Аграрии идут на рекорд, но все ли структуры к нему готовы?
Власти Казахстана готовятся к приему хорошего урожая и прорабатывают вопросы хранения и отгрузки зерна. Как было отмечено в обсуждении этого вопроса в правительстве, в стране сложились достаточно большие остатки зерна прошлого года. Самый наилучший выход сбыть его – экспортировать. Одним из главных покупателей казахстанского зерна назвали Китай.
Shutterstock
Согласно данным Бюро национальной статистики, на период 1 июля в Казахстане осталось свыше 6 миллионов тонн зерновых и зернобобовых. Из них объем зерна пшеницы составляет 5 миллионов тонн. Продовольственного зерна осталось 4 миллиона тонн, семенного – 96 тысяч тонн, фуражного – порядка 860 тысяч тонн.
Помимо этого, хорошие погодные условия позволяют делать хороший прогноз по новому урожаю.
фото Валерия Бугаева
Аграрии заявляют даже, что ожидается урожай на уровне рекордного. Зерновики предвкушают повторения ситуации по урожаю 2011 года, когда объем приближался к 30 миллионам тонн. По оценке Союза полеводов, в этом сезоне всходы великолепные, сорняк купируется, к заболеваниям культур вышли подготовленными.
«Все мы видим, что творится на полях. Великолепные всходы, июльские дожди прошли как по расписанию. По многочисленным опросам фермеров, все, как один, говорят только хорошее, не на что жаловаться. Мы такое видим впервые. Все хвалят свои поля, свой хлеб» Председатель Союза полеводов Казахстана Виктор Асланов
Союз сделал объезды хозяйств. По словам Виктора Асланова, Северный Казахстан похож по растительности «на джунгли».
Ruslan Sikunov/Pexels
«Да, остается фактор сорняка, но, думаю, он будет купироваться. Да, остается риск заболеваний. Помним мы и 2016 год, ржавчину. Но, в отличие от того периода, в этом году Казахстан подготовлен. Мы уже научены опытом. Многие фермеры подготовились заранее» Виктор Асланов
Между тем в правительстве отметили, что прогноз на урожай – «выше среднемноголетних показателей». И при таком большом объеме остатков уже сейчас надо работать над задачами по приемке зерна нового урожая, а также, памятуя ситуацию прошлого года, и по сушильному оборудованию.
При этом было заявлено, что мощностей для хранения среднего урожая и остатков зерна в стране достаточно. Их общий объем составляет порядка 30 миллионов тонн. Однако на днях Антимонопольный орган вышел с информацией о том, что в стране дефицит мощностей для хранения зерна. Агентство по защите и развитию конкуренции в опубликованном отчете констатирует о слишком высокой нагрузке на железнодорожную инфраструктуру.
«По информации, представленной Объединением юридических лиц «Зерновой союз Казахстана», недостаточная вместимость хранилищ, а также недостаточное развитие элеваторных мощностей приводит к повышенной нагрузке на железнодорожно-транспортную инфраструктуру» Агентство по защите и развитию конкуренции
Так, урожай зерна в 2022 году составил порядка 22 миллионов тонн, при том, что мощность хранилищ для зерна на тот момент достигала объема чуть выше 10 миллионов тонн. Отмечается, что зернопроизводители в период уборки начинают загружать железнодорожную сеть. Объем зерна намного выше, чем пропускная способность дороги.
©️ Tengrinews.kz / Турар Казангапов
Антимонопольный орган направил в Минсельхоз рекомендации о принятии мер по увеличению мощностей элеваторов и хранилищ. Это поможет разгрузить железнодорожную инфраструктуру, вывоз зерна можно будет грузить равномерно в течение всего периода отгрузки.
В правительстве же отметили, что необходимо скорее сбывать зерно старого урожая. Одним из вариантов назвали ускорение отправки на экспорт. Здесь же привели пример прошлого года, когда железнодорожные перевозки зерна в Китай составили 2,2 миллиона тонн.
Как заявили в Национальной компании «КТЖ», в истекший период 2024 года по железной дороге уже перевезено 757 тысяч тонн зерна. План на II полугодие составляет 1,25 миллиона тонн. При этом, КТЖ готова отгрузить на экспорт в Китай свыше 2 миллионов тонн зерна. Но сделать это необходимо, распределяя поезда среди грузоотправителей равномерно.
©️ Tengrinews.kz / Турар Казангапов
Заместитель премьер-министра предложил обсудить с китайской стороной возможность отправки зерна автомобильным транспортом. В Палате предпринимателей «Атамекен» выразили крайне высокую обеспокоенность надвигающейся ситуацией.
«Казахстан стоит на пороге нового рекорда агропромышленного сектора. Беспрецедентный урожай 2011 года в этом году перевалит за отметку в 30 миллионов тонн» Председатель Комитета логистики и перевозок, член президиума НПП «Атамекен» Бакытбек Кадиров
Причина проста: хронические проблемы с транспортировкой. По его словам, инфраструктура не готова к увеличению экспорта и перевозок. И даже при ее готовности, транзитные перевозки не сокращаются, что мешает экспорту.
«Необходимо уже сейчас начать планирование перевозок на сентябрь-октябрь, чтобы снизить нагрузку на элеваторы и обеспечить своевременный экспорт в Узбекистан и Китай. Если госорганы не примут меры, в сентябре мы столкнемся с серьезными проблемами» Предупреждает Бакытбек Кадиров
Усложняет ситуацию невывезенный еще с прошлого года груз в Китай, который наносит государству ущерб в миллионы долларов.
ElDala.kz
«Созданный зерновой коллапс – результат нерегламентированной деятельности госорганов, отсутствия единого регулирующего документа и четко выстроенной системы планирования перевозок» Бакытбек Кадиров
По его словам, имеет место и финансовая заинтересованность национальной компании в доходах транзитных перевозок в ущерб национальному экспорту.
«Этот коллапс можно предотвратить, если начать принимать меры прямо сейчас и согласовывать планы. Элеваторы должны разгружаться заранее, чтобы подготовиться к нынешней ситуации. Но мы, из-за переходящих остатков и плохой координации строительно-монтажных работ, снова сталкиваемся с этими проблемами» Бакытбек Кадиров
Ситуация требует срочных и решительных действий. Национальная палата предпринимателей призывает к пересмотру планов в логистическом секторе, усилению ответственности заинтересованных ведомств и обеспечению реальной поддержки экспорта.
«Министерство транспорта под правительственным контролем должно инициировать усиление перевозок угля во избежание зернового коллапса осенью. В планы КТЖ должно войти создание механизмов для обеспечения паритетных перевозок, составление диспетчерского расписания и разгрузка элеваторов. Без этих мер серьезные потери для экономики неизбежны» Национальная палата предпринимателей
Татьяна ЗЛАЯ