Инфляция притормозит к концу года

8671
Фото: СР

Комитет по денежно-кредитной политике Национального банка на этой неделе принял решение сохранить базовую ставку на уровне 14%. Как долго в нашей стране продлится рост цен и каково влияние регулятора, расскажем здесь.

После мартовского шока месячная инфляция замедлилась до 2% в апреле и 1,4% в мае, однако все еще остается высокой, значительно превышая и прошлогодние показатели, и среднегодовые значения. «В годовом выражении инфляция в мае достигла 14%, при этом рост цен наблюдался по всем компонентам. Наибольший вклад продолжает вносить рост цен на продукты питания, который в годовом выражении достиг 19%. Непродовольственная инфляция, тем временем, также ускорилась до 11,9% из-за продолжающегося удорожания импортных товаров. Инфляция платных услуг выросла до 9,1%, несмотря на сдерживающий эффект от введенного моратория на повышение цен на регулируемые коммунальные услуги», – сообщил на брифинге в столице Председатель Национального банка РК Галымжан Пирматов. 

Сдерживанию инфляционного давления будут способствовать высокая базовая ставка, а также меры регуляторного характера, в том числе введенный мораторий на повышение цен на газ до 1 января 2024 года и повышение тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства до 1 июля 2022 года. Ослабление потребительского спроса также будет ограничивать рост инфляции. «Политика НБРК по стабилизации инфляционных процессов в экономике заключается в том, чтобы по возможности купировать инфляционные источники монетарного характера с тем, чтобы компенсировать взвинчивание цен немонетарного характера, на которые регулятор повлиять не в силах. При этом следует сбалансировать решения так, чтобы инструменты в национальной валюте оставались привлекательными с точки зрения реального процента относительно девальвационных ожиданий на рынке. В целом эта сложная задача в условиях реализовавшихся макро-шоков выполняется. При этом инфляция не вернется в таргет-коридор 4-6% ни в 2022 году, ни в первую половину 2023 года», – считает замдиректор филиала АКРА в МФЦА Жаннур Ашигали.

Ранее в базовом сценарии прогнозировалось, что рост ВВП Казахстана составит 4,8%, а инфляция до 5-6%. Теперь по итогам года в Нацбанке ожидают рост цен на уровне 13-15%. Во многом это обусловлено прогрессирующими дисбалансами на мировых товарных рынках. Проблема перебоев в глобальных транспортных сетях усугубилась в начале 2022 года, что нашло отражение в росте индекса ФАО — в марте он достиг максимума за все время его существования (с 1990 года), а цены на энергоресурсы выросли на 24,1%. Дополнительное давление будет оказывать ввод Россией запрета на вывоз ряда продовольственных товаров. «Потребительская инфляция получила ряд новых импульсов, в первую очередь ввиду импорта инфляции и эпизодических всплесков волатильности курса тенге. В целом инфляция будет пребывать в двузначной зоне большую часть года, и мы ожидаем, что ИПЦ будет формироваться в пределах 12,5-13% на конец года и в среднем по году около 12-12,3%», – говорит эксперт.

В последнем прогнозе эксперты ЕАБР заявляли, что рост ВВП РК в этом году составит 2,5%. Можно ожидать замедления темпов выпуска в добывающей и обрабатывающей промышленности, так как около половины экспорта Казахстана в Россию составляют металлургические изделия. По оценкам аналитиков ЕАБР, дополнительное сдерживающее влияние на экспорт РК будет оказывать замедление темпов роста мировой экономики. Негативно на ВВП отражается сокращение потребительской активности на фоне снижения реальных денежных доходов. «В 2022 году динамика ВВП в реальном выражении испытывает давление в сторону замедления на фоне более сдержанной динамики мировой торговли, санкционного давления на экономику базового торгового пантера – РФ, замедление добычи углеводородов. В отраслевой разбивке сдержанные показатели роста могут показать торговля, промышленность, также не очевидны перспективы международной транспортировки и нависает риск ослабления прямых инвестиций, что не только сокращает потенциал роста, но и усиливает неопределенность прогноза. Наше текущие видение по ВВП в реальном выражении на 2022 год – 2,1-2,6%», – заявляет Жаннур Ашигали.

Поддержку экономике могут оказать высокие цены на нефть и реализация структурных реформ. В прошлом году приоритеты реформ были переформулированы в рамках ряда национальных проектов, направленных на диверсификацию экономики, преобразование рынка труда, развитие частного сектора, региональное развитие и цифровизацию. Но сложная геополитическая обстановка дает и дополнительные преимущества. «В отношении плюсов в связи с реализованными геополитическими рисками можно выделить два крупных аспекта: во-первых, развитие торговли и усиление инвестиционного притока, и во-вторых, дальнейшие реформы в экономике и общественной жизни. Открывается возможность более динамичного привлечения в Казахстан международного бизнеса, который сфокусирован на рынки РФ и Беларуси, но испытывает рост издержек в связи с санкциями в отношении этих стран. Также актуализируется вопрос дальнейшего и более срочного развития транспортных коридоров через территорию Казахстана, позволяющих обходить логистические осложнения и санкционные ограничения. Речь может идти не только о коридорах из КНР в сторону Турции, Грузии, Азербайджана, но и участии в развитии коридоров в южном направлении через Афганистан с выходом к портам Индийского океана», – заключает эксперт.

И Национальный банк, и эксперты считают, что при отсутствии как внешних, так и внутренних новых шоков в 2024 году инфляция будет все еще вне таргетируемого коридора, при этом прогнозируется ее замедление к верхней границе коридора 4-5%.

Ирина ЛЕДОВСКИХ

Телеграм-канал «Нефть и Газ Казахстана. Факты и комментарии». Ежедневные новости с краткими комментариями. Бесплатная подписка.

Международное информационное агентство «DKNews» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKNews» © 2006 -