Послание президента Казахстана традиционно не обходится без упоминания финансового сектора. Обсудим ключевые моменты и основные тезисы послания с председателем Агентства РК по регулирования и развитию финансового рынка Мадиной АБЫЛКАСЫМОВОЙ. Глава финансового регулятора рассказала о состоянии финансового сектора страны, объединении бирж.
– Мадина Ерасыловна, президент в послании обратил внимание на консервативную политику кредитования банков. В свою очередь, финансовые организации указывают на недостатки компаний, кредитование которых может существенно увеличить риски самих банков.
– В целом, нужно смотреть на кредитование экономики как со стороны предложения кредитных ресурсов, так и со стороны спроса на них. Последние два года эта проблема стоит особенно остро. Выросла инфляция. Для борьбы с инфляцией Национальный банк РК последовательно повышал базовую ставку. Сейчас годовая инфляция снизилась с 20,3% (конец прошлого года) до 13,1% (конец августа этого года). Соответственно, мы видим, что началось снижение базовой ставки, которая в числе прочего определяет и ставку для кредитования бизнеса.
Если говорить о ставках, то, конечно, они повысились. Я помню, на конец 2021 года средневзвешенная ставка составляла 12,2%, сейчас это порядка 19,4%. Конечно, такое дорогое заимствование, особенно если берутся кредиты на долгосрочный период от трех лет и выше, становится невыгодным для бизнеса. Поэтому мы и видим определенное ослабление спроса по таким ставкам.
С точки зрения предложения кредитных ресурсов у нас ежегодно значительно растут активы банковской системы – депозиты населения, депозиты бизнеса. Можно сказать, что ресурсы для кредитования у банков есть. Поэтому в условиях ослабления спроса на кредитные ресурсы со стороны бизнеса выросло розничное кредитование, прежде всего потребительское.
С учетом снижения инфляции и базовой ставки, после нормализации денежно-кредитных условий спрос на кредитование восстановится. Очень важно, что в период ужесточения денежно-кредитных условий со стороны правительства была оказана большая поддержка для кредитования малого бизнеса через государственные программы.
Это, прежде всего, Национальный проект по по развитию предпринимательства, в рамках которого бизнес может получить субсидирование процентной ставки. Для конечного заемщика ставка составляет 7-10% в зависимости от отраслевых и территориальных особенностей осуществляемой деятельности, а разницу субсидирует фонд «Даму».
Также есть очень важный инструмент – это инструмент гарантирования. Он очень востребован, в особенности у заемщиков, у которых имеется недостаток залогов. Кроме того, были детализированы коэффициенты оценки залогового имущества. Практически по каждому виду залогов мы пересмотрели, какая историческая цена была по реализации этого имущества. И было принято решение пересмотреть коэффициенты, по которым банки оценивают залоговое имущество. К примеру, для недвижимости коэффициент был повышен с 0,7 до 0,85. В качестве залогов были признаны будущие денежные поступления по офтейк-контрактам.
Со стороны агентства также был принят ряд стимулирующих мер для кредитования бизнеса. Прежде всего, это послабление пруденциальных нормативов. Для того, чтобы кредитовать бизнес, банки должны иметь достаточный уровень ликвидности и достаточный запас капитала.
Каждый выданный заем должен оцениваться банком, в том числе должны оцениваться по степени кредитного риска для оценки достаточности капитала. Такие требования для МСБ мы снизили со 75% до 50%. Это очень значительная стимулирующая мера.
Во-вторых, были пересмотрены требования к коэффициенту покрытия краткосрочной ликвидности (Liquidity coverage ratio, LCR). Это требование, сколько банк должен держать постоянно ликвидных активов, для того чтобы в случае оттока депозитов предотвратить создание риска ликвидности. В соответствии с Базельским стандартом нормативов LCR должен быть установлен на уровне 1, но у нас он сейчас составляет 0,8. Соответственно, высвободилась ликвидность.
Требования также были снижены к коэффициенту нетто стабильного фондирования. Здесь мы тоже снизили коэффициент с 1 до 0,8.
– Со стороны может показаться, что в нашей стране регулятор позволяет кредитовать любой стартап...
– При принятии стимулирующих мер важно соблюдать баланс между качеством кредитного портфеля банков и необходимостью выдачи новых займов. Сейчас вся система надзора выстроена таким образом, чтобы не допускать накопления стрессовых активов на балансе банков. Это обеспечивает устойчивость всей банковской системы.
Подчеркну, соблюдение баланса между здоровой финансовой системой и необходимостью значительного увеличения кредитования должна достигаться через правильную настройку пруденциальных инструментов.
– Глава государства заявил, что нашим рынком интересуются зарубежные банки. Вы можете рассказать об этом подробнее?
– Есть интерес со стороны иностранных банков, которые хотят «зайти» на наш рынок. Есть предложения от инвесторов с Ближнего Востока, из ОАЭ. Есть определенный интерес со стороны стран Восточной Европы. Даже банки из стран СНГ тоже заинтересованы в приходе на казахстанский рынок.
По-прежнему российские инвесторы проявляют интерес к казахстанскому рынку. Поскольку РФ является нашим большим торгово-экономическим партнером, то для обслуживания торговых отношений между нашими странами это вполне закономерно, если придут новые российские инвесторы, которые не включены в санкции.
– Еще одна важная тема в Послании – это объединение бирж. Казахстанская фондовая биржа регулируется АРРФР, подчиняется отечественному законодательству. Вторая – биржа Международного финансового центра Астана (AIX) находится вне юрисдикции Республики Казахстан. Как будет происходить объединение торговых площадок?
– Детально, конечно, мы дадим информацию. Пока прорабатываются конкретные механизмы. KASE – это наша локальная биржа, где созданы различные рынки. Биржа Международного финансового центра «Астана» (AIX), конечно, несоизмеримо меньше по размерам и создана для привлечения иностранных управляющих активами на рынок капитала Казахстана. И если говорить об AIX, то здесь можно опираться на опыт международного финансового центра Катара, у них площадка центра создана на базе Катарской фондовой биржи. Мы будем изучать этот опыт, смотреть, какой наиболее эффективный механизм создаст привлекательность и для иностранных управляющих, и для местных участников рынка. Думаю, мы найдем оптимальные решения.
– Акционеры KASE не обращались к вам? Они рады переменам?
– Безусловно, эта инициатива будет проработана совместно с акционерами Казахстанской фондовой биржи.