Настройки
Язык
Тема
Обновление

София РАЕВА: «Дети – утешение сердца моего…»

4075

Накануне Дня защиты детей мы побеседовали с известным общественным деятелем Софией Кумаровной РАЕВОЙ, многие годы руководившей детской библиотекой им. Бегалина.

Среднее образование в Казахстане обязательное, школа – важнейший этап в жизни любого человека, где каждый ребенок формируется, как личность. Но, не для протокола, чему учит школа?!

– София Кумаровна, завершился очередной учебный год, что вы можете сказать о современном поколении?

– Мне 75 лет, я вышла на финишную прямую своей жизни. Сейчас меня беспокоит то, какие они – наши дети, внуки?! Известное изречение: «Чтоб тебе жить в эпоху перемен» подтверждает, что мы живем в сложное и непредсказуемое время.

Я состоявшийся человек. В моей биографии счастливо сочетались две моих привязанности: любовь к детям и любовь к книгам!

Так сложилось, что я научила читать пятерых мальчиков, своих младших братьев и внука, и одну девочку – свою дочь. Они росли на моих глазах, и одно поколение отличалось от другого. Сначала разница между поколениями была небольшой, сейчас наблюдается резкий контраст, увы, не к лучшему!

Меня глубоко печалит некоторое падение нравственных ориентиров и двойные стандарты. Мир тускнеет и теряет основу жизни от этого. Из человеческой жизни исчезают такие понятия, как жалость, сострадание, сочувствие, милосердие, ответственность, сопереживание. Дети стали жестче, требовательнее, при этом не столько к себе, сколько к своим родителям.

Физически они выросли, но эмоционально нет. Воцарилась эпоха индивидуализма, пропагандируется роскошь и комфорт. Часто слышится выражение: «Если ты такой умный, тогда почему такой бедный?!». Создается впечатление, что современным людям нужно все сразу и сейчас. Родители зарабатывают на жизнь, и большинству из них не до моральных качеств их отпрысков. У нынешних детей разные точки взглядов, как и разные точки взлета.

Возможности посещать спортивные секции и кружки по интересам даны не каждому. Сейчас предлагается масса репетиторских услуг, функционирует множество частных центров дополнительного образования, где с родителей взымается солидная оплата. Но есть ли результат и гарантия их качества? Образование и здравоохранение превратились в учреждения бизнеса, и, надо отметить, весьма дорогого. Сердце сжимается, когда вижу рыдающих родителей, собирающих денежные средства на лечение своих чад. Я сама инвалид с детства, произошла травма позвоночника, и все мое лечение в советский период было бесплатным, отношение медперсонала – добрым. Все, что происходит сейчас, крайне печально!

– Что вы можете сказать о современном школьном образовании? 

– О школе, об образовании – его некачественности и провальных проектах – не говорил, пожалуй, только ленивый. Я всю свою сознательную жизнь работала с книгами, с информацией. Я умею учиться и учить других, но при нынешнем состоянии школьных учебников и программ все это практически невозможно.

Говорю об этом, потому что есть примеры непродуманных программ и плохих учебников. Это, конечно, отдельная тема, где я могу все обосновать на конкретных примерах. Сказать об этом в одной статье будет недостаточно. Могу представить массу примеров и всевозможные цитаты из учебников, могу все это подготовить и предъявить...

Но прежде всего все-таки хочется сказать об учебниках литературы. Мне, как человеку, много читающему, пришла мысль, что составители этих учебников сами плохо знают литературу. Покажите им тех библиотекарей, которые могут порекомендовать качественную мировую детскую литературу. Необходимо привлечь их к составлению новых учебников.

…По русскому языку давали задание: что нужно купить для обретения счастья? И мой внук сразу спросил: «А что, для счастья надо обязательно что-то купить?!» И опять я вспоминаю о своем советском детстве. Росла я в Семипалатинской области, вы не поверите, какими были совхозные школьные библиотеки, где было практически все, включая подписки на газеты и журналы.

Кстати сказать, в современной литературе сейчас мало образов хороших отцов. Могу сделать обзор казахстанской современной детской литературы, потому что непонятно, чем руководствуются составители при отборе тех или иных произведений. Есть, конечно, достойные авторы, но почему опускаются хорошие произведения, а берутся те, которые нужны лишь на взгляд составителей?

Биография писателей очень коротко изложена, а чтобы ответить на вопросы, искать ответы нужно в других источниках, причем во время урока, когда задание выполняется в классе. Большая часть учебников заполнена вопросами, отправляющими учащихся к интернету. Но сначала их надо научить искать ту или иную информацию, а не просто требовать ее. И каждая ли семья способна позволить себе иметь компьютер и интернет, особенно в глубинках?

Давайте вспомним, что в начале пандемии нам обещали, что дети не пострадают, будут учиться качественно. В крупнейшем мегаполисе страны – Алматы были перебои со связью! Что говорить тогда об отдаленных населенных пунктах? А если в доме пятеро детей, как тогда? Писательница Тоня Шипулина писала, что в школе им выдавали планшеты, причем самые дешевые и некачественные. Не удивительно, что средства, выделенные на их приобретение, ушли не по назначению...

Надо сказать и об учебниках истории Казахстана, которые написаны очень сухо. Так нельзя писать для детей. И я опять вспоминаю старые советские учебники: «История древнего мира» и «История древних веков». Было много критики в адрес тех учебников, а чем же эти лучше?! Министр образования говорил, что для начальной школы будут издаваться рассказы по истории Казахстана, как дополнительный источник информации. Весь учебник заполнен вопросами, когда и какая война состоялась, когда и какое событие происходило в древнем мире и в средние века, но для чего им это все запоминать?!

Дайте в учебниках сведения об известных людях Казахстана и пояснения, чем они знамениты. Почему Чокана Валиханова называют «Промелькнувшим метеором»? Проясните ряд подобных вопросов, заинтересуйте учащихся, с внедрением в урок некоторых возможностей современных технологий, и они с удовольствием освоят материал.

Но открытая и незаживающая рана была и остается – преподавание казахского языка. Это вообще песня! Для русскоговорящих детей, не знающих казахского языка, тут же начинают с пояснения сложнейшей терминологии, тогда как в начальной школе нужно просто научить детей говорить. А со среднего звена уже пусть начинается изучение. Наречие – сложная тема, в казахском языке 7 или 8 видов наречий, и то, они это проходят вскользь, на что уделяется один-два урока.

Числительных в казахском языке тоже несколько видов, и за один-два урока их не освоить. Преподавание языка уместно перенять у западных коллег, где я была в командировке в 2002 году, видела, что при изучении языка к каждому учебнику прикреплен диск, когда написанное можно и увидеть, и прослушать по нескольку раз. Причем изучение языка для иностранцев происходит в удобной форме, последовательно, от простого к сложному, а не наоборот.

Получить учебные пособия и диски к ним для всех желающих можно бесплатно, в любой их библиотеке имеется все необходимое для этого. А у нас нет даже словарей! Где фразеологические, школьные, толковые словари по изучению казахского языка?! Их нет, а любые словари стоят очень дорого. Купила грамматику казахского языка, стоимостью две с лишним тысячи тенге, а каждая ли семья может себе это позволить?

Где казахстанская детская литература, которая практически не издается, авторы обречены на самиздат. Это, конечно, отдельная тема, которая требует обсуждения. Произведения Абая – это хороший казахский язык. Но от неправильного перевода происходит неправильная смысловая передача. Например, в одном из философских стихотворений Абая, когда речь шла о развитии духовного сознания, где Абай имел в виду кирпич мироздания, а не стройматериал, из которого возводят стены. Отсюда и возникает путаница перевода. Язык Абая читается сердцем, а не глазами, воспринимается чувственно, и передать этот язык способен не каждый, вы же меня понимаете?

– Какова роль родителей в воспитании, которые обычно загружены работой или общественной нагрузкой?

– Я часто перечитываю 38-е слово «Гаклия» Абая, оно для меня как заповедь – и для всех родителей, и для их детей. Начинается оно со слов: «О, дети, утешение сердца моего! Все, что я написал о проявлениях человеческого характера и его деяниях, оставляю вам на память. Прочтите эти строки без равнодушия, вникните в их смысл, и ваши сердца преисполнятся любовью».

В нынешнее время задача родителей научить детей ценить жизнь. Уметь справляться с трудностями, жить достойно, честно трудиться. Этот вопрос ложится только на плечи родителей. А общество обязано поддерживать и не оставлять их без государственной помощи.

– РФ недавно отказалась от Болонской системы образования, что вы думаете об этом?

– Боюсь, что, если мы начнем опять что-то реформировать, закончится это так же, как с проектами перехода на трёхъязычие, латиницу или обучение детей с 6 лет. Как можно проводить эксперименты в стране, где даже нет института ребёнка? На все это был потрачен впустую не один миллиард! Но кто ответит за свои изыски…

Одно из любимых стихотворений Олжаса Сулейменова «Дикое поле», где есть такие строки: «Казахстан, ты огромен – пять Франций, без Лувров, Монмартров – уместились в тебе все Бастилии грешных столиц. Ты огромной каторгой плавал на маленькой карте, мы – казахи на этой каторге родились».

Я родилась на этой земле и упокоюсь в ней. И очень хочу, чтобы народ Казахстана жил на своей земле, в своей стране и верил в свое государство! Надо понимать, что чужих детей не бывает, нельзя забывать, что дети – наше будущее и от них зависит будущее нашей страны!

Айгуль БЕЙСЕНОВА

Международное информационное агентство «DKNews» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Приложение DKNews для Android Приложение DKNews для iPhone
МИА «DKNews» © 2006 -