Чарующее «Ля» бассет-кларнета Анджея Маевского

10225
Фото: Анджей МАЕВСКИЙ

В алматинской филармонии им. Жамбыла недавно состоялся уникальный концерт: зрители услышали необычайное исполнение приглашенного соло-кларнетиста, лауреата многих международных конкурсов Анджея Маевского в сопровождении Государственного академического симфонического оркестра РК им. Т. Абдрашева под управлением Нуржана Байбусинова.

В беседе с нашим корреспондентом Анджей Маевский поделился своими творческими взглядами, воспоминаниями о прошлом, рассказал об уникальности своего музыкального инструмента.

Произведение В.А. Моцарта «Концерт для кларнета» впервые прозвучал в Казахстане на оригинальном инструменте – бассет-кларнете. Ценители классической музыки услышали откровенный музыкальный диалог, судя по звучанию, необычайно элегантного, старинного инструмента, с симфоническим оркестром. Концерт прошел словно на одном дыхании. Шквал аплодисментов, зрительский восторг, бурные и продолжительные овации…

Так казахстанцы встретили выступление своего земляка, замечательного музыканта Анджея Маевского, многие годы живущего за рубежом. Лауреат международных конкурсов Анджей Маевский является соло-кларнетистом Норвежской Национальной оперы и балета в городе Осло, Норвегия. Заканчивал республиканскую музыкальную школу им. К. Байсеитовой. Затем продолжил свое образование в Германии, в академии музыки Дармштадта у профессора Хайнца Хеппа. По окончании академии учился в Мюнхене у профессора Ульфа Роденхойзера. Известный музыкант успешно выступает на самых престижных сценических площадках, с самыми прославленными музыкальными коллективами.

– Анджей, Алматы для вас родной город, где вы получили первоначальное музыкальное образование, так ли это?

– Да, я тут родился, здесь проходило все мое детство и все мои школьные годы. Сначала это была общеобразовательная школа № 1, параллельно я занимался музыкой во Дворце пионеров. В то время он еще так назывался. Там я играл в ВИА на ударных инструментах. Ну а с шестого класса я стал учиться в музыкальной школе им. К. Байсеитовой по классу кларнета, у профессора Рустема Насыровича Сабирова. Музыкальную школу закончил в 1993 году. Алматы – мой город, где живут все мои друзья детства, школьные друзья и все мои родные.

– Кого из педагогов помните?

– Доброй памятью помню многих своих педагогов. Всех, кто больше всего повлиял на меня и как на человека, и как на музыканта. В школе им. К. Байсеитовой практически все педагоги и были, и есть – яркие личности, большие профессионалы, преданные своему делу. Таких людей забыть невозможно. До сих пор, встречаясь с одноклассниками, мы многих вспоминаем и всегда – в позитивном ключе. Невозможно забыть тех, кто дал нам путевку в жизнь, предопределил наш дальнейший творческий путь.

– Насколько изменился город, на ваш взгляд? 

– Алматы – город, который на протяжении всех этих лет менялся с каждым годом, после распада Союза. В какие-то периоды изменения шли семимильными шагами, а в какие-то периоды это все проистекало менее заметно. Но изменения происходили всегда. Особенно последние 10-15 лет весь Алматы стал меняться в качественном отношении.

Странные иногда чувства одолевают. Находишься в знакомых вроде краях, районах, они вроде бы знакомы, но уже почти не узнаваемые. И вот стоишь ты в некоем месте и в голове восстанавливаешь то, что было раньше. Но все же развитие города идет в лучшую сторону, так и должно быть.

Но самое главное и самое красивое – это наша природа, величественные снежные горы, которые видны с любого края города. Помню, как каждый день по дороге в школу, проезжая в транспорте, всегда смотрел на эти горы, постоянно любовался ими.

Мой последний концерт я играл тоже весной, тоже выступал с концертом для кларнета и оркестра Вольфганга Амадея Моцарта. Но это было 31 год назад, весной 1992 года. И я благодарю судьбу, что тот концерт мне довелось музицировать вместе с великим маэстро Толепбергеном Абдрашевичем Абдрашевым, чье имя теперь носит симфонический оркестр. Незабываемые впечатления были от концерта! Я был еще тогда 17-летним юношей, учеником школы, но был удостоен чести стоять вместе на одной сцене с таким великим в музыкальном смысле дирижером. Это было нечто необъяснимо-необъятное по ощущениям музыки.

– Расскажите, пожалуйста, о своем духовом инструменте, какое-то неторопливо-осторожное, необычайно элегантное услышали мы звучание…

– Инструмент, на котором я исполнял концерт В.А. Моцарта для кларнета, называется бассет-кларнет. Именно для этого инструмента и был написан этот концерт. В Казахстане он исполнялся впервые, зрители впервые услышали звучание инструмента в силу того, что он является редким. Его особенности в том, что он сантиметров на десять длиннее обычного кларнета в строе «Ля». Соответственно по диапазону он чуть ниже и опускается на большую терцию ниже обычного кларнета. Что и дает этому гениальному концерту совсем другие краски, иное воспроизведение музыкальных фраз, ну и совсем отличное звучание от обычного кларнета в строе «Ля».

Дирижер Нуржан БАЙБУСИНОВ

– Программу концерта вы продумывали с дирижером Нуржаном Байбусиновым? Получился искренний, откровенный диалог соло-кларнетиста с симфоническим оркестром...

– Программу концерта составлял Нуржан Байбусинов. Что является нормальной практикой в профессиональных оркестрах. А меня просто пригласили сыграть концерт Моцарта на этом особенном инструменте, о котором я вам вкратце рассказал. Программа всего концерта, кстати сказать, была подобрана очень эффектно и интересно. Публика получила большое удовольствие, услышав в программе такой, так сказать, «музыкальный шпагат эпох», от Моцарта до Равеля. Даже мои друзья, которые не являются музыкантами, но пришли на концерт, были в восторге и долго пребывали под большим музыкальным впечатлением после него. Так что, я считаю, концерт прошел очень успешно, благодаря, естественно, великолепному симфоническому оркестру РК им. Т. Абдрашева.

– Есть ли желание выступить у нас еще и провести мастер-класс для студентов нашей консерватории?

– Желание играть и выступать у меня есть всегда. Ведь музыкант должен играть, вдохновлять публику и сам заряжаться энергией зала. Так происходит духовно-творческий энергообмен. И если все получится, то мы еще увидимся, и надеюсь, что скоро.

А по поводу мастер-классов, то я готов, с удовольствием их проведу, если только меня об этом попросят. В этот мой приезд я успел позаниматься с нашим будущим поколением кларнетистов в школе К. Байсеитовой, где сам когда-то учился. Очень приятно видеть детей, которые занимаются, стараются, стремятся к лучшему и жаждут знаний и общения. Дети – это наше все, наше будущее, так что я всегда готов хоть чем-то помочь, что-то подсказать и просто передавать мои знания и мой опыт будущим поколениям музыкантов.

Айгуль БЕЙСЕНОВА

Телеграм-канал «Нефть и Газ Казахстана. Факты и комментарии». Ежедневные новости с краткими комментариями. Бесплатная подписка.

Международное информационное агентство «DKNews» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKNews» © 2006 -