Правило – не догма, можно и не заметить

20235

С января этого года в Казахстане действует бюджетное правило по ограничению изъятий из Национального фонда. Но мартовские поправки в бюджет почему-то «объехали» этот ограничительный знак.

Никогда такого не было, и вот, пожалуйста! Республиканский бюджет вновь пересмотрели в сторону роста расходов. Собираемые налоги и государственные доходы увеличены до 19,3 трлн тенге, но вряд ли они покроют затраты, увеличенные до 22,5 трлн тенге. По старой традиции деньги придется брать из Национального фонда. «Фишка» в том, что с января этого года в Казахстане действует бюджетное правило. Оно «связывает» чиновникам руки по изъятию денег из государственной «кубышки». В принципе, с этой целью правило и принималось. Но, как оказалось на деле, правило не пережило даже первых бюджетных поправок. Трансферт из Нацфонда не то что не запрещен, но даже увеличен на 800 млрд до 4 трлн тенге. 

Дилемма: инвестиции или экономия

На какие нужды пойдут расширенные расходы и как это в итоге скажется на состоянии экономики и Национального фонда? Озвучено, что средства пойдут на обеспечение предвыборной программы и сентябрьского послания президента. Что, конечно же, положительно в целом для экономики и общества. Задачи, поставленные президентом, становятся импульсом для развития разных отраслей экономики. Проблема в том, что такие задачи – гигантские, и под их реализацию в бюджете просто не хватает средств. Поэтому приходится залазить в Нацфонд. Где, казалось бы, в простом предложении: инвестиции или экономия, надо ставить запятую – никто точно не знает. Нужны пути развития, спускаемые сверху, так как частный бизнес не тянет масштаб государственных задач. Но нужны и деньги на реализацию задуманного.

В последние годы поступления в республиканский бюджет выросли за счет поступлений денег от экспорта. Высокая цена нефти на ровном месте увеличила приход. По предварительным данным, в 2022 году платежный баланс впервые за последние 8 лет оказался в профиците, составив 6,3 млрд долларов. Профицит в основном обеспечен ростом цен на сырье – нефть, металлы, газ, уголь, уран и зерновые. Однако по оценке Национального банка, платежный баланс будет постепенно переходить из зоны профицита в зону дефицита в среднесрочной перспективе.

«Ожидаемое сокращение положительного сальдо текущего счета будет обусловлено корректировкой высоких цен на сырье и стабильно растущим спросом на импорт» Галымжан Пирматов, председатель Национального банка

Импорт товаров продолжит рост и, по прогнозам Нацбанка, превысит исторические максимумы. Что такое рост импорта и его влияние на экономику – казахстанцы знают не понаслышке. Насыщение полок в супермаркетах и торговых центрах обернется ростом спроса на иностранную валюту, падением курса тенге и снижением уровня жизни.

По этой причине и нужны крупные инвестиции в экономику для становления своего производства. Во всем мире инвестиции в производство привлекают от иностранных инвесторов. В Казахстан в последнее время тоже зачастили мировые денежные кошельки. Было подписано много бумаг: частью о взаимном понимании, частью – с решением по строительству конкретного производства. Какие проекты в конечном итоге материализуются – пока никто не берется утверждать с точной гарантией. Хотя попытка засчитана.

Денег нет, но вы держитесь

Большая проблема для экономики в том, что правительство пытается активно играть на социальном поле. А проще говоря, совмещать капиталистическую и социалистическую модель, когда часть социальных потребностей населения оплачивает государство.

Но у правительства на эти выплаты больших денег нет. Поэтому приходится опять залазить в Национальный фонд или увеличивать дефицит бюджета. Можно, конечно, опять начать спорить, для чего нужен фонд будущих поколений. Использовать его сейчас, чтобы увидеть рождение новых поколений, или же стиснуть зубы и ждать настоящих «черных» лебедей, которые уже точно морально разрешат откупорить нефтяной фонд. Но мы сейчас говорим об экономике.

Тупиковым можно назвать и легкомысленное увеличение дефицита бюджета. В этом случае растут долги государства, которые покрываются следующими поколениями. Доходы общества идут не на создание рабочих мест и социалку, а на выплату вознаграждений держателям государственных облигаций или банкам-кредиторам. Еще есть третий путь – увеличение налоговой базы. Но и он не резиновый. 

Призыв к финансовой дисциплине

Сейчас, например, правительство озвучило желание ввести дифференцированные налоги на крупные сырьевые компании, чтобы заставить их платить в бюджет больше. Понятно, что крупные сырьевые инвесторы вряд ли захотят менять правила игры. Вопрос в том, на каких условиях договорятся правительство и бизнес, какие уступки и обещания будут сделаны.

Пока же финансовые вопросы крутятся вокруг Национального фонда. К слову, чиновники понимают всю пагубность излишних выемок из Нацфонда. Не так давно председатель Сената парламента Маулен Ашимбаев призвал правительство экономить средства Национального фонда. Он напомнил о том, что нужно выполнить поручения главы государства по доведению Национального фонда до 100 млрд долларов. Тогда как за последние восемь лет средства Национального фонда уменьшились с 73 до 57 млрд долларов.

Маулен Ашимбаев отметил, что за последние пять лет ненефтяные доходы республиканского бюджета увеличились на 66%. Но и расходы же за этот же период выросли на 120%. По словам спикера Сената, это означает двукратное опережение роста расходов, нежели доходов.

«Сейчас придут новые депутаты Мажилиса с новой повесткой, новые партии, будут просить деньги. Понятно, что у них свои задачи, они должны избирателям показать свою работу. Но у нас сегодня достаточно непросто с точки зрения использования средств Национального фонда и в целом развития экономики» Маулен Ашимбаев, председатель Сената Парламента

Основной месседж, который послал глава Сената чиновникам и вновь избранным депутатам, – всем нужно приходить к финансовой дисциплине. Тратить средства Национального фонда только на стратегические расходы и в целом иметь реалистичную стратегию увеличения активов Национального фонда. Как эти активы увеличивать, за счет чего, – задался вопросом Маулен Ашимбаев.

И сам себе тут же ответил: депутаты должны думать над тем, как увеличить активы Национального фонда, а не над тем, как их использовать. Сможет ли новый состав Парламента реализовать обещанные предвыборные программы за счет бюджетных средств или же ему придется умерить предвыборные аппетиты, покажет время. Время покажет и то, как долго сенаторы смогут призывать к бюджетной экономии. Задач у государства очень много, а вот денег – не очень.

Анна ЧЕРНЕНКО

Телеграм-канал «Нефть и Газ Казахстана. Факты и комментарии». Ежедневные новости с краткими комментариями. Бесплатная подписка.

Международное информационное агентство «DKNews» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKNews» © 2006 -