Чёрная кровь Казахстана

16995



Мы продолжаем публикацию глав из книги «Черная кровь Казахстана» известного журналиста, нефтегазового аналитика, главного редактора журнала «Petroleum» Олега ЧЕРВИНСКОГО. 


Год 1997. Большая распродажа

28 января 1997 года в Государственном комитете по управлению госимуществом проходит коллегия, посвященная подведению итогов прошлого года и ходу приватизации, на которой шеф комитета Сарыбай Калмурзаев провозглашает лозунг года: «Раздел собственности переходит в решающую фазу». Одновременно он обрушивается с критикой на «нефтяных баронов», которые раньше распоряжались монопольно «скважинами и трубами», а теперь под прикрытием интересов народа препятствуют приватизации и оказывают давление на госкомимущества.

Под давлением, видимо, понимается публичное выступление группы депутатов мажилиса, потребовавших отменить продажу иностранцам АО «Мангистаумунайгаз» и дать возможность президенту акционерного общества Мендешу Салихову реализовать принципиально иную схему приватизации. Возглавляет группу харизматичный Заманбек Нуркадилов, приехавший вместе с депутатами на предприятие. Салихов много выступает в региональной прессе с разъяснением своей позиции, в связи с чем его обвиняют в политизировании ситуации, и под давлением премьера Кажегельдина руководитель ГХК «Мунайгаз» подписывает приказ об увольнении Салихова «по собственному желанию».  

В феврале Павлодарский нефтеперерабатывающий завод передается в концессию сроком на три года фирме со звучным названием «CCL Oil», позиционирующей себя в качестве американского инвестора. При этом договор с госкомимущества от имени американцев подписывает гражданин Казахстана Олег Ли. Спустя два года, когда у правительства возникнут претензии к новым управляющим, специально созданная для проверки условий договора межведомственная комиссия отыщет в американском штате Коннектикут офис компании «CCL Oil» с тремя сотрудниками и пустым расчетным счетом. 

Работа у новых управляющих как-то сразу на заладилась, им не удается договориться о поставках сырья на завод ни с российскими нефтяными компаниями, ни с «Харрикейн Кумколь Мунай».  Единственным поставщиком остается АО «Мангистаумунайгаз», однако завод не рассчитывается с ним за поставки, долг превышает 42 миллиона долларов, и нефтяники требуют отдать завод за долги. А пока НПЗ месяцами простаивает из-за отсутствия сырья.

В ходе конфликта обнаруживается пикантное обстоятельство: оказывается, существуют два варианта договора о передаче акций ПНПЗ в управление. Один из них подписан первым руководителем госкомимущества, и его условия обнародованы официально, однако на руках у инвесторов находится и другой, за тем же номером и датой, но подписанный заместителем руководителя Оралбаем Абдукамаловым. Второй вариант договора предоставляет концессионеру целый ряд льгот: отсрочку оплаты бонуса, уменьшение обязательств по оплате долгов перед бюджетом и продление сроков уплаты задолженности, а также гарантирует невозможность одностороннего расторжения договора государством.

Также по нему «CCL Oil» получает право залога госпакета акций без согласия государства. По факту обнаружения второго варианта договора возбуждается уголовное дело, однако тем временем пропадает оригинал первого, и силовики прекращают дело, ссылаясь на невозможность сделать почерковедческую экспертизу.

Тем не менее, правительство идет на расторжение концессионного договора в одностороннем порядке, хотя «CCL Oil» и грозит международным арбитражем, а позже завод переходит под управление «Мангистаумунайгаза» как главного поставщика нефти.

Не менее детективная интрига закручивается и вокруг второго нефтеперерабатывающего завода – Атырауского. В марте госкомимущества объявляет, что победителем тендера на продажу госпакета акций АО «Атырауский НПЗ» является фирма «Essex Refinery Corp.», зарегистрированная, по традиции, в оффшорной зоне Британских Виргинских островов. Однако вскоре правительству приходится отменить итоги этого тендера, так как 23 апреля при проведении общего собрания акционеров выясняется, что госпакет составляет не 53,1%, который, собственно, и был продан, а всего лишь 41%. 

Швейцарская фирма «Telf A.G.» заявляет перед собранием, что осенью 1996 года выкупила у держателей мелких пакетов акций завода, в числе которых государственные «Эмбамунайгаз», «Тенгизмунайгаз», «Южнефтепровод», «Атырауэнерго», в общей сложности 12% акций. А еще 23,7%, принадлежащих трудовому коллективу, переданы ей в ноябре 1996 года в доверительное управление. Теперь у швейцарцев в руках – блокирующий пакет, позволяющий реально влиять на принятие важнейших решений.

«Telf A.G.» для АНПЗ – фирма не чужая. С 1994 года она, по договору с заводом, экспортирует произведенную им продукцию, в первую очередь, мазут, дизтопливо и вакуумный газойль, и пользуется благосклонностью как топ-менеджеров предприятия, так и руководства отрасли. Генеральный директор АНПЗ Владимир Гафнер так поясняет решение о передаче трудовым коллективом в управление своих акций: «На сегодня это единственная западная фирма, предложившая кредиты на реконструкцию без правительственных гарантий». Однако, в связи с нерешенностью вопроса с хозяином госпакета акций, действие кредитного договора приостанавливается. Хотя, по словам директора завода, совместные усилия «Telf A.G.» и Атырауского НПЗ позволили уже осуществить один из этапов запланированной реконструкции. Которая затем будет продолжаться все последующие 20 лет. Но, как считает Владимир Гафнер, «деньги надо возвращать, и чем быстрее государство определит орган, распоряжающийся государственным пакетом, тем быстрее мы сможем провести начатую реконструкцию».

К лету 1997 года завершается тендер по приватизации еще одного крупного добывающего предприятия – АО «Актюбинскнефть». На контрольный пакет претендуют такие авторитетные транснациональные корпорации, как «Экксон» и «Тексако». Однако в высоких кабинетах Алма-Аты уже тогда становится чрезвычайно популярной внешнеполитическая концепция «многовекторности», и «Актюбинскнефть» отдают китайцам.

На момент продажи крупного госпакета акций положение компании было плачевным: огромные суммы дебиторской и кредиторской задолженности, стагнация в связи с потерей каналов логистики продукции, большой моральный и технический износ основных фондов, многомесячная задержка по заработной плате перед работниками. Предприятие добывает всего 2 миллиона тонн нефти в год, при этом численность работающих превышает 9 000 человек. Низкие мировые цены на нефть, составляющие всего 10 долларов за баррель, усугубляют ситуацию. Предприятие тянут на дно многомиллионные убытки, люди 7 месяцев работают без зарплаты. Оборудование на промыслах устарело и физически, и морально.

4 июня в президентском дворце в присутствии президента Казахстана Нурсултана Назарбаева и вице-премьера Госсовета КНР Ли Ланьцин подписывается «Договор о купле-продаже акций АО «Актобемунайгаз». 26 сентября между инвестором – Китайской национальной нефтегазовой корпорацией CNPC – и правительством Казахстана подписывается «Контракт на проведение операций по углеводородам на месторождениях Жанажол, Кенкияк-надсолевой и Кенкияк-подсолевой в Актюбинской области». CNPC дает письменные обязательства казахстанскому правительству инвестировать суммарно в развитие актюбинского проекта не менее 4 миллиардов долларов США в течение 20 лет.

(Продолжение следует)

Книгу можно приобрести во всех магазинах сети «Меломан» и «MARWIN», а также в интернет-магазине meloman.kz

фото: Afisha.kz

Международное информационное агентство «DKnews.kz» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKnews.kz» © 2006 -