Игорь РОГОВ: «Роль Центральной Азии усиливается»

96239

Председатель Комиссии по правам человека при Президенте Республики Казахстан, член Венецианской комиссии Совета Европы от Казахстана Игорь Рогов в интервью газете «Деловой Казахстан» рассказал про отношение к нашей стране на Веронском форуме, о возможностях Астаны стать мостом между Западом и Востоком, а также – о приоритетах предстоящего казахстанского председательства в Евразийской экономической комиссии.

– Игорь Иванович, как вы оцениваете новый формат работы Веронского евразийского экономического форума, в частности его разворот на Восток, устремление внимания в сторону Азии?

– Я являюсь участником многих заседаний этого форума. Несколько раз был непосредственно в Вероне, в прошлом году – в Баку и теперь – в Самарканде. Мне кажется, здесь приемлема поговорка «Нет худа без добра». Чем это вызвано, я думаю, все прекрасно понимают. Но для нас отрадно, что форум все больше и больше поворачивается именно в сторону Центральной Азии, на Восток. И это свидетельствует о возрастающей ценности стран этого региона в плане экономического развития. Большой интерес участников этой дискуссионной площадки проявляется к социальным процессам, а также политическим и правовым. И очень важно, что правозащитной тематике посвящаются отдельные сессии.

– Любой международный форум интересен не только официальными выступлениями спикеров, но и кулуарными обсуждениями. О чем вам удалось пообщаться с зарубежными коллегами?

– Я рассказал о процессах, происходящих в нашей стране в сфере правозащитной деятельности. О том, что Казахстан становится все более и более человекоцентричным. Такая задача была поставлена руководством страны, об этом говорил президент, на это неоднократно обращали внимание правительственные должностные лица.

Особое внимание здесь обращено к вопросу защиты прав предпринимателей. Я рассказал об изменениях в уголовно-правовой практике, о юридических структурах Международного финансового центра «Астана» – международном суде и международном арбитражном центре.

Иностранцам было интересно узнать и о тех процессах, которые происходят у нас в сферах цифровизации и искусственного интеллекта. Недавно глава государства поставил задачу обеспечить на законодательном уровне соблюдение прав человека в процессах цифровизации, в том числе с использованием искусственного интеллекта.

Мне представляется, что здесь задача не только в том, чтобы обеспечить, допустим, что чрезвычайно важно, защиту персональных данных человека, его право на личную неприкосновенность, это очень важно. Одновременно речь идет и о другом: искусственный интеллект сейчас активно применяется и в работе правоохранительных органов, и в судебной системе, при обобщении судебной практики, при обобщении правоохранительной практики. Более того, Верховный суд нашей страны сравнительно недавно презентовал искусственный интеллект в сфере подготовки проектов судебных решений, правда, пока только в гражданско-правовой сфере.

– Что это означает?

– Это означает, что в программу закладываются данные, которые есть в деле. Естественно, искусственный интеллект обладает исчерпывающей информацией в области права по этим вопросам, и он предлагает судье решение, причем с этим проектом может ознакомиться любая сторона.

Здесь может возникнуть вопрос: «Кто вершит правосудие от имени Республики Казахстан? Искусственный интеллект или судья?». Нужно понимать, что служителю Фемиды будет непросто в такой ситуации, ведь если его решение будет коренным образом отличаться от варианта, предложенного искусственным интеллектом, то сторона, несогласная с этим решением, может отреагировать словами: «Ваша честь, почему Вы не признаете решение искусственного интеллекта?».

Судья имеет на это право, он действует согласно букве закона, но никак не предложению искусственного интеллекта, но, с другой стороны, нужны аргументы. То есть новые технологии – это очень мощное средство в борьбе с коррупцией, предотвращением профессиональных ошибок. Одновременно есть и этическая сторона вопроса о том, кто же вершит правосудие. При отправлении правосудия судья руководствуется Конституцией и законом, при этом еще своим правосознанием и понятием справедливости.

А определять, что справедливо, что несправедливо, пока искусственный интеллект этой способностью не обладает, но, судя по прогнозам того же Илона Маска, и этому его можно научить. Такие задачи для решения задает нам новая реальность.

– В феврале следующего года председательство в Коллегии Евразийской экономической комиссии на ближайшие 4 года перейдет к Казахстану. На ваш взгляд, какие первоочередные инициативы наша республика должна выдвинуть и реализовать в первую очередь?

– Конечно, первостепенными будут вопросы экономические. Но я думаю, что они не могут быть единственными, которые будет рассматривать Евразийская экономическая комиссия. Мне кажется, что тренд, наметившийся в сторону человека, в сторону приоритета человеческих ценностей, может быть предложен и нашим коллегам из стран-партнеров по ЕАЭС.

Может быть, развитие человеческих ресурсов? Почему бы и нет? Все то, что делается у нас внутри страны, в том числе и в уголовно-правовой политике по отношению к бизнесу, оно должно быть где-то одинаковым. Потому что если в одной из стран за какое-то преступление даются неимоверные сроки наказания, а в другой это если не декриминализировано, то к нему хотя бы более лояльно относятся, то мне кажется, в сфере права должна быть усилена работа. У нас должна происходить более тесная интеграция в правовой сфере.

Это касается и гуманитарного, и гражданского, и уголовно-правового поля. Мы говорим о четырех свободах в рамках ЕАЭС (товаров, услуг, капитала, рабочей силы), но на практике есть препятствия, барьеры. Есть и другие вопросы, которые нужно решать.

– Вы представляете на международном форуме нашу страну. Как в кулуарах форума отзываются о Казахстане, что говорят?

– Большой интерес у моих зарубежных коллег вызывает именно правозащитный аспект деятельности нашего государства, то, что права человека первостепенны. С другой стороны, например, европейские коллеги спрашивают: «А когда Казахстан будет вступать в Совет Европы? Раньше вам было препятствием наличие смертной казни, теперь вы от смертной казни отказались на конституционном уровне. Что сейчас является препятствием?».

Коллеги из других стран, в том числе из России, спрашивают: «А не кажется ли вам, что те европейские ценности, которые провозглашены в Европейской конвенции по правам человека, мало приемлемы для нас в части, скажем, гендерных вопросов, отношения к семье и других традиционных ценностей?».

Также спрашивают, как мы относимся к разработке российскими учеными проектов Евразийской Хартии или Конвенции, где наряду с общечеловеческими ценностями также будут зафиксированы характерное для наших государств отношение к семье, традиционным ценностям и т.д., а также соотношение, допустим, личностных ценностей и общегосударственных.

Что важнее? Например, мое поколение и несколько поколений младше воспитаны на идее, заложенной, по сути, в одной песне: «Раньше думай о Родине, а потом о себе». Сохраняется это в менталитете молодого поколения? Как мне представляется, ценностная ориентация нашего населения и, например, западноевропейского, развивающего индивидуалистическую идеологию, различаются. Поэтому очень важно учитывать именно нашу ментальность и потребности именно нашего общества.

Я ответил российским коллегам, что идею разработки Евразийской Конвенции по правам человека и создания на ее основе Евразийского суда по правам человека впервые в СНГ высказал казахстанский профессор, к сожалению, недавно ушедший из жизни, Жумабек Бусурманов. Он, кстати, на заре нашей независимости был первым секретарем первого состава Комиссии по правам человека при Президенте РК.

Думаю, понятно, что все эти предложения исходят не от официальных структур, а от научной общественности. Тем не менее такие изыскания для теоретиков права и политологов представляют интерес.

– Сегодня часто говорят о Новом Казахстане. Что это означает в вашем понимании?

– Мне кажется, что именно в том, что человек и его проблемы становятся центром государственной политики, это и есть новизна. Причем эта новизна появилась не сама собой, а является логическим продолжением становления и развития нашей современной государственности.

Если помните, в 2017 году были внесены серьезные изменения в Конституцию РК, направленные на демократизацию государства. Когда они обсуждались на Венецианской комиссии, ее президент Джанни Букиккио заявил, что он неоднократно слышал, что для Казахстана на первом месте экономика, а лишь потом – политика. И судя по конституционным изменениям, сказал он, наиболее острые экономические вопросы решены, и Казахстан приступает к политической модернизации.

И последние конституционные реформы, которые были осуществлены в прошлом году, также были положительно восприняты членами Венецианской комиссии. Особенно зарубежных коллег впечатляет конституционное оформление института Уполномоченного по правам человека и учреждение Конституционного суда.

– Мы часто слышим комплименты в адрес нашего президента за его большую успешную работу по выстраиванию и укреплению взаимодействия с международными партнерами. В условиях современных геополитических перипетий может ли Казахстан стать своеобразным мостом между Западом и Россией?

– Я не политолог, поэтому не могу делать прогнозы. Что касается правового опыта, то мне кажется, вот здесь мы, собственно, уже играем такую роль, сближая позиции в уголовно-правовой сфере, в гражданско-правовой сфере российских коллег с западноевропейскими.

Комиссия по правам человека при Президенте Республики Казахстан продвигает эту тему в Telegram и на YouTube в рамках каналов «Юридические диалоги», причем обычно сразу на трех языках – казахском, русском, английском, чтобы быть максимально полезными своей аудитории.

Что касается экономических вопросов, санкций, в первую очередь мы должны думать об интересах своей страны, благосостоянии наших граждан, но при этом нужно пытаться достаточно успешно развивать выгодное для нас экономическое сотрудничество.

Считаю важным подчеркнуть, что главное не забывать, что санкции рано или поздно закончатся, и всем нужно будет достойно выйти из этой ситуации. Знаете, что отличает боксерский поединок от уличной драки? Что по его окончании соперники жмут друг другу руки. Очень бы хотелось, чтобы завершение такого непростого периода сопровождалось рукопожатиями представителей всех сторон.

Лаура ДЕЛИ

Международное информационное агентство «DKnews.kz» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKnews.kz» © 2006 -