужит наработанный на сегодняшний день маршрут ТМТМ. А регулярные фидерные линии в направлении портов Баку, Туркменбаши и Ирана в партнерстве с железнодорожными администрациями стран – участниц ТМТМ могут предоставить широкий логистический выбор для доступа на рынки Европы, Ближнего Востока, стран Закавказья.

Ануар Немышов пояснил, что инфраструктура, техническое вооружение и современные технологические процессы перегрузки, которыми обладает порт Актау уже сейчас, способны удовлетворить потребности клиентов в безопасной и оперативной обработке практически любых видов грузов, включая контейнеры, зерновые грузы, нефтепродукты, а также другие генеральные и навалочные грузы.

Напомним, что начиная с 2018 года, санкционные ограничения в отношении Ирана прервали устоявшееся на тот момент взаимовыгодное партнерство между портами двух стран.

А ранее министр индустрии и инфраструктурного развития Каирбек Ускенбаев сообщал, что прорабатывается дополнительный маршрут через балтийские порты – Рига, Вентспилс, Лиепая. «Для увеличения объемов контейнерных перевозок ведется работа по открытию производств отечественных контейнеров. Так, в 2022-2023 годах планируется контейнеризация 2 млн тонн грузов и увеличение доли контейнерных перевозок до 30% (экспорт)», – проинформировал он.

Директор Союза транспортников Казахстана Kazlogostics Ерлан Абсатов заверил, что «продолжаются переговоры с Латвией. Латвийские коллеги заверили нас, что нет никаких проблем с транспортировкой казахстанских грузов, есть санкции и ограничения, которые распространяются на зафрахтованные у РФ суда».

В Союзе транспортников Казахстана разрабатывают альтернативные маршруты для безопасной доставки казахстанских грузов в Европу. «В качестве альтернативного сухопутного маршрута по доставке грузов в Европу мы предлагаем использовать мощности казахстанских морских портов Актау и Курык, минуя порты на Черном море, далее на Азербайджан, Грузию, Турцию, Болгарию, Венгрию и дальше в западноевропейские страны, – заявил директор союза. –Такой маршрут длиннее и дороже, но зато безопаснее».

Стоит отметить, что с учетом обозначившейся динамики увеличения грузопотока морскими операторами ТОО «НМСК «Казмортрансфлот» и ASCO (Азербайджан) запланировано привлечение в течение месяца 2-х дополнительных судов для курсирования между портами Актау и Баку (Алят). И в ближайшее время маршрут будут обслуживать 5 фидерных судов.

Более того, как рассказал гендиректор «Казмортрансфлота» Айдар Оржанов, компанией реализуется проект по переоборудованию в контейнеровоз второго специализированного многофункционального судна для задействования по маршруту Туркменбаши – Баку. В перспективе рассматривается возможность использования контейнеровозов на маршруте в порты России и Ирана в рамках транспортного коридора Север – Юг, а также на маршрутах с портов Актау, Баку, Туркменбаши до Каспийских портов Ирана.

«КМТФ рассматривает возможность задействования судов для транспортировки грузов на Черном море, в том числе по маршруту порт Батуми – порт Констанца. Это позволит значительно расширить спектр услуг, предлагаемых потенциальным грузоотправителям, заинтересованным в использовании транзитного потенциала транспортной инфраструктуры государств – участников ТМТМ», – отметил он.

Напомним, что со дня запуска по фидерной линии Актау – Баку – Актау (апрель 2019 год) в рамках ТМТМ перевезено более 30 тыс. контейнеров в двадцатифутовом эквиваленте (ДФЭ).

Как отметил генеральный директор ТОО «Порт Курык» Серик Ахметов, в свете последних событий, происходящих на Украине, порт заявляет о своей готовности увеличить объем перевалки грузов в 5 раз и нарастить дополнительно до 4-х млн тонн.  «Сейчас руководство компании делает все возможное, чтобы сохранить и максимально использовать производственные мощности порта для обеспечения обработки грузов. Свыше 80 тысяч тонн грузов перевалено через паромный комплекс порта с начала 2022 года», – сообщил он.

По его словам, из Казахстана сегодня через порт Курык на экспорт отправляются нефтепродукты, удобрения, химикаты, металл, товары народного потребления. Импорт составляют продукты питания, промышленное оборудование, текстиль, электроника, стройматериалы и другие грузы. Транзитом через порт проходит различное оборудование, электроника, текстиль, продукция химической отрасли, изделия из металла и прочее из Китая, Кыргызстана и Узбекистана. Компании уже выходят на переговоры для транспортировки товаров. В цепочке ТМТМ порт Курык занимает лидирующие позиции.

По словам Серика Ахметова, экспортеры уже ищут новые выходы и новые маршруты. «В этом плане ставка нашего правительства по загрузке казахстанских портов на Каспийском море именно сейчас приобретает свою актуальность. Мы уже в плотном контакте с казахстанскими экспортерами. Доставка их продукции на классические рынки – это архиважный вопрос для них, потому что за всеми этими компаниями стоят люди, рабочие места, и мы понимаем важность работы нашего порта в этом направлении», – пояснил Серик Ахметов.

Руководитель областного управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Адайбек Калиев, озвучивая данные по развитию транзитно-транспортного потенциала, отметил, что отрасль демонстрирует положительную динамику. «Теперь контейнерные грузы будут перевозить через морские порты Актау и Курык до порта Баку (Алят) и по железной дороге Азербайджана и Грузии до портов Батуми и Поти. Далее груз будет транспортироваться в Европу или по железной дороге в порты Баку, Стамбул и Мерсин. Это, в свою очередь, дополнительно увеличит объем грузов, перевозимых в рамках ТМТМ через морские порты Актау и Курык, до 4 млн тонн», – сказал Адайбек Калиев.

Стоит отметить, что текущие геополитические изменения уже приводят к трудностям для компаний транспортно-логистического сектора Казахстана при отправке грузов через российские и европейские морские порты.

Наталья БУТЫРИНА, Актау

Международное информационное агентство «DKnews.kz» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKnews.kz» © 2006 -