Приграничные районы Восточного Казахстана имеют свои особенности и некоторые перспективы, но имеют они и ряд проблем, которые необходимо решать.
В этом году в Казахстане принята «Концепция развития сельских территорий Республики Казахстан на 2023-2027 годы», где предусмотрено развитие приграничных сельских населенных пунктов. Благодаря обновлению инфраструктуры и обеспечению основных услуг планируется уменьшить отток населения, создать комфортные условия для жизни людей, придать импульс экономическому развитию приграничных районов.
Одним из развивающихся приграничных районов является Зайсанский район, граничащий с КНР. В Восточном Казахстане ежегодно растет товарооборот с Китаем, и через таможенный пост «Майкапчагай», который является международным пунктом пропуска автомобильных и грузопассажирских сообщений, ежедневно проходит порядка 100 машин.
«На сегодняшний день в таможне идет масштабная реконструкция, которая предусматривает шестиполосную дорогу до границы, места для стоянок и многое другое. Все это в комплексе позволит увеличить пропускную способность поста» Информационный центр ВКО
Реконструкция таможенного поста завершится к 2024 году. Другим стратегическим объектом приграничного Зайсанского района является водохранилище Уйдене, которое требует капитального ремонта, реконструкция позволит восстановить оросительные каналы и увеличить площадь поливных земель до 10 тысяч гектаров.
«Водохранилище Уйдене требует капитального ремонта, поскольку здесь сейчас собирают только талые воды, и этого не хватает для орошения земель. Сейчас идет корректировка ПСД 2016 года, после чего будут выделены средства на ремонт из республиканского бюджета» Аким Восточно-Казахстанской области Ермек Кошербаев
Районные аграрии предлагают активнее использовать методы капельного экономного полива, так как почва здесь каменистая, кроме того, регион находится в зоне рискованного земледелия. По словам Ермека Кошербаева, для развития своего региона жители Зайсанского района хотели бы, чтобы было увеличено количество рейсов из аэропорта Зайсана в Астану и Алматы. Также сельчан волнуют проблемы возврата неиспользуемых пастбищных земель, продолжение газификации и обеспечение качественным интернетом. Как подчеркнул аким области, по всем вопросам будут даны поручения профильным ведомствам.
Большое значение для торговли с Китаем и Россией имеет строящаяся дорога международного значения «Омск – Майкапчагай».
«Из 231 километра трассы «Омск – Майкапчагай» для проезда открыто 162,4 км. Нужно завершить ремонт на трассе «Омск – Майкапчагай». А также рассмотреть возможность организации на посту пункта продаж продукции наших сельхозтоваропроизводителей, поскольку в ней заинтересована китайская сторона. В частности, это подсолнечное масло, производимое в регионе. Многих жителей интересовали сроки окончания строительства дороги, поскольку эта трасса имеет международное значение. Стройка затянута по вине подрядчиков, сейчас этот вопрос на строгом контроле. На объекте за качеством работ следят специалисты технического и авторского контроля» Ермек Кошербаев
Он также подчеркнул, что эта автодорога – стратегический коридор для грузов, товаров, пассажиров и туристов – внутренних и зарубежных. За качеством работ на трассе следят пять организаций.
Предполагается, что дорога даст импульс экономическому и туристическому развитию трех стран: Казахстана, России и Китая. Уже в этом году планируется обеспечить проезд по асфальтобетонному покрытию автодороги «Омск – Майкапчагай», а сама реконструкция завершится в 2024 году.
В настоящее время здесь ведутся дорожно-строительные работы. По информации АО «НК «ҚазАвтоЖол», на трассе будут созданы все условия для проезжающих: через каждые 50 километров будут установлены пять зон отдыха, оборудованные туалетами, беседками, скамейками, урнами для мусора, эстакадами и т.д.
В настоящее время на строящемся объекте находится более 300 единиц дорожной техники и необходимое количество дорожных рабочих. После ввода в эксплуатацию разрешенная скорость движения составит 110 километров в час, а в перспективе планируется внедрить взимание платы для грузовых автомобилей.
Значение дороги для развития экономики, торговли и туризма трудно переоценить: она станет транзитным коридором, соединяющим страны – экономические партнеры и позволит значительно увеличить количество туристов, приезжающих в Восточный Казахстан.
Ольга СИЗОВА, Усть-Каменогорск