Там, где «ставят на крыло»

103092

В начале осени национальный авиаперевозчик Air Astana представил высокотехнично оборудованный учебный центр, площадью 1111 м², для подготовки летного состава. Объект расположен в районе международного аэропорта города Астаны.

Новый и пока единственный центр летной подготовки оснащен мощным оборудованием последнего поколения, отвечающим международным стандартам. Современный полнопилотажный тренажер способен имитировать шесть уровней движения. Обладает высокоточными визуальными, а также реалистичными звуковыми эффектами. В кабине все оборудовано идентично, как в настоящем самолете. Кресла экипажа, панели управления, дисплеи, панорамное остекление и подлинный штурвал для ручного управления создают иллюзию реального полета. Авиатренажер полностью повторяет кабину Airbus А320, а компьютер дает виртуальную визуализацию – имитацию полета.

По утверждению президента авиакомпании Air Astana Питера Фостера, это первый подобный учебный объект в Центральной Азии и один из первых в СНГ, который получил сертификат Европейского агентства авиационной безопасности (EASA). По его словам, высокотехнологичное оборудование Reality Seven L3Harris Commercial Aviation Solutions (L3 CTS) произведено в Англии, со штаб-квартирой в Кроули, доставлено специально для подготовки кадров у себя на родине.

«Открытие нового Центра летной подготовки авиакомпании Air Astana демонстрирует нашу стратегическую приверженность обеспечению международных стандартов работы летного состава. Уверен, что центр станет не только высокорентабельным активом для Air Astana, но и приведет к тому, что Казахстан станет региональным лидером в области летной подготовки» Питер Фостер, президент авиакомпании Air Astana

В 2022 году Air Astana приступила к строительству Центра летной подготовки. 6 июня 2023 года его ввели в эксплуатацию, а старт тренингов пилотов начался уже 4 августа 2023 года. Предполагается, что центр позволит проводить обучение более 500 пилотов группы компаний Air Astana, без отрыва от служебной деятельности. Центр работает круглосуточно, без выходных. Все желающие могли совершить виртуальное путешествие в кабине авиатренажера, в сопровождении опытного пилота-инструктора Airbus A-320 Руслана Аюпова.

В память компьютера, как выяснилось, заложена полная географическая модель земного шара, все разнообразие рек, озер, морей, горных хребтов. Маршруты над горами или морем отличаются друг от друга не только картинкой на экранах, но и нюансами управления. Над морем придется лететь на определенной высоте, и нужно быть готовыми к частой смене воздушных потоков. Управление над горной местностью также требует необходимых навыков управления, чтобы не пронзать скальные толщи. К тому же авиасимуляторы «летают» без задержек, в любую погоду. Им не страшны ураганы, грозы, густой туман или снегопад.

С теоретической частью подробно ознакомил Director of Operational Training Алмаз ТОКПАКБАЕВ.

– Судя по модели авиатренажера, Air Astana планирует фокусироваться на модели Airbus А-320?

– Да, это будет основной наш флот, Airbus А-320. И Airbus A-321 это удлиненная его версия, предназначенная для осуществления полетов на дальние расстояния.

– То есть именно эта модель самолета оказалась наиболее эффективной и востребованной?

– Это среднемагистральный самолет, хорошо показавший себя, с учетом особенностей нашего рынка. Вполне подходящий для нашего пассажиропотока, нежели широкофюзеляжные самолеты, дальнемагистральные. Но в планах авиакомпании, как говорит наш президент г-н Питер Фостер, приобретение широкофюзеляжных и дальнемагистральных Boeing 787. Но основной флот будет состоять, как вы правильно заметили, из Airbus А-320. Семейство Airbus имеет широкую линейку моделей, зарекомендовавших себя как очень экономичное судно, в плане потребления топлива, а также выбросов в атмосферу углекислого газа. Очень мощные двигатели, что опять же характеризует надежность судна в эксплуатации.

– Согласно этому, вероятно, произойдет переподготовка пилотов на Airbus А-320?

– По мере того, как флот самолетов Embraer планируется сокращать, пилоты проходят переподготовку на модель Airbus A-320.

– Embraer почему отбракованы?

– Есть ряд причин, которые я пока не могу озвучить.

– Тренажерное оборудование подразумевает обучение пилотов в нестандартных ситуациях или в сложных погодных условиях?

– Да, конечно. Одно из основных направлений использования полнопилотажного комплексного симулятора, который официально был представлен, это обучение летного состава в нестандартных ситуациях. Каждые 6 месяцев пилоты на таком оборудовании подтверждают свою квалификацию, сдают зачеты по управлению авиасудном в нестандартных и аварийных ситуациях. В частности, отказ двигателя, возгорание, разгерметизация и многое другое.

То есть авиационный тренажер полностью позволяет имитировать нестандартные ситуации в полете. Но помимо зачетов происходят постоянные обучения методам пилотирования. Тренажер позволяет осуществлять практическое обучение пилотов уже не за рубежом, а у себя в стране. Прежде это происходило в Ирландии, Франции, Америке, Узбекистане, ОАЭ, что было довольно накладно с учетом размещения, проживания, питания. С приобретением высокотехнологичного оборудования произошла большая экономия денежных средств, приблизительно свыше $2 млн в год. Также это позволяет сокращать утомляемость экипажа и их рабочее время.

– Как происходит набор летного состава?

– На регулярной, постоянной основе. Достаточно хорошего школьного образования таких предметов, как английский язык, физика, математика. Предварительно пройти нужно этапы отбора. Партнерское сотрудничество заключено с летными школами в Ирландии, Испании и Финляндии.

Первоначальное обучение профессии пилота проходит именно там, на определенный тип самолета. Выпускники Академии гражданской авиации, при прохождении отбора, также в дальнейшем становятся нашими сотрудниками. Сейчас в авиакомпании 575 пилотов, часть из них мы обучили с нуля, причем 13 из них – девушки. В 2008 году была запущена программа по первоначальной подготовке пилотов Ab-initio, а в 2018 году в Алматы создавалась учебная академия. Предполагается, что тренинг-центр позволит проводить обучение более 500 пилотов группы компаний Air Astana, без отрыва от операционной деятельности. Как сказал Питер Фостер, авиакомпания планирует ежегодно обучать дополнительно по 100 пилотов.

– Предусмотрен ли технический персонал по обслуживанию учебного центра?

– В авиакомпании имеется инженерно-технический персонал по обслуживанию самолетов. Нашими специалистами производится также техническое обслуживание и нашего учебного центра.

– Спасибо за инструктаж!

Айгуль БЕЙСЕНОВА, Астана

Международное информационное агентство «DKnews.kz» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKnews.kz» © 2006 -