Что по силам антифрод-центру

65780
Фото: freepik.com

Национальный банк Казахстана заявил, что в конце июля в стране будет запущен антифрод-центр. Новая технология позволит следить и предотвращать мошеннические действия, анализируя каждую транзакцию в режиме реального времени и блокируя подозрительные операции.

Здесь расскажем, как это будет работать. В борьбе с мошенничеством в Казахстане будут использовать британский опыт.

Антифрод-центр – это комплекс системных мер, позволяющих оценить банковские или интернет-транзакции на степень вероятности мошенничества. Для этого система примеряет к каждой операции определенные критерии – и если та им не соответствует, то проверяет ее уже более тщательно и сигнализирует об этом.

Встроенные фильтры помогают распознать необычное поведение и оценить риски операции, после чего применить меры для разрешения или запрета ее проведения. В спорных ситуациях окончательное решение вопроса передается сотрудникам банка, которых называют фрод-аналитиками (фрод – мошенничество с целью завладеть чужими средствами или имуществом обманным путем).

Британский опыт

«Банки и регуляторы в последние годы активно объединяются друг с другом, создавая все новые рекомендации по выявлению мошеннических схем. Финансовые организации обмениваются между собой информацией, а самообучаемые антифрод-системы анализируют Big Data и учатся принимать решения на основе этого анализа. В прошлом году мы столкнулись с проблемой, что в Казахстане нет полноценной статистики по мошенничеству, потому что этим занимаются разные ведомства – это первое. Второе, статистика ведется только по досудебным расследованиям МВД. Но всем нам известно, что большАя часть жертв мошенников не обращается в полицию. Начали изучать опыт и взяли за основу британский. Там есть единый антифрод-центр. Это не организация, а скорее информационная система, куда может обратиться любой человек, столкнувшийся с мошенничеством, и оставить свою заявку» Директор сектора финансовых технологий и инноваций Ассоциации финансистов Казахстана Константин Пак

Action Fraud – это национальный центр Великобритании по отчетности о мошенничестве и киберпреступлениях. Он предоставляет платформу для граждан и предприятий, позволяющую сообщать о случаях мошенничества и киберпреступлений, а также получать советы и поддержку по предотвращению подобных инцидентов.

«В Британии эта организация играет ключевую роль в борьбе с мошенничеством и киберпреступлениями, предоставляя гражданам и предприятиям ресурсы и поддержку для защиты от мошенников. Информация, полученная центром в зависимости от состава преступления, распределяется по ведомствам: что-то уходит в полицию, что-то – в банковский надзор, надзор за цифровыми операциями. В Казахстане подобную систему разрабатывает «дочка» Национального банка – Национальная платежная корпорация. Ассоциация финансистов Казахстан внесла определенные поправки в законы, чтобы можно было обмениваться различной информацией, например, о подозрительных транзакциях. Сейчас идет тестирование информационных систем отечественного антифрод-центра» Константин Пак

Согласно официальной информации, в 2022 году Action Fraud получил более 400 тысяч отчетов о мошенничестве и киберпреступлениях. В 2021 году было зарегистрировано примерно 354 тысячи отчетов, что указывает на рост числа случаев, о которых сообщают граждане и предприятия. В 2022 году финансовые потери от мошенничества, о которых сообщили в Action Fraud, составили около 2,4 миллиарда фунтов стерлингов. Средние потери на одну жертву составляли примерно 5400 фунтов стерлингов.

Казахстан

«К центру подключены финансовые организации, мобильные операторы и так далее. В случае обнаружения признаков мошеннических транзакций либо по обращению клиентов в центр направляется информация о факте возможного мошенничества, которая передается уполномоченному органу. Все банки видят транзакцию и начинают блокировать. Кроме того, отечественный центр будет собирать статистику, схемы мошенничества, о которых сразу информируются все участники рынка и уполномоченные органы» Константин Пак

Сейчас в рамках «пилота» осуществляется обмен данными по трем направлениям:

  • по совершенным транзакциям;
  • информация о попытках совершения мошенничества;
  • нетранзакционные данные (паттерны).

Также в «пилоте» реализована возможность формирования «серого» списка на основании сведений, получаемых от участников центра. Исключение из списка будет осуществляться также по запросу банка, отправившего первоначальный запрос о включении информации в список с последующим обновлением.

«На мой взгляд, создание антифрод-центра представляет собой значительный шаг в борьбе с финансовым мошенничеством в Казахстане, особенно если учитывать положительный опыт аналогичных инициатив в других странах. Согласно исследованию Агентства по регулированию и развитию финансового рынка Казахстана за 2023 год, население страны часто страдает от различных видов финансового мошенничества. На уловки мошенников попадается как молодежь (23% опрошенных), так и люди старшего поколения (25%). Таким образом, любые меры по защите граждан от этой угрозы – это шаг в правильном направлении. Создание антифрод-центра, оснащенного передовыми технологиями и аналитическими инструментами, позволит оперативно выявлять мошеннические схемы и предупреждать их развитие. Это поможет лучше защищать интересы граждан и значительно снизить количество пострадавших» Валентина Дрофа, генеральный директор и сооснователь Drofa Comms

Анализ данных

Антифрод-центр уже сейчас анализирует транзакции по сотням фильтров: IP-адрес покупателя, использует ли прокси и т. п. – например, увидит подмену казахстанского IP на европейский или американский; токен карты, БИН, информацию об эмитенте и стране эмитента; различного рода лимиты, завязанные на клиентское устройство, куки, IP и другие; соответствие параметров – например страны, где выпущена карта и откуда происходит платеж.

Антифрод также смотрит на историю покупок с этой карты: если раньше транзакцию заблокировали, система более тщательно проверит текущую покупку. Всего в антифроде может быть от десятков до тысяч эвристик, причем каждая из них содержит массу условий и транзакцию проверяют по каждому из них.

Зачем казахстану антифрод-центр

Благодаря такому центру становятся возможными следующие операции:

  • обнаружение мошеннических транзакций;
  • защита от киберугроз (выявление и предотвращение кибератак, фишинга);
  • повышение безопасности финансовых транзакций: в финансовой сфере Казахстана;
  • снижение финансовых потерь посредством предотвращения мошеннических действий центр будет способствовать сокращению финансовых убытков, связанных с мошенническими операциями.
«Работа антифрод-центра будет способствовать повышению общего уровня доверия населения к финансовым институтам и платежным системам. Граждане смогут чувствовать себя более защищенными при проведении финансовых операций, зная, что за их безопасностью следит специализированная структура» Валентина Дрофа

Ирина ЛЕДОВСКИХ

Международное информационное агентство «DKnews.kz» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKnews.kz» © 2006 -