Персональной выставкой «Лики времени» в Алматы отметили 110-летие со дня рождения художника и писателя Павла Зальцмана. Экспозиция, развернутая в Государственном музее искусств РК им. Кастеева, включает более 50 работ, созданных в Казахстане.
Многие искусствоведы едины во мнении, что творчество Павла Зальцмана (1912-1985) представляет собой значительное явление в изобразительном искусстве Казахстана второй половины ХХ века. Он сумел создать свой, присущий только ему особый мир. В то же время его творчество стоит особняком и не пользуется особой любовью массового зрителя.
Портреты Зальцмана, индивидуальные или групповые, редко лиричны. Чаще это монументальные гротесковые типажи, с налетом трагичности, тревожности или отстраненности. В такой же манере Зальцман создает портреты рабочих, красноармейцев, эскизы к декорациям кинофильмов, композиции на исторические темы. Почти все выставленные в ГМИ работы выполнены тушью и акварелью на бумаге.
«В станковом искусстве Зальцмана казахстанского периода предпочтение отдано туши и акварели. Оказалось, что эти техники более всего подходят для реализации формальных идей, родившихся под влиянием структуры казахского орнамента», – пишет искусствовед Баян Барманкулова.
Художник предпочел трудоемкую изобразительную манеру – пуантилизм, где пластическая форма создается комбинацией множества мелких точек или коротких штрихов в графике, раздельными прикосновениями кончиком кисти в акварели. В композициях чувствуется влияние его знаменитого учителя и тезки Павла Филонова, одного из лидеров русского авангарда, теоретика «аналитического искусства». Зальцман оказался одним из самых талантливых и последовательных учеников Филонова. При этом творческая манера художника осталась оригинальной – Зальцмана трудно перепутать с другими мастерами. По мнению Марии Зусманович, внучки художника, он «был одержим идеей передачи в живописи не только формы, объема, цвета, но и времени, процесса развития и трансформации материи».
Формирование художника Зальцмана проходило в Ленинграде на рубеже 1920-30-х годов. Здесь, в 16-летнем возрасте, он знакомится с Филоновым. Еще будучи старшеклассником, работает на киностудиях ассистентом у художников. Как самостоятельный художник-постановщик, Зальцман дебютирует в 1931 году на «Ленфильме». С режиссерами – братьями Васильевыми он делает черно-белый немой фильм «Личное дело». До Великой Отечественной войны работает и с другими известными кинорежиссерами.
В первую ленинградскую блокадную зиму семья Зальцмана сталкивается с трагичными обстоятельствами, от голода погибли его родители. В 1942 году Павел Зальцман вместе с женой и дочерью эвакуируются в Алма-Ату. Столица Казахстана становится его постоянным местожительством. Здесь Зальцман работает в Центральной объединенной киностудии (ЦОКС), «советском Голливуде» военных лет.
В 1944 году художник не смог вернуться в Ленинград – его отец был немцем, офицером царской и непродолжительное Красной армий. Местными органами НКВД Зальцман был взят на спецучет по этническому признаку. До 1953 года находился на положении ссыльного. В последующие годы Зальцман успешно работает на Алма-Атинской киностудии художественных и хроникальных фильмов, изменившей в1960 году название на «Казахфильм». Был главным художником киностудии, художником-постановщиком многих лент.
Среди них: «Золотой рог», «Девушка-джигит», «На границе», «Ботагоз», «Дочь степей», «Прыжок в неизвестное». В 1963 году Павлу Зальцману было присвоено звание Заслуженный деятель искусств Казахской ССР. Удивительно, но он не получил классического художественного образования. Университетами Зальцмана были непродолжительное общение с Филоновым и работа на киностудиях под руководством более опытных коллег. Художник шутя говорил, что прошел три учебных курса: школы Эрмитажа, Русского музея и школу Филонова.
На протяжении всей жизни П. Зальцман занимался литературным творчеством. Большое влияние на него оказало общение с Д. Хармсом, А. Введенским и Н. Олейниковым, членами знаменитого кружка обэриутов (ОБЭРИУ – Объединение Реального Искусства). Перу Зальцмана принадлежат романы «Щенки», «Средняя Азия в средние века», дневник «А дальше началась страшная блокадная зима…», повести, рассказы и стихотворения. Публикации его литературного наследия появлялись лишь посмертно.
«Для Казахстана Павел Яковлевич стал большим подарком судьбы. Такие люди, как он и Евгений Сидоркин, задавали тон высокой профессиональности, элегантности в искусстве. Они не были казахстанцами по происхождению, но ушли из жизни как художники нашей страны», – сказал на открытии выставки галерист Ермек Жангельдин.
Вадим КРАВЦОВ