Финансы в упряжке

11044

В новом курсе развития страны, прежде всего, уточнены приоритеты и цели в сфере макроэкономики и государственных финансов. Разработанная Концепция управления государственными финансами на десятилетие вперед закрепляет меры по обеспечению сбалансированности госфинансов.

В совокупности к склонности к сбережениям и долгосрочному инвестированию Казахстан снизит зависимость экономики от конъюнктуры внешних рынков и ускорит построение социально благополучного государства.

Бюджетная политика

Во главу угла бюджетной политики теперь, в частности, ставятся параметры государственных финансов, которые определяются с учетом целевых показателей, установленных концепцией. Так, параметры республиканского бюджета и Национального фонда на 2023-2025 годы спрогнозированы с учетом двух контрцикличных бюджетных правил. А именно – размер гарантированного трансферта из Национального фонда не будет превышать поступления в него от нефтяного сектора при «цене отсечения». И второе – темп роста государственных расходов не будет превышать средний реальный рост ВВП, увеличенный на цель по инфляции. По сути, правилами установлен верхний предел на размер гарантированного трансферта из Национального фонда и темпы роста расходов республиканского бюджета.

Одновременно совершенствуются межбюджетные отношения, что повышает самодостаточность регионов и стимулирует местные власти к развитию региональной экономики. В этой работе поможет аналитический отчет о бюджетных рисках и долгосрочной устойчивости государственных финансов. В нем будет учитываться анализ влияния макроэкономических рисков на параметры бюджета, а также оценка устойчивости государственных финансов на долгосрочный период.

Следуя передовой практике ОЭСР, аналитический отчет вместе с проектом республиканского бюджета будет вноситься в Парламент. Напомним, два года назад в местные бюджеты были переданы поступления КПН от МСБ. Это дало существенный стимулирующий эффект: перевыполнение по итогам прошлого года составило 304 млрд тенге, или 170,8% к прогнозу (прогноз – 429 млрд тенге), количество субъектов увеличилось на 5,5%. Работа по повышению самостоятельности регионов продолжается.

Предполагается минимизация встречных финансовых потоков между центром и регионом, таких как целевые трансферты и бюджетные изъятия. При этом, объемы бюджетных субвенций и изъятий будут определены с учетом вновь образованных областей и утверждены законом. Также идет работа по реализации Указа главы государства по оптимизации бюджетного процесса посредством применения цифровых инструментов планирования и исполнения бюджета. Реформирование бюджетного планирования основано на внедрении элементов «блочного» бюджета, комплексного реинжиниринга бюджетного процесса с общим сокращением сроков и этапов в два раза, полной оцифровки бюджетного процесса, анализа социально-экономического эффекта расходов при планировании бюджета.

Налоговая политика

Глава государства поручил обеспечить дополнительные поступления в бюджет от горнорудного сектора с предоставлением широких льгот для разведки и освоения новых месторождений. Это своевременно, ведь в последние пять лет сохраняется положительная траектория роста цен на металлы. Поэтому в целях усиления отдачи от добычи природных ресурсов предусмотрено увеличение ставок налога на добычу полезных ископаемых с применением дифференцированного подхода: по биржевым полезным ископаемым –увеличение в 1,5 раза, по не биржевым – увеличение в 1,3 раза.

Безусловно, что усиление отдачи на недропользование требует стимулирования разработки новых месторождений. В связи с этим, предусмотрено освобождение от НДПИ новых месторождений, где добыча будет начата после 31 декабря 2022 года, до достижения уровня рентабельности 15% на срок до 5 лет. Соответствующий закон по внесению изменений и дополнений в Налоговый кодекс уже принят Парламентом.

Глава государства также поручил принять меры по дестимулированию вывода капитала. В настоящее время при соблюдении определенных условий действует освобождение от налогообложения дивидендов (акций компаний, зарегистрированных на KASE или бирже МФЦА, владение акциями или долями не менее 3-х лет; недропользователи, перерабатывающие не менее 70% добываемого сырья на собственных мощностях; доля недропользования в компании не более 50%).

В принятом законе предусмотрены новые подходы в налогообложении дивидендов. Действующие льготы по дивидендам, выплачиваемым по акциям компаний, находящихся в официальном списке фондовых бирж (KASE, МФЦА), будут сохранены только при условии ведения регулярных торгов этими ценными бумагами. Дивиденды на сумму более 30 тысяч МРП (96 млн тенге), выплачиваемые физическим лицам-резидентам, будут обложены налогом по ставке 10%. В настоящее время дивиденды, выплаченные физическим лицам-резидентам, освобождаются от налогов при условии владения акциями не менее 3-х лет. Также исключаются все льготы для нерезидентов.

Еще одно поручение главы государства касается обеспечения значительного увеличения налога на майнинговую деятельность. С начала года введена плата за цифровой майнинг в размере 1 тенге за 1 кВт-час потребленной электроэнергии. Для усиления налогообложения цифрового майнинга предусмотрен пересмотр ставок платы за цифровой майнинг в зависимости от цены на электроэнергию. При потреблении электроэнергии собственного производства из возобновляемых источников предусмотрены ставки на уровне 1 тенге за 1 кВт-час.

Отметим, что в настоящее время прорабатывается принятие ряда мер по вопросам налогообложения. Так, со следующего года будет внедрен единый платеж с фонда оплаты труда для субъектов микро- и малого бизнеса на добровольной основе. Будет снижена текущая налоговая нагрузка с облегчением действующего механизма исчисления, уплаты налогов и платежей с ФОТ. Данный механизм позволит вывести из тени наемных работников, которые в целях уклонения от уплаты налогов получают заработные платы «в конвертах».

На площадке МНЭ совместно с МФ и НПП проводится работа по выработке предложений по дальнейшему реформированию и упрощению применения СНР. На сегодня имеется потенциал для создания удобных электронных онлайн-сервисов, позволяющих выстраивать взаимоотношения органов государственных доходов с налогоплательщиками в формате удаленного оперативного доступа к информации. Предлагается создание сервисной модели налогового администрирования, ориентированной на простое исполнение налоговых обязательств налогоплательщиками. Применение такого формата взаимоотношений позволит не только облегчить налоговое администрирование, но и оперативно получать уведомления и государственные услуги налогоплательщикам.

Сегодня страна идет к тому, чтобы экономика поднялась на новые высоты, и пришло время переосмыслить стратегию и тактику движения вперед. И в этом смысле Концепция управления государственными финансами в полной мере способствует тому, чтобы инновационная модель экономического и социального развития страны заработала уже в обозримом будущем.

Азамат СУЛЕЙМЕНОВ

Телеграм-канал «Нефть и Газ Казахстана. Факты и комментарии». Ежедневные новости с краткими комментариями. Бесплатная подписка.

Международное информационное агентство «DKNews» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKNews» © 2006 -