Дроны-доставщики и воздушное такси: как технологии изменят Казахстан

4356
Фото: depositphotos.com

Аэромобильность выходит на передовую технологического прогресса, и ключевым элементом этого перехода становятся вертипорты — специализированные площадки для взлёта и посадки воздушных аппаратов вертикального взлёта (eVTOL), включая как пассажирские, так и грузовые версии, а также вертолёты. Вертипорты могут располагаться на крышах зданий, на специальных платформах или вблизи транспортных узлов, интегрируясь в городскую и региональную инфраструктуру.

Мировые примеры демонстрируют стремительное развитие сектора. В Великобритании проект Urban-Air Port в Ковентри стал первым коммерческим демонстрационным хабом аэромобильности. Первый в мире действующий вертипорт был запущен ещё в апреле 2022 года. Ковентри был выбран не просто так: в регионе сильно развита аэрокосмическая промышленность, рядом находятся крупная транспортная магистраль, торгово-офисный комплекс и железнодорожная станция. Важным преимуществом вертипортов перед стандартными вертолётными площадками, помимо экологичности, является также и то, что они занимают на 60% меньше места и могут быть приспособлены в местах сверхплотной застройки. К 2027 году планируется построить ещё 200 вертипортов.

Американская компания Joby Aviation, которая разрабатывает eVTOL совместно с Управлением дорог и транспорта Дубая (Roads and Transport Authority, RTA), а также со Skyports, создающей и эксплуатирующей инфраструктуру для eVTOL, начала строительство в Дубайском международном аэропорту (DXB) первого из четырёх планируемых в эмирате Дубай вертипортов. Вертипорт предназначен для интеграции с мультимодальной транспортной сетью Дубая и призван обеспечить бесшовную связь со станцией Emirates 2 в Дубае, аэропортом DXB, парковочной инфраструктурой и другими вариантами наземного транспорта.

Согласно обновлённым карте и прогнозу мирового рынка вертипортов на 2025–2029 годы, за пять лет планируется строительство по миру более 1,5 тыс. вертипортов на общую сумму более 1,5 млрд долл. США. Больше половины из них придётся на страны Дальнего Востока: 794 вертипорта на сумму 817 млн долл. США. На рынке вертипортов на Дальнем Востоке доминирует Китай, где в настоящее время запланировано или рассматривается строительство 182 вертипортов в течение следующих трёх лет. Большинство вертипортов в этом регионе будут построены на новых участках. На рынке также доминируют две огромные программы вертипортов: только в провинции Гуандун местные власти планируют построить 100 вертипортов по всему городу к 2027 году.

Китай занимает лидирующие позиции в отрасли: компании EHang, AutoFlight и XPeng активно проводят пилотные полёты и уже запустили первые маршруты в крупных мегаполисах. EHang получила одобрение сертификации от CAAC (авиационного управления Китая) для своих беспилотных eVTOL, а китайские города Шэньчжэнь и Гуанчжоу интегрируют вертипорты в общегородскую транспортную систему.

Согласно данным аналитиков GMI, мировой рынок продвинутой воздушной мобильности (AAM) в 2024 году оценивается в 11,5 млрд долл. США, а к 2034 году достигнет 73,5 млрд долл. США. Ожидается, что сегмент инфраструктурных решений (вертипортов, станций зарядки, систем организации воздушного движения и других основополагающих компонентов, которые позволят безопасно и эффективно интегрировать UAM в городскую среду) будет иметь самый высокий среднегодовой темп роста на рынке AAM. Рынок грузовых перевозок, по прогнозам, будет расти и достигнет 26,4 млрд долл. США к 2034 году. Рост обусловлен увеличивающимся спросом в индустрии электронной коммерции и потребностью в решениях для быстрой доставки «последней мили». Кроме того, достижения в области автономных технологий и развитие беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) ещё больше повышают эффективность грузовых перевозок. На этом фоне Казахстан имеет серьёзный потенциал интеграции в глобальные цепочки аэромобильной логистики.

Грузовые дроны и eVTOL становятся новой парадигмой в логистике. Их преимущества — быстрые поставки на короткие и средние расстояния, обход наземных пробок, низкий уровень выбросов, автономность и гибкость.

В странах с обширной территорией, таких как Казахстан, применение грузовых eVTOL особенно актуально. Подобные аппараты могут использоваться для доставки срочных грузов между отдалёнными регионами, транспортировки медикаментов, деталей и критически важной продукции. Особенно ценным становится это решение в условиях стихийных бедствий или перебоев в работе традиционного транспорта.

Казахстан также может стать важным транзитным узлом между Китаем и Европой, предложив гибридные маршруты, где часть пути покрывается наземной логистикой, а часть — аэромобильной доставкой. Это открывает возможности для трансграничных eVTOL-хабов на востоке и западе страны. Близость Китая — ключевого участника евразийских коридоров — увеличивает значение аэромобильных решений для масштабной логистики нового поколения в РК.

Для Казахстана внедрение вертипортов и развитие аэромобильной инфраструктуры несёт целый ряд преимуществ:

• создание новых рабочих мест — потребность в техническом персонале, пилотах, диспетчерах, инженерах по обслуживанию eVTOL;

• развитие региональной инфраструктуры — получение доступа малых и средних городов к современным транспортным решениям;

• рост транспортного потенциала — повышение связанности между регионами, особенно труднодоступными;

• интеграция в международные коридоры — увеличение роли Казахстана как логистического узла между Азией и Европой;

• развитие образовательных программ — открытие профильных направлений в казахстанских вузах, в том числе двухдипломных программ в сотрудничестве с зарубежными университетами; обучение студентов за рубежом, в том числе в рамках программы «Болашак»;

• формирование профессий будущего — создание спроса на высококвалифицированные кадры в инженерии, управлении, IT, регулировании и обслуживании.

При проектировании вертипортов всё больше внимания уделяется бесшовной интеграции с другими видами транспорта. Это включает в себя развитие вертипортов рядом с железнодорожными вокзалами, аэропортами и крупными дорожными сетями для создания эффективных транспортных узлов.

Особого внимания в этом плане заслуживает новый строящийся «умный» город Алатау близ Алматы, как и специальная экономическая зона «Алатау», расположенная в непосредственной близости от крупнейшего южного мегаполиса РК. Там возможно тестирование аэромобильных решений в условиях городской и технопарковой среды. Наличие НИИ, стартапов, IT-компаний и транспортных институтов делают Алатау подходящей площадкой для пилотных запусков и демонстрационных проектов. Заметим: 29 мая 2025 года в рамках Astana International Forum состоится панельная сессия Alatau City: The Future is Now, посвящённая потенциалу Alatau City как технологичного городского пространства, интегрирующего передовые технологии в сферах Proptech, LAE и UAM. В обсуждении примут участие эксперты, инвесторы, девелоперы и представители государственных органов.

Аэромобильные хабы и вертипорты — не просто футуристическая концепция, а реальный инструмент транспортной трансформации. Для Казахстана они могут стать драйвером экономического роста, регионального развития и международной интеграции. В условиях активной урбанизации и необходимости транспортного сообщения с отдалёнными территориями продвинутая воздушная мобильность открывает окно возможностей, которое нельзя упустить.

Международное информационное агентство «DKnews.kz» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKnews.kz» © 2006 -