«В извечной смене поколений судьбой гордиться мы должны» Валентин Берестов
С грандиозным успехом прошли гастрольные представления «Астана Опера» в Алматы. На сцене КазНТОБ им. Абая зрителям был представлен легендарный балет «Спартак» А. Хачатуряна в хореографии выдающегося балетмейстера Ю. Григоровича. В главной партии Спартака выступил блистательный и неповторимый, ведущий солист балета «Астана Опера» – Бактияр Адамжан. В заключительный день был представлен гала-балет, состоящий из репертуарных новинок столичного театра.
Алматинская публика встретила труппу столичного театра при полном аншлаге. 25 мая состоялся первый гастрольный показ балета «Спартак», который сразил сердца всех зрителей. Овациям, восторгу и бурным, продолжительным аплодисментам не было предела. Энергетика солистов и всей молодой балетной труппы «Астана Опера» оказалась настолько мощной, что, кроме слов восхищения, восхваления, изумления, не оставалось никаких иных аргументов.
Художественный руководитель балетной труппы «Астана Опера» Алтынай Асылмуратова отметила, что выступать на сцене легендарного Алматинского театра, где происходило становление балетного искусства Казахстана, – особая и ответственная миссия.
Мы привезли достаточно сложную программу: большой, масштабный спектакль «Спартак». Хотелось показать именно этот балет, потому что у нас есть хорошие исполнители – замечательный Спартак – Бактияр Адамжан, которого приглашают во многие страны, на самые знаменитые театральные площадки. У нас отличный Красс – Арман Уразов, хорошо чувствующий свою партию. Прекрасные ведущие солистки, наши звезды – Мадина Унербаева, Айгерим Бекетаева. Алтынай Асылмуратова
Что тут говорить и зачем слова, когда есть глаза. Звездный дуэт Спартака и Фригии, а это были Бактияр Адамжан и Мадина Унербаева, можно охарактеризовать, как выразительность профессионализма, какая только может отражаться в подобных сценах. Видно, как артисты проникновенно вживаются в роль, показывая весь эмоциональный посыл, как умело взаимодополняют друг друга, как безмолвно понимают один другого. Виден их внутренний интеллект, столь же стремительно проявляющийся в танце.
«Мадина Унербаева – знаменитая танцовщица, которая обучалась у Фариды Койгельдиновой, к сожалению, ушедшей из жизни, и это ее единственная ученица, которая осталась в Казахстане. Она с достоинством и с честью несет имя своего педагога» Заслуженный артист Казахской ССР, педагог, артист балета Эдуард Мальбеков
Своеобразный характер Эгины показала Айгерим Бекетова. Созданный ею образ и обескураживает, и убеждает, и завораживает одновременно. Было понятно, что во имя любви к Крассу она ни перед чем не остановится, пойдет на все, на любые испытания, на любые уловки судьбы. Огонь и выразительность ее танца затмевают все вокруг.
По мнению Людмилы Рудаковой, примы-балерины, партнера по классическому танцу и супруги Рамазана Бапова, в свои годы исполнявшей партию Эгиды, труппа театра «Астана Опера» очень энергичная, сильная и отлично подготовлена высокими профессионалами.
«И это видно сразу! Рамазан Саликович когда-то блистал в этой партии, его выступлением восторгались все, а сегодня мы видим не менее талантливого артиста – Бактияра. Очень рада за молодое поколение артистов. И я искренне желаю Бактияру и всей труппе молодого театра успехов, процветания и дальнейших творческих успехов» Людмила Георгиевна
Перед выступлением главный солист Бактияр Адамжан рассказал, что получил благословение когда-то от лучшего Спартака, какого только знала наша сцена, от самого Рамазана Саликовича Бапова:
«Когда я уже заканчивал хореографическое училище им. Селезнева, тогда Рамазан Бапов был художественным руководителем балетной труппы этого театра. Увидев мою подготовку, он пожелал мне удачи и творческих успехов. С этими его пожеланиями я и начал свою карьеру. Когда оставался всего месяц до премьеры «Спартака» в его постановке, Рамазан Саликович подарил мне свои часы. А спустя месяц Рамазана Саликовича уже, к сожалению, не стало. Он ушел незадолго до нашего выступления, но все его напутствия, советы, наставления живы в моей памяти, в моем сердце. Я безмерно рад, что мне посчастливилось получить благословение от такой выдающейся, талантливой и многоуважаемой личности, как Рамазан Саликович Бапов. В будущем, возможно, и мне предстоит давать напутствие новому поколению артистов балета» Бактияр Адамжан
Рассказывая о балете «Спартак», Бактияр Адамжан поделился и тем, что его учитель Турсынбек Нуркалиев снял на видео его подготовку в балетном зале и отправил ее выдающемуся балетмейстеру Юрию Григоровичу, сказав, что в театре «Астана Опера» появился свой Спартак. На что Юрий Григорович ему ответил: «Да, у вас есть хорошие кадры, и мы сможем поставить балет».
«А после премьеры Юрий Николаевич Григорович сказал мне, что каждый раз, когда я буду исполнять партию Спартака, я должен буду развивать трактовку образа, глубже работать над интерпретацией и что у меня есть все необходимые качества для этой партии» Бактияр Адамжан
Несмотря на перенесенную травму, Бактияр Адамжан отмечает, что благодаря активной поддержке зрителей, которые обращаются к нему в соцсетях, с пожеланиями скорейшего выздоровления, солист практически восстановился, суставная растяжка уже не так беспокоит.
«Я чувствую ответственность перед Театром оперы и балета им. Абая, где выступали выдающиеся артисты, где живет дух великих корифеев, выступавших на этой знаменитой сцене. С большим уважением к их памяти мы с превеликим удовольствием выступим сегодня и во все гастрольные дни» Бактияр Адамжан
Завершал программу выступлений нашумевший в культурной столице гала-балет. Горячими аплодисментами был встречен дуэт из балета «Жизель» Адольфа Адана в прекрасном исполнении Анастасии Заклинской и Диаса Курмангазы и номер из спектакля «Сколько длится Сейчас?» в хореографии Раймондо Ребека, который проникновенно представили Айгерим Бекетаева и Олжас Тарланов.
Впервые на алматинской сцене артисты Александр Корнилов и Назира Заетова показали номер «Старая фотография» в хореографии Дмитрия Брянцева. Забавную историю молодых людей сменил «Қилы заман» на музыку этно-фольклорного ансамбля «Туран», которую пластично и одухотворенно воплотил солист труппы Султанбек Гумар. Мастерство ведущих солистов сопровождалось громкими выкриками «Браво», бурными овациями, доносящимися из всех уголков зрительного зала.
Премьера Иржи Килиана «Маленькая смерть» и «Шесть танцев», увидеть которые можно не в каждом театре мира, вызвала наибольший зрительский восторг. Как только зазвучала музыка Моцарта, зал замер в ожидании, в предвкушении чего-то невероятного. Педагог по классическому танцу Александр Медведев отметил, что все с большим нетерпением и радостью ожидали приезд «Астана Опера», поскольку это возможность познакомиться с новыми творческими направлениями:
«Двойная радость от того, что становление театра «Астана Опера» началось именно с наших выпускников, хотелось увидеть их на сцене, они находятся в хорошей профессиональной форме, за что большое спасибо художественному руководству балетной труппы. И отдельная благодарность Алтынай Асылмуратовой за доставленное творческое наслаждение. Хотелось бы, чтобы такие встречи стали регулярными. Все исполнители прекрасны, но я с трепетом ждал выступления именно своего ученика – Еркина Рахматуллаева, от души порадовался его успеху, вместе с ним вся труппа показала высокий уровень исполнительского мастерства. Во втором отделении были представлены балеты Килиана. Это очень интересная и выразительная пластика, артистам удалось воплотить образы, которые им предложил балетмейстер, где довольно сложная техника, спектакли музыкальные, и браво солистам, которые сумели донести до публики серьезную суть килиановских постановок» Александр Медведев
Гастрольный май для театральной труппы выдался по-настоящему жарким, одновременно выступления состоялись в Алматы, Караганде, Варшаве и Белостоке.
Айгуль БЕЙСЕНОВА