Всегда интересный Китай

5419

Несмотря на свой технологический рывок, Китай продолжает оставаться таинственной и загадочной страной. В алматинском Государственном музее искусств РК им. Кастеева открылась выставка «Искусство Китая», сформированная из фондов музея. На вернисаже состоялась презентация научного каталога «Искусство Китая. XVI–XXI века» из коллекции музея, изданного при спонсорской поддержке China National Petroleum Corporation / Китайской национальной нефтегазовой корпорации.

Собрание китайского искусства ГМИ насчитывает около 1000 единиц хранения. Несмотря на относительно небольшой объем выставки, порядка 100 предметов искусства, здесь можно увидеть значительную часть богатейшей палитры китайского искусства: традиционную живопись и графику, буддийскую икону, изделия из фарфора, металла, камня, кости, одежду. 

Всем исследователям китайского искусства приходится отвечать на вопрос, в чем состоит его тайна, что делает его уникальным, не похожим ни на какое другое. Мария Копелиович, куратор выставки и составитель каталога «Искусство Китая», поясняет:

«В Срединном государстве два самобытных учения, конфуцианство и даосизм, создали культурный климат, в котором развивалось китайское искусство. Преемственность развития и своеобразное соединение даосизма с конфуцианством образовало его содержание и форму. Китайцы руководствовались идеей динамического единства противоположностей ян и инь, которые, дополняя друг друга, нуждались друг в друге. Они предполагали, что художник не должен быть ни классицистом, ни романтиком. Он должен быть и тем и другим. Работы художника должны сочетать качества натуралистичности и идеалистичности. Его стиль должен соединять в себе и общее, и индивидуальное, быть единовременно традиционным и оригинальным» Мария Копелиович

Среди наиболее интересных экспонатов – выполненный в конце XVIII века «Халат императорский с изображениями золотых драконов» с высокохудожественной вышивкой. Многовековые традиции камнерезного искусства представляет скульп­турная группа «Три божества, стоящие на невысоком постаменте» (XIX век) и «Богиня-чадодарительница Гуань Инь» (XVIII век). Привлекает внимание бронзовая скульптура «Лев-собачка «фо» (XIX век) и фарфоровая «Ваза со скульптурными фигурами малышей» (XIX век). В экспозицию вошли произведения искусства и других народов Китая, но без соответствующих указаний на этикетках. К ним относятся тибетская икона «Манджушри Яб-Юм с божествами» и уйгурский «Ворсовый ковер с асимметричной композицией». Оба экспоната датируются XIX веком.

Фрагмент скатерти «Москва-Пекин» ХХ век. шёлк, ткачество

На выставке много графики, точнее ксилографий, – изящных цветных гравюр на бумаге, созданных неизвестными виртуозами-копиистами в 50-х годах прошлого века с работ классиков стиля гохуа, живописи цветов и птиц. Ксилографии имеют ограниченный тираж и сами являются ценными произведениями искусства. Большая часть ксилографий представляет искусство Ци Байши (1864–1957), наиболее известного за рубежом живописца Поднебесной конца XIX – первой половины XX века. Наряду с традиционными сюжетами и названиями композиций встречаются и очень необычные. Так, героями произведений китайского художника вполне могут быть головастики (художник Ци Байши) или шелковичные черви (художник Ва Ши Тао).

В центре зала на горизонтальной поверхности частично развернут самый большой свиток коллекции музея «Сцены из жизни военных чиновников. Возвращение с охоты знатного военачальника со свитой». 12-метровый, шириной 65 см, полихромный свиток ХIX века выполнен неизвестным художником цветной тушью на рисовой бумаге. Композиция вместила 169 человек, 56 лошадей, множество других животных и птиц. Постепенно разворачивающийся сюжет наглядно демонстрирует специфику искусства стран Дальнего Востока и его кардинальное отличие от европейской живописи. 

В статье, посвященной атрибуции свитка, Мария Копелиович пишет:

«Сценарий композиции разворачивается с правой стороны. <…> новелла подробно повествует о быте и времяпровождении двух военно-административных чиновников – окружного и уездного значения» Мария Копелиович

Свиток подарен алматинскому музею московским коллекционером Марией Белашовой в 1966 году. А первые художественные произведения китайского происхождения появились в музее в 1935 году. Годом позже музеи Москвы и Ленинграда передали в фонд галереи несколько сотен экспонатов. С середины 1950-х годов приобретались работы из частных коллекций. 

Презентованный каталог «Искусство Китая. XVI–XXI века» издан при спонсорской поддержке корпорации CNPС, начавшей свою деятельность в РК 25 лет назад. Издание является первым полным иллюстрированным каталогом, содержащим подробные сведения о произведениях китайской коллекции ГМИ им. Кастеева.

«В этот юбилейный для компании и наших стран год мы начали сотрудничество с ГМИ РК им. Кастеева, предложив спонсорскую помощь в издании научного каталога «Искусство Китая» из коллекции музея. Уверен, это станет отличным вкладом как в развитие искусства, так и в укрепление дружественных отношений между Казахстаном и Китаем» Написал в предисловии к каталогу Бянь Дычжи, президент CNPС Central Asia

Выставка «Искусство Китая» продлится до конца 2022 года.

Вадим КРАВЦОВ

Телеграм-канал «Нефть и Газ Казахстана. Факты и комментарии». Ежедневные новости с краткими комментариями. Бесплатная подписка.

Международное информационное агентство «DKNews» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKNews» © 2006 -