Рост рисков, активов и потенциала

159775

За последние три года активы страховых компаний выросли на 74,6% до 2 трлн тенге. Это позволило увеличить участие страхового сектора в ВВП страны за последние три года с 1,7% до 2,22%, но проникновение страхования все еще остается на низком уровне. Что происходит на рынке страхования жизни и общего страхования, расскажем здесь.

В Агентстве по регулированию и развитию финансового рынка (АРРФР) эти цифры оценивают с оптимизмом. Так, объем страховых премий увеличился на 69,1% и достиг 642 млрд тенге. Количество договоров страхования выросло в 1,5 раза до 10,3 млн договоров, из которых 86% заключено с физическими лицами. Общий объем страховых выплат увеличился на 23%.

Основным драйвером роста сектора является добровольное страхование. Премии по добровольному страхованию только за десять месяцев текущего года составили 502 млрд тенге, тогда как по обязательному – 140 млрд тенге. Наибольший рост показывает добровольное страхование имущества, в частности, страхование автомобильного транспорта выросло на 44%. Увеличение активности продаж КАСКО напрямую связано с реализацией государственных программ по автокредитованию.

Сегодня, по данным страховых компаний страны, страховые премии на душу населения составляют 115-116 долларов. В развитых странах этот показатель составляет 2-2,5 тыс. долларов на человека. Председатель правления СК «Номад Иншуранс» Даурен Иманжанов считает, что рынку следует развивать популярность страховой культуры, но пока это меньшее из зол.

Без России

Коэффициент средневзвешенной рентабельности капитала в секторе в этом году составил по рынку 11,5%. Причем, по словам страховщиков, основную прибыль им приносит не прямая деятельность (продажа страховой защиты), а инвестиционная (покупка и продажа ценных бумаг).

«Рынок столкнулся с допингом на тарифы. Но этот демпинг мы сами себе и устроили. Сегодня клиенты получили минимальные тарифы. Можно сказать, тарифы ниже плинтуса. И о каком нормальном зарубежном перестраховании может идти речь? Ни о каком! Раньше нашим основным стратегическим партнером была Россия. Те тарифы, которые мы предлагаем людям, только россияне готовы были принимать такой портфель под настолько низкие ставки. Из-за геополитики данный партнер ушел, и это проблема» Даурен Иманжанов

Страховым компаниям нередко приходится перестраховывать риски. Обычно это касается ситуаций, когда страховая сумма слишком велика, и СК хочет дополнительно защитить себя от потенциально неподъемных убытков. Чаще всего этот инструмент используется, когда компания берет на себя риски, которые для нее слишком велики и могут принести катастрофические убытки, – например, при страховании космических кораблей или воздушных судов. Но нередко этот инструмент используется и в моторном страховании (КАСКО и ОГПО ВТС) – в частности, при оформлении страховых полисов на люксовые автомобили и спорткары.

Для решения проблемы отказа от российских перестраховщиков отечественные СК должны создавать страховые пулы. Перестраховочный пул – это новый для Казахстана механизм передачи рисков от отдельных компаний в объединения страховщиков. Он подразумевает, что страховые компании объединяются в пул с общим страховым фондом и делят между собой часть рисков тех клиентов, которые являются потенциально убыточными для них. Если страхователь несет убытки, ему возмещают их за счет этого пула.

«Создав пул и поработав вместе в рамках пула, мы сможем создать модель передачи рисков. Это очень хороший способ преодолеть ситуацию. Можно попробовать перераспределять риски в рамках пула. Второе, это будет отличный опыт для всех нас. Мы можем глобально собраться обсудить вопрос и создать пул перестрахования. Надо понимать, что пул – это один из вариантов развития событий. Европа наши тарифы не примет. Второй вариант – мы всем рынком должны поднять тарифы для потребителей» Считает глава СК «Номад Иншуранс»

Для жизни

В последние годы для повышения доверия населения к страховому рынку большое внимание уделялось повышению финансовой устойчивости и платежеспособности, а также совершенствованию системы управления рисками страховых организаций.

«Функционирующая полноценная инфраструктура позволяет обеспечить защиту прав страхователей, включая системы урегулирования споров и гарантирования выплат. Созданы условия для новых социально-ориентированных продуктов страхования, включая продукты с субсидированием и льготным налогообложением. Имеется правовая среда для развития вменного страхования и пуллинговой системы» Асель Амирбаева, директор департамента страхового рынка и актуарных расчетов АРРФР

Надо отдать должное регулятору, в АРРФР постоянно работают над расширением линейки страховых продуктов. Особенно это заметно в отрасли страхования жизни. «Сразу несколько новых продуктов у нас есть. Особо отмечу unit-linked. К сожалению, только одна компания работает с этим продуктом. Еще один новый продукт – это совместные аннуитеты или супружеский аннуитет. Для того чтобы его ввести, нами было много сделано», – подчеркнула директор департамента страхового рынка и актуарных расчетов АРРФР.

По мнению представителя регулятора, страховой продукт с точки зрения гарантии выглядит лучше банковского продукта.

«Однако необходимо обратить внимание участников рынка на качество оказываемых страховых услуг. Поэтому мы усиливаем фокус внимания на поведенческом надзоре. Будет осуществляться анализ бизнес-процессов страховых организаций» Асель Амирбаева

Что мешает развитию страхования жизни

Согласно данным, опубликованным Insurance Information Institute, в США около 54% жителей защищены полисами страхования жизни. Скорее всего, этот показатель включает членов семьи застрахованного лица, но даже с учетом этого можно заключить, что популярность страхования жизни в США выше на порядок, чем в нашей стране.

«Мы проанализировали рынок страхования с момента создания. Так, если считать 2000 год точкой отсчета современного рынка страхования Казахстана, то получится, что мы совсем недалеко ушли. Посмотрите, в 2000 году было мизерное количество клиентов и доля к ВВП страховых премий тоже мизерная (количество застрахованных всего 79 чел.), а к 2021 году премии к ВВП достигли всего 0,32%. При этом застраховано в нашей отрасли 2,9 млн» Андрей Джексембаев, заместитель председателя правления КСЖ Халык-Life

Диспропорция, по словам спикера, объясняется просто: в нашей стране страхование жизни – это или обязательный, или вменный вид страхования.

«Если мы уберем клиентов банков, то есть банковское страхование, то останется совсем небольшое количество людей, которые заключают с нами договоры добровольно. И это договоры накопительного или инвестиционного страхования жизни» Андрей Джексембаев

Факторы, которые сдерживают накопительное страхование:

  • снижение потребительской способности населения и ограниченный уровень доходов;
  • низкий уровень финансовой грамотности;
  • низкий уровень доверия населения;
  • низкий уровень доходности.
«Слабые экономические стимулы тоже не способствуют продвижению накопительных продуктов страхования жизни. Сейчас при заключении такого договора клиенты могут сэкономить на подоходном налоге порядка 8 тысяч тенге в месяц. Мы считаем, что эта сумма незначительная. Для того чтобы стимулировать население, нужна бОльшая поддержка. Кроме того, против нас самих играет сложность продуктов. Посмотрите, депозит всем понятен. Но все-таки просим обратить внимание на недостаточность поддержки со стороны государства» Андрей Джексембаев

Как можно изменить ситуацию

По мнению регулятора, во многом решение указанных вопросов можно реализовать в рамках дальнейшей цифровизации отрасли. «Цифровая трансформация страхового рынка – это главный тренд отрасли. Использование цифровых технологий позволит оптимизировать и автоматизировать все бизнес-процессы страхования. Что в конечном итоге повысит охват, доступность и качество страховых услуг для населения и бизнеса», – подытожила Асель Амирбаева.

С таким предположением согласился представитель КСЖ Халык-Life: «За рубежом очень много продуктов продается через маркет-плейсы или в рамках финансовых экосистем. Нам всем следует над этим работать».

Кроме того, страховщики обратили внимание представителей АРРФР на жесткость регулирования.

«Доходность можно повысить за счет расширения перечня финансовых инструментов, в которые могут вкладываться страховщики. Мы предлагаем упростить регулирование для низкорискованных инструментов. Кроме того, необходимо расширить перечень страховых продуктов, которые были бы застрахованы в Фонде гарантирования страховых выплат. Надежность и высокая доходность будут способствовать популяризации накопительного страхования жизни» Андрей Джексембаев

Финансовую грамотность можно повышать через младшее поколение казахстанцев в школах и вузах.

«Я верю, что будущее за накопительным страхованием жизни. Потребность в страховании жизни сейчас у клиентов минусовая. Посмотрите, мы и пять лет назад говорили о низких показателях, недостаточной поддержке государства. Мы топчемся на месте! Простите за сравнение, но мы выныриваем из воды, предлагаем рынку новые продукты, потом приходят внешние шоки, и мы вновь уходим под воду. Нам нужен большой прорыв. Это может быть игрок, как Каспий в банковском секторе, или идея, или продукт, который станет локомотивом для всего рынка» Олег Ханин, председатель правления АО СК «Коммеск-Өмір»

Ирина ЛЕДОВСКИХ

Международное информационное агентство «DKnews.kz» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKnews.kz» © 2006 -