Лимит доверия исчерпан, или Почему СПК не доказали свою экономическую эффективность

9703
Фото: СР

Группа депутатов Мажилиса Парламента потребовала от правительства ликвидировать все социально-предпринимательские корпорации – СПК. В Мажилисе была озвучена компрометирующая СПК информация. Оказалось, что некоторые из них вместо того, чтобы закупать продукты в стабилизационные фонды, складывают средства на депозиты, получая прибыль, которая исчисляется миллиардами тенге.

Депутаты считают, что СПК выступают лишними посредниками между исполнительными органами и инвесторами. Правительство отреагировало на заявление весьма неоднозначно. Серик Жумангарин развел руками, сообщив: кем мы их заменим?! Алихан Смаилов сообщил, что СПК вряд ли будут ликвидированы совсем, скорее будут переформатированы.

Социально-предпринимательские корпорации начали появляться в стране 15 лет назад. В 2007 году был подписан Указ президента о создании национальных компаний нового формата в виде СПК. Еще на этапе их создания предполагалось, что «деятельность СПК будет направлена на сокращение количества нерентабельных предприятий региона, создание новых конкурентоспособных производств, повышение конкурентоспособности продукции субъектов предпринимательства, повышение производительности действующих предприятий».

Планировалось, что «в СПК будут вовлечены частные предприятия путем предоставления им земельных участков под конкретные проекты, создания совместных предприятий, передачи коммунальной собственности в доверительное управление, продажи акций СПК».

Изначально корпорации действительно работали со многими компаниями. Создавались совместные предприятия, осуществлялся поиск инвесторов, определялись приоритетные проекты, заключались контракты на государственно-частное партнерство. Одним словом, они выступали как региональные организации поддержки бизнеса. Однако с годами их деятельность сошла «на нет». Это констатируют не только бизнесмены и высшее руководство страны, но и главы самих корпораций.

Что в стабфонде твоем?

На данное время СПК все больше осуществляют функции специализированной организации по формированию областных стабилизационных фондов, которые, в свою очередь, превратились в кормушку для недобросовестных чиновников. Так, в Костанае, во время разгара дефицита сахара осенью текущего года, была изобличена преступная схема распределения сахара, предназначенного для стабилизации цен в регионе.

Сотрудники СПК «Тобол», совместно с чиновниками из акимата, используя дефицит, выдавали сахар из стабилизационного фонда области избранным предпринимателям вне очереди и сверх нормы по льготной цене – 420 тенге за килограмм, отметили в Агентстве по противодействию коррупции.

За это предприниматели передавали от 100 до 500 кг сахара в качестве вознаграждения сотрудникам СПК. Затем избранные предприниматели с целью получения выгоды продавали сахар населению со 100-процентной наценкой, вместо предусмотренных 10%. По данным пресс-службы Антикоррупционного ведомства, в ходе осмотра личного гаража заведующего складом стабфонда там было обнаружено 900 кг сахара.

«Воздействие стабилизационных фондов на рынок минимальное. Порой они становятся кормушкой для недобросовестных лиц. С этим надо разобраться. Регулярно выявляются факты бюджетных хищений. Акимы утратили контроль за расходованием государственных средств» Возмутился Президент Касым-Жомарт Токаев, выступая на расширенном заседании правительства

По словам главы государства, правительством предлагается еще увеличить объем оборотной схемы – до 100 миллиардов тенге. В связи с этим у него возник вопрос: просчитан ли ожидаемый эффект?

«Логичнее было бы кредитовать не торговые сети, а напрямую производителей. Сейчас не жду ответной реакции правительства. Нужно обдумать конечное решение с точки зрения эффективности… Факты спекуляции, манипулирования ценами, создания искусственного дефицита – это далеко не полный перечень нарушений. Все это закладывается в стоимость товаров и оплачивается гражданами. Правительству совместно с Генеральной прокуратурой следует выработать меры по усилению ответственности владельцев за содержание рынков, соблюдению честной конкуренции, защите интересов продавцов от неправомерных действий администрации торговых площадей… Я жду от правительства и акимов конкретных шагов по повышению эффективности имеющихся инструментов, а также внедрению новых подходов к работе» Касым-Жомарт Токаев

На депозите 10 «ярдов». «Нормальный бизнес»

После этого заявления депутаты ждали конкретных шагов несколько месяцев. Недавно они обратились к премьер-министру страны с требованием ликвидировать все СПК и передать все виды их деятельности в конкурентную среду.

«В утвержденном Комплексном плане развития социально-предпринимательских корпораций до 2025 года отмечено, что за 15 лет СПК не стали действенными региональными институтами развития, как изначально закладывалось в видении при их создании. При этом указывалось на ряд системных проблем в их деятельности, в числе которых убыточная деятельность большинства СПК. В деятельности СПК наблюдается их недостаточная активность в развитии предпринимательской среды и создании новых рабочих мест» Заявила на пленарном заседании палаты депутат Дания Еспаева

Политики неоднократно подвергали критике деятельность СПК. По их словам, они еще в 2015 году указывали на то, что СПК превратились в хозяйственные ведомства при акиматах, распоряжающиеся средствами стабилизационного фонда, несмотря на основную цель – содействие экономическому развитию регионов.

«Еще в 2017 и 2020 годах мы требовали провести анализ деятельности СПК на их эффективность и исполнение поставленных задач. В феврале 2022 года повторно потребовали от правительства рассмотреть необходимость существования данного института. В ответе правительства от 16 февраля было отмечено, что распределение чистого дохода СПК предлагается передать на республиканский уровень» Рассказали депутаты

Однако, по их словам, данная мера не решит всех проблем. На заседании коллегии Агентства антикоррупционной службы было отмечено, что основная прибыль корпораций строится на получении процентов с депозитов и продажи имущества, предоставлении земельных участков в обход конкурсных процедур и активов аффилированным лицам по заниженным стоимостям.

«СПК выступают лишним посредником между исполнительными органами и потенциальными инвесторами. Кроме того, без видимого результата использовано 39 миллиардов тенге на стабилизацию цен на продукты. Кредиты также предоставлялись аффилированным компаниям. По данному факту зарегистрировано 11 уголовных дел в отношении должностных лиц СПК. Ущерб составил более 7 миллиардов тенге» Дания Еспаева

К примеру, АО «СПК «Аstana» по результатам аудита за 2019 год выявлены серьезные нарушения. Одним из главных направлений деятельности данного СПК была стабилизация цен на социально значимые продовольственные товары, перечень которых состоит из 19 направлений. При этом, СПК «Аstana» в 2019 году реализовано 6 наименований товаров. Как, впрочем, и в предыдущие годы. Кроме того, объем закупаемых и реализуемых СПК товаров в рамках стабфонда несравнимо мал с фактическими потребностями города. К примеру, при годовой потребности рынка столицы в 113 тысячах тонн картофеля, СПК «Аstana» в рамках стабфонда приобретено всего 600 тонн, или 0,5%. Аналогично при годовой потребности в 8,5 тысячи тонн гречки приобретено 500 тонн, или 6%. При этом, необходимо отметить, что финансовые доходы АО «СПК Астана» за 2021 год составили 1 миллиард 154 миллиона тенге. При этом, доходы по банковским депозитам составляют 63%, или 729 миллионов тенге. Объем депозитов на 31 декабря 2021 года составил 9,8 миллиарда тенге.

Кроме того, по данным аналитиков, с годами в СПК прослеживается рост административных расходов, где оплата труда от общего объема составляет порядка 40%. Такая ситуация наблюдается, например, в АО «СПК «Атырау».

Как заявили в Мажилисе, деятельность СПК «Атырау» является убыточной на протяжении последних четырех лет. Однако, несмотря на это, компания выдает премии своим сотрудникам, основную часть доходов составляют вознаграждения, получаемые от размещения свободных средств на депозитах банков.

«Вышеуказанные нарушения, несомненно, указывают на неэффективную деятельность СПК. Практика показывает, что практически все СПК, вместо содействия, сами становятся барьером малому бизнесу. В Послании главы государства дано поручение о сокращении государственного участия в экономике. К сожалению, сегодня мы вынуждены констатировать, что в Казахстане построена не рыночная, а государственно-монополистическая экономика. Как известно, после январских событий по поручению президента в стране проводится работа по деолигархизации и сокращению олигополий. Считаем, что эту работу необходимо дополнить сокращением прямого участия государства в экономике и ликвидация СПК должна стать первым шагом в данном вопросе» Заявили депутаты

Сегодня очень много внимания приковано к приватизации фонда «Самрук-Казына», национальных компаний, но все это требует больших средств, и это слишком далеко от малого и среднего бизнеса. Ликвидация СПК – это гораздо более приземленная задача, но значение ее тем выше, чем она ближе к ситуации на местах.

«Считаем необходимым ликвидировать все социально-предпринимательские корпорации и передать все виды их деятельности в конкурентную среду. Поскольку СПК осуществляют деятельность на местах – в регионах, то логичнее было бы как раз с них и начинать. Это станет важным шагом в сокращении государственного участия в экономике и возвращении рыночных начал и честной конкуренции» Заявили депутаты

Шило на мыло. Убрать – не уберут, но переформатируют

Как заявил в ответе на эти заявления премьер-министр страны Алихан Смаилов, целями СПК являются содействие социально-экономическому развитию региона на принципах партнерства государства и бизнеса, поддержка бизнес-инициатив и стимулирование экономической активности в точках роста региона. За время функционирования СПК наработан определенный опыт и создана база по решению широкого спектра вопросов, привлечению инвестиций, обеспечению продовольственной безопасности.

«В рамках исполнения поручения главы государства, формируются подходы по трансформации СПК. Предлагается пересмотреть понятие СПК, переформатировав его в региональный институт развития в форме некоммерческого юридического лица, осуществляющего содействие местным исполнительным органам в создании условий для повышения конкурентоспособности региона. В частности, задачами региональных институтов развития будут являться: снижение транзакционных издержек предпринимателей, связанных с поиском и получением доступа к информации; содействие развитию предпринимателей через развитие навыков и компетенций человеческих ресурсов, создание или расширение и повышение доступности необходимой производственной и специализированной инфраструктуры; стимулирование и поддержка внешних эффектов от предпринимаемых мер по развитию предпринимательства» Алихан Смаилов

Он также заверил, что подконтрольность региональных институтов развития будет обеспечиваться путем «соблюдения принципов прозрачности, открытости и подотчетности». «Кроме того, в ведении регионального института развития будет находиться лишь то имущество, которое необходимо ему для обеспечения деятельности, предусмотренной его уставными целями. Все непрофильные активы планируется приватизировать или передать местному исполнительному органу», –подчеркнул А. Смаилов.

На днях заместитель премьер-министра Серик Жумангарин отметил, что убрать инструмент в виде СПК совсем является сложным вопросом. Кем мы их заменим?

«На сегодняшний день на СПК возложено достаточно много нагрузки, через них идет микрокредитование. Они сейчас будут активно участвовать в программе «Ауыл Аманаты» или, другими словами, в масштабировании «жамбылского опыта» (пилотный проект, по которому через СПК на занятость сельского населения выдали 2,5% кредитования). Я не представляю сейчас, если уберем СПК, кто их заменит. В ближайшее время речь не идет о том, чтобы СПК как-то убрать. Переформатировать – другое дело, сделать из них региональные институты развития – другое дело. Это надо рассматривать, а убрать инструмент – довольно сложный вопрос» Серик Жумангарин

То, что в правительстве не хотят «изобретать велосипед» и создавать очередную корпорацию – это понятно. Не факт, что новая организация не опустится до такого же уровня. Однако ясно и то, что в нашей стране вопиющие факты коррупции не являются причиной для устранения «заржавелого механизма». Как сказал один известный профессор, «систему надо менять, а не начальников».

Виктория ЗОЛОТАРЁВА

Телеграм-канал «Нефть и Газ Казахстана. Факты и комментарии». Ежедневные новости с краткими комментариями. Бесплатная подписка.

Международное информационное агентство «DKNews» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKNews» © 2006 -