Повезёт – не повезёт?

8659

Проблема дефицита железнодорожных вагонов вновь встала остро в Казахстане. Вслед за зерновиками и мукомолами тревогу забили представители птицеводческой отрасли. Они констатируют нарушения технологических процессов на птицефабриках по причине отсутствия железнодорожных вагонов для поставок кормов для птицы.

Эксперты прогнозируют дальнейший рост цен, и не только на продукцию птицеводства, но и на целый ряд социально значимых продуктов питания. Между тем статистики сообщают, что самый высокий импорт среди всех видов мяса сложился в этом году в отрасли птицеводства. Власти же в очередной раз призывают производителей уходить от импортозамещения.

Как сообщил президент Союза птицеводов Казахстана Руслан Шарипов, производители птицеводческой продукции столкнулись с острой проблемой – железнодорожные перевозки.

«В настоящее время нас беспокоит проблема отсутствия железнодорожных вагонов. Также остро строит вопрос подорожания тарифов на перевозку и поставку грузов. Насколько нам известно, АО «Қазақстан темір жолы» передало железнодорожные вагоны в аренду логистическим компаниям, которые от себя используют свои правила перевозок. Поэтому у железнодорожных перевозчиков, таких как АО «Қазтеміртранс» и других, в приоритете экспортеры, и выделяют вагоны только под зерно и продукты перемола на экспорт. В связи с этим ряд птицефабрик в Алматинской, Карагандинской и Северо-Казахстанской областях столкнулся с тем, что поставщик со стороны железнодорожного перевозчика не предоставляет необходимые вагоны для перевозки подсолнечного шрота. По этой причине поставщики срывают графики и сроки поставки шрота, что приводит к нарушению рациона кормления птицы и технологических процессов на предприятии» Руслан Шарипов

В ассоциации считают, что ценовая политика КТЖ по перевозке грузов и поставке вагонов не контролируется государством, а учитывая монополию компании, производителям создаются кабальные условия, которые выражаются в ежегодном росте тарифов.

«Как известно, «Қазақстан темір жолы», являясь системообразующей транспортной компанией Казахстана, должна обеспечивать и предоставлять безопасные и конкурентоспособные перевозочные услуги, однако эта миссия ими не выполняется» Руслан Шарипов

С этой проблемой птицеводы пошли в вышестоящие органы. Сначала за помощью обратились в Министерство сельского хозяйства, затем в Национальную палату предпринимателей.

Рост цен неизбежен

Пока от главного сельскохозяйственного ведомства страны комментариев не было. В «Атамекене» же заявили, что дефицит высокобелковых кормов для птицы – шрота и жмыха – может спровоцировать рост цен на продукцию птицеводства в Казахстане.

Как сообщили в НПП, ситуация началась еще в сентябре, на данное время она обострилась с новой силой. Вагонов не хватает не только для поставок кормов, но и для отгрузки растительного масла. Для обеспечения птицеводческих хозяйств кормами и внутренних перевозок масла необходимо около 300 вагонов в месяц.

«Несмотря на своевременность поданных заявок со стороны предприятий, АО «Қазтеміртранс» не предоставляет крытые железнодорожные вагоны под погрузку вышеуказанных продуктов. Не согласовываются планы и со стороны КТЖ, или согласовывают малое количество, вследствие чего предприниматели не исполняют план и выплачивают штрафы» Ядыкар Ибрагимов, председатель правления Ассоциации переработчиков масличных культур Казахстана

Предприниматели заявляют, что нарушение поставок повлечет за собой образование дефицита не только шрота и жмыха, но и бутилированного подсолнечного масла, что может отразиться на ценах множества социально значимых продуктов питания. В НПП «Атамекен» считают, что в первую очередь в стране необходимо обеспечивать продовольственную безопасность, поэтому транспортные компании должны соблюдать баланс при распределении вагонов в перевозках.

«Если на полках пропадет мясо птицы, яйцо и подсолнечное масло, то это создаст социальную напряженность. Нам бы не хотелось, чтобы логистов обвиняли в сложившейся ситуации» Бауыржан Ахметаев, заместитель директора департамента агропромышленного комплекса и пищевой промышленности

Руководство АО «Қазтеміртранс» в свою очередь отметило, что готово решать возникшие проблемы. Директор департамента по обеспечению перевозок Нурлан Есембаев предложил предпринимателям подавать заявки на вагоны с более низкими мерами габаритов, которые не так востребованы на рынке. К примеру, тоннажем не 68 тонн, а 64-66 тонн. Это ускорит решение проблемы.

«Шрот тяжелый, поэтому в заявках указывают 68 тонн. В связи со сложившейся ситуацией давайте привлечем свободные вагоны тоннажем от 64 до 66 тонн, что может ускорить решение ситуации. Однако не все вагоны с верхозагрузочными люками, если, например, 3 вагона могут быть насыпью, 4 – в мешках» Сказал Нурлан Есембаев. Также он предложил проработать вопрос с другими владельцами вагонов для эффективного решения проблемы

Как швейцарские часы?

Проблема дефицита вагонов для перевозок возникает в Казахстане не в первый раз. Почему ситуация не меняется ежегодно, десятилетиями, как ее разрешить? Эксперты считают, что отрасль давно пора «поднимать». И этим в Казахстане есть, кому заняться.

«Причина в том, что на сегодняшний день скорость на экспортных маршрутных направлениях составляет не более 200 км/сутки при нормативе 550 км/сутки. То есть сейчас она более чем в 2 раза меньше. Соответственно, оборачиваемость вагонов падает, вследствие чего возникает дефицит вагонов» Пресс-служба «Атамекен»
«Острый вопрос – приоритет транзита грузов из Китая в Европу или Россию, который ставит отечественных товаропроизводителей в неравные условия. Тариф на транзит в 2,5 раза выше экспортного. Поэтому вопросы, связанные с транспортом, всегда остаются проблемой номер один для наших экспортеров. Мы – большая страна, и наша железная дорога, а также автомобильные перевозки должны работать как швейцарские часы. При этом экономический интерес квазигосударственного сектора не должен идти в ущерб отечественным предпринимателям» Раимбек Баталов, глава НПП «Атамекен»

По его словам, казахстанские бизнесмены готовы вкладываться в железную дорогу. «Мы видим, что очень много в транспорте, в том же самом КТЖ, «станционных» проблем. Нужно развивать транспортную инфраструктуру, в том числе «расшивать узкие места». Пожалуйста, сейчас Транскаспийский международный транспортный маршрут из-за геополитической ситуации стал очень актуальным. Есть заинтересованность частного бизнеса в инвестировании в транспортную инфраструктуру, в том числе – в прикаспийском направлении. Все это требует государственной поддержки – долгосрочные контракты, льготные тарифные условия, гарантии и иные меры», – отметил он.

По его словам, назрела необходимость в разработке единых правил перевозок «не на один год, а как минимум на пять лет», которые будут прозрачными и стабильными. Тогда у нас все заработает.

Первое место по импорту

Тем временем власти в очередной раз призывают производителей и переработчиков сельскохозяйственной продукции уходить от импортозависимости. Пытаются работать над этим и сами. На данное время экстренно меняют оборотную схему финансирования.

«По большинству продуктов питания мы являемся импортозависимыми. Нам нужно отходить от этого» Серик Жумангарин, заместитель премьер-министра – министр торговли и интеграции

А пока власти тратят очередные миллиарды на уход от импорта, у курятины остается самый высокий объем импорта среди всех видов мяса. По данным Бюро национальной статистики, за 8 месяцев 2022 года в Казахстан ввезли 85 тысяч тонн мяса кур на сумму $113 миллионов. На экспорт отправили более 8 тысяч тонн на $15 миллионов.

По информации Союза птицеводов Казахстана, отрасль из года в год пытается наращивать производство, уходя от импорта. В 2021 году производство мяса птицы составляло 282 тысячи тонн, в 2020 году было произведено 235 тысяч тонн, в 2019 году – 222 тысячи тонн. Рост производства произошел, в основном, за счет расширения и модернизации фабрик. План по мясу птицы на 2022 год составляет 310 тысяч тонн. План на 2027 год – 746 тысяч тонн.

«Экспорт мяса птицы также планируется нарастить. Если в 2019 году мы экспортировали 13,7 тысячи тонн, в 2020 – 12,5 тысячи тонн, то в 2021 – уже 24 тысячи тонн. План на 2022 год составляет 26 тысяч тонн. План на 2027 год – 150 тысяч тонн. Импорт мяса птицы, напротив, мы стараемся снижать. В 2019 году было импортировано 173 тысячи тонн, в 2020 – 182 тысячи тонн, в 2021 – 168 тысяч тонн. План на 2022 год составляет 140 тысяч тонн. План на 2027 год – 50 тысяч тонн. Как видите, мы стараемся уходить от импорта, наращивая производство и экспорт мяса. Однако если в стране будет продолжать действовать подобная политика, мы не знаем, куда мы придем» Руслан Шарипов

Виктория ЗОЛОТАРЁВА

Телеграм-канал «Нефть и Газ Казахстана. Факты и комментарии». Ежедневные новости с краткими комментариями. Бесплатная подписка.

Международное информационное агентство «DKNews» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKNews» © 2006 -