Облака и другие тренды в IT

57871

За последние годы облачные технологии стали неотъемлемой частью ИТ-бизнеса в Казахстане. В 2022 году объем рынка облачных технологий в стране составил 23,72 млрд тенге – на 44,8% больше, чем годом ранее. Почему рынок Казахстана продолжит расти, какую инфраструктуру чаще всего используют компании и какие мировые практики они применяют.

Рынок облаков в Казахстане растет быстрее общемировых трендов. Это распространенная тенденция для развивающихся экономик, куда высокие технологии приходят немногим позже, но в значительно более зрелом и доступном виде, получая широкое распространение.

Внедрение новых технологий улучшает бизнес-показатели компаний, повышая цифровую зрелость и позволяя становиться более конкурентными. Например, банки автоматизируют голосовые коммуникации с клиентами и запускают новые направления, в том числе маркетплейсы. Крупные ритейлеры создают цифровые сервисы для доставки и веб-приложения для обслуживания клиентов в облаке.

И именно облака помогают ускорить рост бизнеса и экономить на ИТ-инфраструктуре. Во-первых, при миграции в облако компании экономят на затратах в собственную ИТ-инфраструктуру. Облачный провайдер берет часть задач по обслуживанию инфраструктуры на себя, что высвобождает ресурсы команды под другие задачи.

Во-вторых, облака позволяют гибко управлять затратами и платить только за те мощности, которые бизнес использует. Например, интернет-магазинам свойственны сезонные всплески спроса: акционные периоды, «Черные пятницы». В это время нагрузка на сайты, веб-приложения растет. Облако позволяет быстро и гибко масштабировать ресурсы под такие всплески и не потерять клиентов.

В облако можно переносить часть инфраструктуры. Это так называемый гибридный подход. Например, крупнейший инвестиционно-строительный холдинг Казахстана BI Group построил гибридную ИТ-инфраструктуру, чтобы масштабировать сервисы при росте холдинга. Среди прочего компания создала в облаке зеркала критических сервисов, которые должны работать круглосуточно, обеспечивая жизнедеятельность стройки и финансовые операции.

Еще бизнес ускоряет и улучшает свои бизнес-показатели за счет внедрения аналитических систем. В облаке можно построить полноценную data-платформу, в которой будут и системы управления базами данных, и инструменты визуализации данных, и среда для машинного обучения. За счет гибкой работы с большими данными, компании тестируют гипотезы, анализируют покупательский спрос, эффективность маркетинга и не только.

Компании уже готовы перенимать глобальные ИТ-тренды. Одни из основных трендов сегодня – развитие генеративного искусственного интеллекта и внедрение data driven подходов. На прошедшем в апреле форуме «Цифровое перерождение 2023» компании делились достижениями в цифровизации, и казахстанские организации активно поддерживают тренд работы с данными: «КазМунайГаз» создала корпоративную платформу по управлению данными – кейс был признан одним из самых успешных на территории СНГ. Другая группа компаний внедрила централизованную систему по управлению мастер-данными – это один из наиболее масштабных проектов в евразийском пространстве.

Еще в 2020 году Национальный банк Казахстана начал использовать сервис удаленной биометрической идентификации от VisionLabs – он доступен всем финансовым институтам в Казахстане.

Обработка больших данных, ИИ и современные цифровые сервисы требуют много вычислительных мощностей – все это тоже повышает спрос на облака.

Постепенно идет развитие речевых технологий. В этом плане рынок Казахстана уже можно назвать состоявшимся. Технология распознавания и синтеза речи популярна среди крупных банков, ритейлеров и e-commerce-бизнесов. Например, контакт-центр одного из банков внедрил систему интеллектуальной речевой аналитики для контроля качества клиентского обслуживания. Это снизило число повторных обращений на 18% и увеличило показатель соблюдения стандарта обслуживания в 4 раза.

Ученые Назарбаев Университета разработали модель, которая распознает десять тюркских языков: казахский, азербайджанский, башкирский, киргизский, саха, татарский, турецкий, уйгурский, узбекский и чувашский. Мы тоже активно развиваем речевые технологии на локальном рынке: так, в прошлом году Yandex Cloud добавила поддержку казахского языка в свой сервис распознавания и синтеза речи Yandex SpeechKit.

Использование речевых технологий выгодно среднему и малому бизнесу. Так, за счет речевых технологий компании могут автоматизировать коммуникации с клиентами, снизить затраты на колл-центры, повысить качество работы сотрудников. Если сейчас компании в Казахстане зачастую используют более базовые сценарии внедрения голосовых роботов, то в будущем мы видим потенциал в развитии более сложных и интересных проектов. Например, создание умных голосовых помощников для веб-приложений и офлайн-коммуникаций.

Но важно при этом соблюдать и меры безопасности, чтобы избежать кибератак. Как показывает практика, облачные провайдеры предоставляют более защищенный контур, чем on-premise-инфраструктура. Они разрабатывают сервисы, в которых безопасно хранить и обрабатывать данные. Кроме этого, провайдеры предоставляют сервисы для предотвращения DDoS-атак, хранения секретов и сканирования уязвимостей в ИТ-системах.

Безопасность облачного сервиса можно проверить по международным сертификатам. Провайдер должен соблюдать Общий регламент защиты данных (GDPR), подтвердить соответствие стандарту безопасности данных платежных карт (PCI DSS), стандартам ISO и Cloud Security Alliance.

Сергей СОРОКИН, директор по продажам Yandex Cloud CIS

Международное информационное агентство «DKnews.kz» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKnews.kz» © 2006 -