Продуктовый кульбит

12283

С начала года цены на продукты бьют рекорды и не думают останавливаться. Повышение цен потребители наблюдают в режиме реального времени – несмотря на отсутствие дефицита продуктов питания. Рост цен для многих семей означает изменение рациона питания – дорогие продукты начинают вытесняться дешевыми аналогами.

Жители Казахстана стали покупать меньше говядины и баранины, заменяя их куриным мясом. По данным Бюро национальной статистики, за 4 месяца 2022 года на внутреннем рынке было продано 139,9 тысячи тонн мяса крупного рогатого скота, что на 3,2%, или 4,6 тысячи тонн, меньше, чем в 2021 году. Изменение гастрономических предпочтений жителей связано с ростом цен на баранину и говядину. Стоимость килограмма баранины выросла за год на 15%, говядины – на 8%.

Внутренний рынок не полностью обеспечивает себя говядиной и бараниной, часть мяса завозится от зарубежных производителей. Однако импорт нынче сильно «кусается». Это связано как с обесценением национальной валюты, так и с общим ростом продуктовых цен на внешних рынках. Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО) в первой декаде мая озвучила новый ценовой рекорд на мясо, которое и так выросло в апреле на 2,2%. Больше всего подорожало востребованное на международном рынке мясо птицы, свинины и говядины, баранина – подешевела. Курятина подорожала по причине логических сбоев и локального распространения птичьего гриппа, а свинина и говядина – по причине сокращения товарного поголовья в странах Европы. Баранина подешевела из-за сокращения поставок в Китай.

На внутреннем рынке Казахстана помимо говядины продажи свинины упали на 8,7%, или на 2,4 тысячи тонн, до 25,2 тысячи тонн; продажа мяса овец и коз сократилась на 4,3%, или 1,8 тысячи тонн, до 40,4 тысячи тонн. Потребление стало заменяться более дешевой номенклатурой. За четыре месяца 2022 года продажа мяса птицы выросла на 10%, или 11,8 тысячи тонн, до 129,5 тысячи тонн, конины – на 8,6%, или 3 тысячи тонн, до 37 тысяч тонн. Производители мясной продукции оценили изменение спроса и увеличили производство мяса птицы на 7,3% до 91,2 тысячи тонн и конины на 7% до 36,7 тысячи тонн. Но как это всегда бывает, рост спроса всегда сопровождается ростом цен. С апреля 2021 года по апрель 2022 года конина выросла в цене на 16,9%, мясо птицы – на 28,8%, мясо и мясопродукты – на 14,4%.

Надо отметить, что снижение потребления мяса, в данном случае говядины и баранины, часто коррелирует с увеличением потребления яиц. Они считаются идеальным диетическим продуктом, поскольку яичный белок снабжает организм необходимыми аминокислотами. И в качестве замены мясного белка являются хорошим вариантом с точки зрения цены, даже несмотря на быстрое увеличение стоимости на фоне общего роста цен.

Статистика показывает, что за четыре месяца 2022 года продажи яиц на внутреннем рынке составили 1,1 млрд штук, на 1,9% больше, чем годом ранее. Производство яиц за этот период выросло на 12,1%, до 1,6 млрд штук. Это существенный рост на фоне годового производства в 2021 году в объеме 4,8 млрд яиц. В 2019-2020 годах в отрасли наблюдался спад производства, связанный с непонятными перспективами реализации. Экспорт в те годы снижался из-за нестабильности внешних рынков, по причине проблем с продажами и нестабильным субсидированием отрасли со стороны государства производители сокращали поголовье кур-несушек.

По итогам четырех месяцев 2022 года производители яиц почти полностью – на 96,1%, обеспечили внутренний и экспортный спрос на яйца. Импорт составил 3,9% внутреннего спроса, сократившись за год на 45%, до 45,8 млн штук. На экспорт производители отправили 72,7 млн яиц, или 6,2% производства.

Рост производства продуктов питания проходит на фоне высокой инфляции и не влияет на снижение цен. С начала года (май 2022 года по сравнению с декабрем 2021 года) цены и тарифы на потребительские товары и услуги увеличились на 8,8%, в том числе на продовольственные товары – на 13,5%, непродовольственные товары – на 6,3%, платные услуги – на 4,5%.

При этом семейные доходы казахстанцев за год выросли на 15,5% и составили в первом квартале 2022 года 777,8 тысячи тенге. Однако расходы увеличивались быстрее и выросли на 17%, до 754,6 тысячи тенге. В связи с ростом цен в структуре расходов 92% составляют потребительские расходы: 693,2 тысячи тенге, из них 377,4 тысячи тенге составляют продовольственные товары; 182,6 тысячи тенге – непродовольственные товары и 133,1 тысячи тенге составляют платные услуги. Экономисты бьют тревогу, что значительная доля расходов казахстанских семей – 46,3% от всех расходов и 92,5% от расходов на продовольственные товары – приходится на продукты питания. В денежном выражении затраты составляют 349,2 тысячи тенге в год, рост составил 12,9% за год.

Ситуация с ростом продовольственных цен будет иметь продолжение. Рост цен порождает панику, ведет к желанию купить по текущим ценам продукты с долгим сроком хранения, что еще дальше давит на цены. Статистика показывает, что с начала года население активно скупает крупы и муку, сахара нет в свободной продаже в отдельных регионах, несмотря на его подорожание на 61% с начала года.

Как следствие – на внутреннем рынке производители реализовали 16,9 тысячи тонн гречневой крупы и гречневой муки, годом ранее показатель составлял 8,6 тысячи тонн. Рост составил 95,3% на фоне отсутствия дефицита круп. Собственное производство в Казахстане выросло на 29,1% до 15,6 тысячи тонн, а импортные поставки выросли в 4,3 раза, до 3,5 тысячи тонн, на фоне снижения экспорта до 2,2 тысячи тонн. Продажи риса выросли на 20,9% на 10,4 тысячи тонны до 60,3 тысячи тонн на фоне снижения производства, но одновременно с этим сократился вывоз риса и вырос его импорт.

В прогнозе снижения или повышения продуктовых цен важную роль играют инфляционные ожидания. Майский опрос Национального банка показывает снижение инфляционных ожиданий населением: по многим позициям доля населения, отметившая сильный рост цен, в мае уменьшилась. Опрос также показал, что текущее материальное положение продолжает оставаться в негативной зоне: 41% респондентов фиксируют его ухудшение, 49% – неизменность. Готовность к крупным покупкам также находится на низком уровне. Оценки как долгосрочного развития страны, так и краткосрочного развития немного улучшились. Доля опрошенных, позитивно оценивающих перспективы развития страны на год и 5 лет, составляет 44% и 45% соответственно. Оценки будущего личного материального положения продолжили улучшаться, из чего Национальный банк сделал вывод, что потребительские настроения населения восстанавливаются.

Участвующие в опросе предприятия, напротив, сохраняют повышенные инфляционные ожидания. Доля предприятий, считающих, что цены во втором квартале будут расти быстрее, чем в первом квартале текущего года, выросла с 19,7% до 30,7%. Несмотря на усиление инфляционных ожиданий, производители отмечают, что темпы роста цен на готовую продукцию замедлятся, за исключением сельского хозяйства. То есть, прогнозы по снижению продуктовой инфляции не утешительны. Напомним, что цены производителей продукции сельского хозяйства выросли на 19,7% к маю 2021 года, оптовая торговля увеличила цены на 13,7% за аналогичный период.

Анна ЧЕРНЕНКО

Телеграм-канал «Нефть и Газ Казахстана. Факты и комментарии». Ежедневные новости с краткими комментариями. Бесплатная подписка.

Международное информационное агентство «DKNews» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKNews» © 2006 -