Международное рейтинговое агентство S&P сохранило суверенный рейтинг Казахстана на уровне «BBB–», но изменило прогноз по нему. Прогноз по суверенному кредитному рейтингу Республики Казахстан пересмотрен с «Негативного» на «Стабильный» в связи с управляемыми внешними рисками.
Стоимость государственных заимствований возрастает с учетом роста процентных ставок и зависимости от выпуска внутренних долговых обязательств. Около 80% экспорта нефти из Республики Казахстан приходится на Каспийский трубопроводный консорциум (КТК), и длительные перебои в его работе могут негативно сказаться на внешнеэкономических и бюджетных показателях Казахстана.
«Однако, на наш взгляд, сильные показатели бюджета и платежного баланса Казахстана делают риски, связанные с временными перебоями в работе трубопровода, управляемыми. Как следствие, мы пересмотрели прогноз по рейтингам Республики Казахстан с «Негативного» на «Стабильный» и подтвердили суверенные кредитные рейтинги на уровне «BBВ-/А-3» Говорится в заявлении S&P Global Ratings
Фактор КТК
Прогноз по суверенным рейтингам Республики Казахстан – «Стабильный» – отражает наши ожидания того, что фискальные и внешнеэкономические показатели Казахстана останутся сильными, обеспечивая достаточные резервы для компенсации временных перебоев в работе трубопровода КТК.
Стоит отметить, что к концу прошлого года во многих странах впервые за длительное время инфляционное давление несколько ослабло. Это, с одной стороны, повлияло на снижение темпов повышения ставок центральными банками, а с другой стороны, немного повысило активность в промышленном секторе и услугах.
«Мы можем понизить рейтинги Казахстана в случае значительного сокращения нефтяного экспорта в течение продолжительного периода, которое может привести к ухудшению внешнеэкономических показателей и увеличению дефицита бюджета Казахстана. Это может произойти, например, если загрузка трубопровода КТК будет снижена и будет оставаться низкой длительное время. Мы также можем понизить суверенные рейтинги, если рост затрат на привлечение заемных средств продолжит способствовать росту расходов на обслуживание государственного долга. Прочие дестабилизирующие факторы, такие как ухудшение стабильности внутри страны и масштабные протесты или беспорядки, также могут привести к понижению рейтинга» Говорится в заявлении S&P Global Ratings
Но рейтинг может быть и повышен, если среднесрочные перспективы изменения бюджетных показателей улучшатся и превысят наши ожидания, рост долга замедлится, а объем расходов на обслуживание и погашение долга сократится. При этом также повысится эффективность денежно-кредитной политики, о чем будет свидетельствовать более умеренная инфляция, сохраняющаяся приверженность гибкости обменного курса и снижение уровня долларизации экономики.
Ожидания Нацбанка
Сразу после заявления международного рейтингового агентства Национальный банк опубликовал Доклад о денежно-кредитной политике.
«Ожидается, что в текущем году объемы добычи нефти и газового конденсата будут выше, чем в 2022 году. В рамках разработки прогнозов добыча нефти и газового конденсата в 2023 году оценивается в объеме 90,5 млн тонн, что соответствует озвученным планам Министерства энергетики. Кроме того, был пересмотрен в сторону повышения фискальный импульс на фоне необходимости реализации крупных инфраструктурных проектов и поддержания социальной направленности государственных расходов. В результате, по итогам 2023 года реальный рост ВВП ожидается в пределах 3,5-4,5%» Говорится в документе Нацбанка
В 2023 году положительный вклад в рост экономики ожидается со стороны всех компонент ВВП. Потребительский спрос будет демонстрировать положительную динамику на фоне роста реальных заработных плат и реальных доходов населения. В 2023 году положительный вклад в рост доходов будет вносить повышение оплаты труда отдельным работникам бюджетного сектора, рост минимальной заработной платы, а также индексация пенсий.
«С точки зрения экономического управления важно не застревать на этапе разминки, а уже приступать к осмысленному формулированию и приоритетов, и моделей развития конкретных отраслей и рынков, включая рынок труда. Стоит учесть и опыт других стран. Китай смог объявить о новой стратегии экономического роста – «двойной циркуляции» – после продолжительного увеличения доходов населения и численности среднего класса. В казахстанских же реалиях похожую трансформацию предстоит сочетать с необходимостью не просто смягчить локальные шоки, а переломить долгосрочную тенденцию падения доходов граждан» Считает аналитик Руслан Сундетов
В затянувшейся фазе коррекции
Ожидается умеренный положительный вклад со стороны валового накопления на фоне дальнейшей реализации инфраструктурных программ, а также завершения строительных работ по проекту завода на ТШО.
«Внутренний спрос также будет поддержан более стимулирующим фискальным импульсом в 2023 году, который будет медленно снижаться в 2024-2025 годах, между тем, оставаясь в положительной зоне» Говорится в документе НБ РК
В Нацбанке уверены, что меры, принимаемые правительством и самим регулятором, будут поддерживать структурную трансформацию экономики, переход к новым равновесным трендам и что бюджетная поддержка, включая инвестирование средств Нацфонда внутри страны, будет способствовать преодолению внешних шоков.
«Мы полагаем, что экономика Казахстана остается в затянувшейся фазе коррекции после того, как доля проблемных кредитов была существенно выше, чем в других сопоставимых странах. Хотя объем проблемных кредитов в банковском секторе значительно сократился за последние два года, по нашей оценке, средний показатель по сектору по-прежнему довольно высок и составляет около 9% кредитных портфелей банков (измеряется как доля кредитов на стадии 3 по определениям МСФО)» Более прохладно оценили ситуацию в S&P
В рейтинговом агентстве уверены, что несколько факторов могут ухудшить этот прогноз, в том числе более слабый, чем ожидалось, экономический рост в регионе, например, из-за менее благоприятных глобальных экономических перспектив или резкого повышения геополитических рисков. Более высокая инфляция в регионе, чем в среднем за предыдущие периоды, также может снизить кредитоспособность некоторых компаний и домохозяйств.
Ирина ЛЕДОВСКИХ